Президент России Владимир Путин прибыл на Афон для участия в мероприятиях, приуроченных к 1000-летию появления русских монахов на Святой горе. Благодаря непрерывной трансляции греческого телевидения, сокровенная духовная жизнь главы государства была вынесена на всеобщее обозрение. Российский телеканал «Царьград» рассказывал о паломнической поездке в режиме телемарафона. А то, что Владимиру Путину дозволили сесть в кресло византийских императоров (хотя он предпочел отстоять молебен), и вовсе назвали интронизацией российского президента. «Лента.ру» наблюдала за визитом Путина и на Афон и как его освещали.
Византийский трон
Российского президента ждали на пристани к 14.00. От привычного вертолета пришлось отказаться, на Афон Путин должен был прибыть на катере. В означенное время на горизонте замаячило утлое суденышко. И мелькнула мысль: неужели он приедет вот так по-простому, даже без охранников. Но суденышко вскоре пропало из виду. К пристани приблизился белоснежный катер. Оттуда быстро выскочили мужчины в строгих костюмах и с чемоданами в руках. За ними — личные фотографы Путина и сотрудники службы протокола. Через несколько минут пришвартовался еще один белоснежный катер — с министром иностранных дел Греции на борту. И наконец, появился третий, самый большой катер, откуда и вышел президент России.
В предыдущий визит на Святою гору Путин был одет во все черное. На этот раз он предпочел синий костюм. Правда, без галстука. И тут же снял пиджак — на пристани нещадно палило солнце. Российский президент по очереди поздоровался с представителями Священного Кинота (исполнительная власть) и с митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, с которым президент давно и прекрасно знаком.
Тут Путин направился было к машине, но его остановили афонские старцы. Отбросив византийскую дипломатию, они по-простому предложили сфотографироваться на память. Так Афон стал одним из немногих мест на земле, где охране Путина пришлось отступить назад и не вмешиваться.
А Путин отправился в Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы — соборный для всего Афона, история которого насчитывает добрую тысячу лет. На Горнем месте в алтаре храма — чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть», наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери. К ней и приложился Путин, встав затем к Византийскому трону (а вовсе не сев в него).
Охранники и сотрудники протокола не оставляли Путина и в церкви. А телекамеры постоянно фокусировались на его лице.
В вере — опора
После недолгого молебна Владимир Путин поблагодарил братию Святой горы за теплоту и доброту, с которой его уже второй раз принимают в святой обители. «Здесь происходит очень важное и нужное для православного мира деяние. Оно связано с устроением нравственного устоя нашего общества. И вы во многом являетесь источником этого устроения и благодати», — сказал он в приветственном слове.
А на встрече со Священным Кинотом признался, что православие помогает ему приобрести внутреннюю опору. «Многие века русские черпали на Афоне духовные силы и знания. Возрождая сегодня историческую память, традиционную культуру мы рассчитываем на упрочение отношений с Афоном», — обратился он к старцам.
Президент преподнес в дар факсимильную копию рукописи императорских Минологий XI века, которая была привезена со Святой горы в 1654 году. Эта рукопись с золотыми миниатюрами сохранилась лишь в двух экземплярах. Подарок может обрести место в библиотеке монастыря святого Пантелеимона, где президент России встретился с патриархом всея Руси Кириллом, прибывшим на Афон на день раньше.
Патриарх выступил со своим приветственным словом в Успенском соборе. Он говорил о мире, раздираемом противоречиями и конфликтами. Этот мир «остро нуждается в примере согласия и умиротворения, обретаемого во Христе через отречение от себялюбия и потворства греху». «Святогорская монашеская традиция являет собою этот пример. Поэтому Афон так притягателен для множества боголюбцев и людей, только начинающих свой путь ко спасению», — заключил патриарх.
Русский Афон как телемарафон
Прямую трансляцию визита Путина на Афон, а точнее даже телемарафон, устроил канал «Царьград». Его основатель Константин Малофеев — предприниматель, попавший под западные санкции, отмечал, что главная цель телеканала — обращение в православную веру, а также «возрождение былого величия царской России». Царьград активно освещал вооруженный конфликт на востоке Украины, информационно поддерживая сторонников самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
«На планете проживает свыше 140 миллионов человек, которые говорят о себе: "Мы — русские". В России нас 115 миллионов. Это и есть аудитория телеканала и сайта "Царьград"», — говорится на официальной странице телеканала.
В прямом эфире несколько телеведущих, находящихся в студии, комментировали происходящее на Афоне. Со Святой горы включались корреспонденты, озвучивавшие «внутренние афонские инсайды и эксклюзивы», историки рассказывали о прошлом святой обители. Сам Константин Малофеев тоже участвовал в телеэфире. Он рассказывал, что афониты о Путине говорят как о Божьем избраннике, лидере христианского мира и приветствуют его как арамейского императора. Встреча российского президента и патриарха на Святой горе, на его взгляд, имеет огромное значение — это «метафизика геополитики». Нахождение Путина у Византийского трона Малофеев и вовсе назвал интронизацией.
Практически непрерывную телетрансляцию вело и греческое телевидение. Рассказ о пребывании Путина в Афинах также шел на центральных телеканалах в режиме нон-стоп. Такой информационной открытости не было, пожалуй, ни в одной стране, куда прибывал с визитами Путин.
Политические паломники
Каждый год на Святую гору совершают паломничество тысячи верующих из России. Первые русские иноки появились на Афоне еще во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.
Но ни цари, ни императоры российские на Афон не приезжали. Только великие князья Романовы были здесь несколько раз. Известно, что на Афоне побывал и Григорий Распутин. И вроде бы даже спровоцировал какой-то конфликт с монахами.
В советское время, по понятным причинам, поток русских паломников иссяк. Движение начало возрождаться в 2000-е годы. Паломничество на Афон совершали Евгений Примаков, Сергей Шойгу, Сергей Степашин, Юрий Чайка, Георгий Полтавченко. Традицию таких поездок заложил бывший глава РЖД Владимир Якунин. В 2011 году учрежденный им Фонд Андрея Первозванного привозил в Россию с Афона пояс Пресвятой Богородицы. В очередь к этой реликвии выстроились три миллиона человек. За последний год Святую гору Афон посетили 11 тысяч граждан России.