В понедельник, 30 мая, в Москве начал работу новый международный аэропорт. На торжественных мероприятиях, посвященных открытию, присутствовал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Информация о скором появлении четвертой авиагавани появилась еще в начале года, однако сроки несколько раз переносились. «Лента.ру» разбиралась, что представляет собой аэропорт Жуковский, как туда добраться и какие рейсы он будет обслуживать.
Аэропорт Жуковский, ранее носивший название Раменское, открылся на базе Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, функционирующего уже не одно десятилетие. Еще в 1980-х годах аэродром использовался для отправки на Байконур космического корабля «Буран».
Позднее аэродром использовался не только в экспериментальных целях, но и грузовой авиацией. В частности, отсюда выполняли рейсы ФГУАП МЧС РФ, «АЛРОСА-АВИА», авиапроизводители — «Ил», ОКБ «Туполева» и «Сухого», авиация МВД и ФСБ.
В декабре 2013 года стало известно, что на базе аэродрома литовская компания Avia Solutions Group построит новый международный аэропорт. По планам за пять лет в Жуковский инвестируют около 13 миллиардов рублей, будет построено свыше 240 тысяч квадратных метров инфраструктуры.
На первом этапе был открыт пассажирский терминал. Его пропускная способность составляет четыре миллиона пассажиров в год, однако пока им взяться неоткуда.
В будущем к уже существующему терминалу добавится еще один, на территории авиагавани появится сопутствующая инфраструктура — офисные здания, парковка, отели и, возможно, станция «Аэроэкспресса»: в марте компания заявила о готовности организовать перевозки в Жуковский при наличии железнодорожных подходов.
Самым слабым местом аэропорта является пока его транспортная доступность. Добраться на полюбившихся путешественникам «Аэроэкспрессах» сюда невозможно. Чтобы попасть в аэропорт, нужно сначала доехать в метро до станции «Выхино», затем — на автобусе или маршрутке до Жуковского, а уже оттуда — до аэропорта.
Другой вариант — до станции Отдых электричкой, которая отправляется с Казанского вокзала. Время в пути составляет примерно час, стоимость проезда — 102 рубля 50 копеек. Оттуда в аэропорт можно добраться на специальном автобусе.
Третий вариант — такси. Однако расстояние в 50 километров от центра Москвы все же не позволит добраться до авиагавани менее чем за час.
В будущем, помимо «Аэроэкспресса», планируется создать регулярный маршрут автобуса от станции метро «Котельники».
Здание пассажирского терминала Жуковского пока выглядит пустым. На табло над стойками регистрации горит надпись «Жуковский», места для рекламных щитов остаются вакантными, кофейни не работают, полки книжных лавок и магазинов Duty Free пусты.
Известно, что в общей зоне аэропорта будут работать кофейни «Кофе Хауз» и «Шоколадница». В стерильной зоне появится ресторан «БирХаус».
Оператором магазинов беспошлинной торговли в Жуковском выступает немецкая компания Heinemann. Благодаря ей в зоне международных вылетов заработает 500-метровый магазин Duty Free, а в зоне внутренних рейсов — 182-метровый магазин Travel Value.
На первом этапе улететь из Жуковского можно будет лишь в Киргизию и Казахстан. Первый рейс 20 июня выполнит компания Air Kyrgyzstan, которая планирует летать восемь раз в неделю в Бишкек и Ош. Вторым перевозчиком, совершающим рейсы из аэропорта, стал казахстанский SCAT. Компания планирует летать в Шымкент, Актобе, Актау и Астану — всего 12 рейсов в неделю.
Ранее аэропорту прочили в клиенты чартерного перевозчика iFly, работающего в интересах компании «Тез-Тур», однако пока компания в Жуковский не торопится. Причина — все та же плохая транспортная доступность.
Вообще Жуковский должен был ориентироваться на лоукостеры. Отсюда, например, должен был летать почивший «Добролет». Однако и новый российский лоукостер «Победа» пока в Жуковский не спешит.
Кроме того, в 2016 году стало известно, что аэропорт будет ориентирован на обслуживание низкобюджетных перевозчиков. Baltic Ground Service, которая входит в Avia Solutions Group, имеет семилетний опыт обслуживания европейских лоукостеров.
В первый год работы в Жуковском планируют обслужить порядка двух миллионов пассажиров, а к 2021-му благодаря открытию второго терминала и появлению сопутствующей инфраструктуры увеличить годовые показатели пассажиропотока до 12 миллионов человек. Власти Подмосковья надеются на создание в Жуковском к 2019 году 5,3 тысячи рабочих мест.
Однако эксперты не разделяют оптимизма собственников аэропорта и правительства Московской области. Александр Ермаков, директор Транспортной практики Strategy Partners Group, сомневается, что новому аэропорту удастся окупиться в обозримой перспективе. «Решение об инвестициях в новый аэропорт принималось, когда спрос на перевозки быстро рос, в расчете на то, что через несколько лет три московских аэропорта — Домодедово, Шереметьево и Внуково — будут перегружены. В настоящее время в условиях кризиса и стагнации спроса на авиаперевозки это решение вряд ли бы приняли», — поясняет он.
По оценкам эксперта, пассажиропоток нового авиаузла в ближайшей перспективе не превысит нескольких сотен тысяч пассажиров в год. «Конкурировать с действующими аэропортами Жуковский сможет только низкими аэропортовыми сборами, что вряд ли позволит окупать инвестиции», — резюмирует он.