Встречают по одежке Как в мире выбирают дизайн банкнот

ЦиклГолос денег

Фото: Petros Giannakouris / AP

На текущей неделе на сайте Твоя-Россия.рф завершается первый этап отбора символов для новых банкнот Банка России достоинством 200 и 2000 рублей. Впервые в истории граждане страны сами выбирают, что именно будет изображено на денежных знаках. Пока идет голосование, «Лента.ру» выяснила, как разрабатывали и выбирали дизайн денег для главной мировой валюты — доллара, основной европейской валюты — евро, и норвежской кроны, которая, по мнению редакции, претендует на звание одной из самых оригинальных в плане оформления.

Дух Европы

Когда принималось решение о выборе дизайна для единой валюты зоны евро, рабочая группа установила довольно жесткие требования: никаких национальных или гендерных уклонов, дизайн должен отражать европейские ценности — открытость и сотрудничество в отношениях как между собой, так и с остальным миром.

В 1994 году рабочая группа получила задание представить список тем, которые потенциально могли бы использоваться в дизайне новых банкнот. Темы разрабатывались в тесном сотрудничестве с экспертами по истории культуры, психологами и графическими дизайнерами. В результате получился лонг-лист из 18 сюжетов, включавших в себя европейскую флору и фауну, распространенные мифы и легенды, отцов-основателей Европы и так далее.

Из них всего три темы были представлены Совету Европейского валютного института — предшественника Европейского центрального банка. В шорт-лист попали «Архитектурные эры и стили Европы», «Абстрактный современный дизайн» и «Наследие Европы». В конечном счете на конкурс были отобраны только первые две.

В абстрактном варианте четких требований к оформлению не предъявлялось. Но если дизайнеры выбирали архитектурную тему, то требовалось представить определенную эпоху на банкноте разных номиналов.

Например, на купюре в 5 евро нужно было отобразить классическую (античную) эпоху, на 10 евро — романский стиль, на 20 евро — готику, Ренессанс — на банкноте в 50 евро, на 100 евро предлагались барокко и рококо, двухсотевровая купюра должна была отобразить эпоху стекла и стали, а банкноты высшего номинала — 500 евро — полагалось украсить иллюстрацией современной архитектуры ХХ века.

Кроме того, заранее определялись цветовые гаммы и размеры для банкнот всех номиналов, а также некоторые обязательные для размещения элементы: обозначение номинала, 12 звезд, символизирующих единство стран Евросоюза, аббревиатура Европейского центробанка в пяти языковых вариантах, а также подпись главы ЕЦБ.

К участию в конкурсе допускались лишь дизайнеры, отобранные руководителями национальных центральных банков стран-участниц еврозоны. Каждое государство могло представить не более трех художников, которым отводилось семь месяцев на то, чтобы предложить свои варианты дизайна банкнот всех номиналов, причем либо в одном из стилей (архитектура или современное искусство), либо сразу в двух.

Прием работ завершился 13 сентября 1996 года. К этому дню 29 дизайнеров и дизайнерских команд представили 44 комплекта потенциальных будущих денег. Из них 27 были посвящены архитектурным эпохам, а 17 — современному дизайну.

Художник Банка Австрии Роберт Калина победил в дизайнерском конкурсе Европейского центрального банка

Художник Банка Австрии Роберт Калина победил в дизайнерском конкурсе Европейского центрального банка

Фото: Heinz-Peter Bader / Reuters

Каждому комплекту присвоили трехзначный номер. Жюри, сформированное из независимых экспертов по маркетингу, дизайну, истории искусства, выбрало по пять серий банкнот в каждой из двух тем.

Следующий этап — опрос общественного мнения: 2000 человек из разных стран, собиравшихся присоединиться к зоне евро, ответили на 30 вопросов.

В конце концов был определен победитель: австриец Роберт Калина. И хотя он набрал не самое большое количество голосов в ходе опроса (23 процента против 35 процентов у фаворита), более 75 процентов опрошенных согласились с тем, что его дизайн лучше всего отражает европейский дух.

Американская история денег

Каждому знакомы зеленые купюры с президентами, но не каждый знает, что нынешний облик доллары приобрели относительно недавно — в 20-х годах прошлого века.

Именно с той поры американское казначейство активно используют зеленую краску в оформлении денег. С одной стороны — из соображений безопасности (банкноты старого образца были черно-белыми, их легко подделывали с помощью фотоаппаратов — снимали, распечатывали и разрезали), с другой — по психологическим причинам (зеленый цвет считается цветом оптимизма и надежности).

До унификации доллары были совершенно разными. Первые купюры были выпущены Континентальным конгрессом в XVIII веке. Они были бежевыми с черной рамкой и надписью «Соединенные Штаты Северной Америки». На банкноте была изображена пирамида из 13 ступеней — по одной на каждый штат, входящий в состав молодого государства.

США прирастали новыми территориями, и каждый штат печатал собственные доллары. Так продолжалось вплоть до Гражданской войны. При этом обменные курсы долларов разных штатов отличались. В частности, отпечатанные в Нью-Йорке были дороже, чем выпущенные в Теннесси. Дизайн тоже был разным. На них помещали эмблему банка, который печатал банкноты, номинал и какое-нибудь изображение. Например, статуи Свободы или хлопковых плантаций (было актуально для южных штатов).

В разное время на американских деньгах фигурировали бизоны (10 долларов 1901 года), орлы (1000 долларов 1918 года), индейцы (5 долларов 1899 года) и даже первая леди США Марта Вашингтон (1 доллар 1886 года). Постепенно банкноты приобретали современный вид. В 1862 году на 10 долларах появился президент Авраам Линкольн (позднее он перекочевал на пятидолларовую купюру).

Дизайн американских денег постоянно меняется. Усложняется цветовая гамма, совершенствуются системы защиты, увеличивается или уменьшается количество художественных элементов. К 2020 году в оборот будут введены новые 20, 10 и 5 долларов США.

20-долларовую банкноту посвятили Гарриет Табмен — негритянке, боровшейся против рабства и за равноправие женщин. Ее портрет Табмен разместят на передней стороне купюры. На оборотной стороне по-прежнему будет Белый дом и изображение президента Эндрю Джексона.

Новую 10-долларовую банкноту посвятят истории движения суфражисток. На фоне казначейства изобразят таких деятельниц, как Лукреция Мотт, Соджорнер Трус, Сьюзен Энтони, Элизабет Кэди Стэнтон и Элис Пол. За семь лет до принятия 19-й поправки к Конституции США (предоставила женщинам право участвовать в выборах) активистки провели митинг на ступенях здания Минфина.

Пять долларов расскажут об исторических событиях у мемориала Линкольна в Вашингтоне. В 1939 году, когда концертные залы столицы по-прежнему были разделены по расовому признаку, темнокожая оперная певица Мариан Андерсон, выступавшая за расширение гражданских прав, при поддержке первой леди Элеоноры Рузвельт пела там перед 75 тысячами слушателей. В 1963 году борец за права чернокожих Мартин Лютер Кинг там же произнес свою историческую речь «У меня есть мечта».

Минфин США принимал решение о новом дизайне банкнот с учетом мнения американцев: тысячи людей присылали свои предложения в ответ на просьбу поучаствовать в выборе исторических личностей и событий, которые можно было бы поместить на новых купюрах.

Пиксельная революция

Один из самых оригинальных вариантов дизайна был выбран норвежским Национальным банком.

Сегодня норвежские кроны выглядят вполне традиционно. На них изображены знаменитые граждане страны: художник Эдвард Мунк (автор знаменитой картины «Крик»), писательница Сигрид Ундсет (лауреат Нобелевской премии по литературе 1928 года) и другие.

К 2017 году дизайн будет радикально переделан. ЦБ Норвегии еще в 2014 году объявил конкурс на новое оформление. Основная тема — море. К каждому номиналу был предложен собственный морской мотив: 50 крон должны показать море, объединяющее норвежцев; 100 крон — море, соединяющее Норвегию с внешним миром; 200 крон — море, кормящее людей; 500 крон — море как источник благосостояния; и, наконец, 1000 крон — море, уносящее страну в будущее.

Примечательно, что победителями конкурса признаны сразу две дизайнерские студии — The Metric System и Snohetta Design. Было принято оригинальное решение: изображение, разработанное первой компанией, поместят на лицевую сторону купюр, второй — на оборотную.

The Metric System использовала традиционные мотивы: маяк, лодка, шторм и так далее. Snohetta Design применила абстрактный пиксельный (или цифровой) стиль: традиционные рисунки размываются и превращаются в восьмибитные картины.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше