За время первого этапа отбора символов для новых банкнот в 200 и 2000 рублей на сайте Твоя-Россия.рф пользователи предложили более 5000 символов. 76 из них прошли во второй этап, который стартует 5 августа. Однако за «бортом» остались многие объекты, которые также заслуживают пристального внимания. «Лента.ру» решила собрать самые древние и самые современные символы, которые россияне предлагали на первом этапе голосования.
Самые древние символы
Мамонты (около 40 тысяч лет назад)
В конце июля стало известно, что якутские и корейские ученые клонируют мамонтов. Как рассказал корреспонденту «Ленты.ру» директор Зоологического музея РАН, ученый секретарь Мамонтового комитета РАН Алексей Тихонов, совместные исследования проводят ученые Северо-Восточного федерального университета (Якутск) и сотрудники корейского фонда биотехнологических исследований SOAAM.
Сейчас работы находятся на начальном этапе. В любом случае возрождения этих древних исполинов ждать в ближайшие годы не приходится. Однако это не повод лишний раз восхититься этими животными: их высота достигала 5,5 метров, а масса тела 10-12 тонн.
На Ямале, который считается главным «мамонтовым» регионом России в 2007 году оленевод Юрий Худи нашел мамонтенка Любу. Его уникальность состоит в том, что по сохранности он превосходит все ранее обнаруженные ископаемые останки мамонтов.
Примечательно, что на сайте Твоя-Россия.рф за мамонтов активно голосовали не только жители Крайнего севера (чаще всего их предлагали в качестве символов Салехарда, где в городском музее как раз выставлен мамонтенок Люба, и Якутска, где в 1991 году был создан единственный в мире Музей мамонта), но и, например, Черноземья. Так, мамонта предлагали сделать символом Воронежа. Всё потому, что там находится один из самых знаменитых в стране музеев-заповедников Костенки, а одноименное село названо в честь найденных местными жителями костей вымершего животного.
Аркаим (III — II тысячелетие до нашей эры)
Расположенный в двух километрах к юго-востоку от поселка Александровского (Челябинская область) древний Аркаим постоянно всплывает в различных эзотерических текстах. Его называют местом силы, прародиной славян и ариев и, ни много, ни мало, — колыбелью человеческой цивилизации и родиной Заратустры. Никаких документальных подтверждений этому нет. Впрочем, отсутствие доказательств не помешало известному сатирику Михаилу Задорнову даже выпустить фильм «Аркаим: стоящий у солнца».
При этом обнаруженный в 1987 году Аркаим интересен и без эзотерики. Он представляет собой комплекс из укрепленного города, двух некрополей и останков древних пастбищ. Удивительно, что в городе, существовавшем в III — II тысячелетиях до нашей эры, обнаружены не только гончарные и металлургические производства, но и такие городские блага, как ливневая канализация.
Пантикапей (VII век до нашей эры)
Древнегреческий город Пантикапей был основан в конце VII века до нашей эры на месте современной Керчи. Его площадь составляла около 100 гектаров, а главным божеством-покровителем полиса считался Аполлон, которому был посвящен главный храм акрополя.
На протяжении почти семисот лет Пантикапей был столицей независимого Боспорского царства, которое прекратило свое существование лишь в 370-е годы нашей эры во время гуннского нашествия.
Сегодня туристы могут побывать на руинах города, познакомиться с планировкой полиса и увидеть вход в Царский курган.
Херсонес Таврический (422–421 годы до нашей эры)
Древнегреческий полис, который сегодня входит в культурную программу любого путешествующего по Крыму туриста, расположен на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма.
Считается, что Херсонес был единственным античным полисом, который сумел просуществовать до конца XIV века. На протяжении всего этого времени город был крупным политическим, экономическим и культурным центром. Туристы и сегодня могут увидеть херсонесский театр, построенный на рубеже III и IV веков, и вмещающий около трех тысяч зрителей.
Кстати, на сайте Твоя-Россия.рф Херсонес набрал более пяти тысяч голосов и прошел во второй этап.
Джума-мечеть в Дербенте (733—734 годы нашей эры)
Неудивительно, что старейшая мечеть России и СНГ располагается в самом древнем городе страны. Первые упоминания Дербента относятся еще к VI веку до нашей эры, а Джума-мечеть появилась здесь в 734 году нашей эры. На протяжении следующей тысячи лет мечеть несколько раз перестраивалась, достраивалась и реконструировалась.
В 1368-1369 годах она была восстановлена после сильного землетрясения. Над входом в здание и сегодня можно увидеть табличку, напоминающую о тех событиях. В 1930 годах мечеть была закрыта в рамках советской атеистической кампании, а с 1938 по 1943 годы здесь и вовсе располагалась городская тюрьма.
В разгар Великой Отечественной войны Москва приняла решение возвратить мечеть духовенству, с тех пор она больше не прекращала свою работу.
Самые современные
Мост через Надым (13 сентября 2015 года)
Осенью 2015 года жители Надыма наконец смогли с уверенностью планировать свои поездки в соседние Новый Уренгой и Салехард. Ранее, чтобы попасть в эти города местному населению приходилось пользоваться понтонной переправой через реку Надым, однако здесь то и дело образовывались заторы.
Кроме того, дважды в год — во время становления льда и во время ледохода — переправа и вовсе не работала. В сентябре 2015 года был открыт автомобильный мост, через который в перспективе может быть пущена и ветка железной дороги.
Кстати, первый проект моста, связывающего крупнейшие населенные пункты Ямала, появился еще в советское время. Его начинали строить заключенные ГУЛАГа, однако после смерти Сталина и ликвидации системы лагерей работы были остановлены.
«Нижегородский завод 70-летия Победы» (29 марта 2016 года)
Построенное на территории Нижегородского машиностроительного завода оборонное предприятие работает на нужды воздушно-космической обороны. В их числе зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, антенные комплексы, артиллерийские системы, а также минометы.
Кроме того, здесь же создают оборудование для атомной промышленности.
На момент запуска на заводе работали 1007 человек, однако уже в 2017 году, когда производство выйдет на полную мощность, здесь будет трудиться три тысячи сотрудников. Цеха завода занимают площадь в 60 гектаров, стоимость строительства комплекса оценивалось в 45 миллиардов рублей.
Космодром «Восточный» (28 апреля 2016 года)
Первый российский гражданский космодром начали строить в 2012 году, а уже 28 апреля 2016 года с него был произведен первый запуск. На ракете-носителе «Союз» отправились космические аппараты «Ломоносов», «Аист-2Д» и «СамСат-218». Запуск состоялся в пять часов утра по московскому времени.
На август планируется второй запуск с космодрома, на 2017 год — третий. Первый пилотируемый корабль с экипажем должен отправиться с «Восточного» в 2023 году. На данный момент запуски с космодрома распланированы до 2025 года включительно.
Также как и Херсонес Таврический, «Восточный» набрал более пяти тысяч голосов на сайте Твоя-Россия.рф и прошел во второй этап.
Энергомост в Крым (11 мая 2016 года)
Проектные работы по возведению энергомоста в Крым начались в апреле 2014 года, а спустя год уже началось его строительство и монтаж. Украинская энергоблокада полуострова, которая началась в ноябре 2015 года, вынудила российские власти ускорить процесс ввода в эксплуатацию моста. Уже 2 декабря 2015 года в тестовом режиме была запущена первая нитка. Спустя полгода, 11 мая 2016 года был осуществлен запуск четвертой нитки, что позволило снять режим чрезвычайной ситуации, введенный из-за энергоблокады.
Арктический морской терминал «Ворота Арктики» (25 мая 2016 года)
В конце мая Россия сделала очередной шаг по освоению Арктики: Владимир Путин дал старт отгрузке первого танкера с нефтью через новый терминал «Ворота Арктики». Проект, который позволит круглогодично поставлять нефть в Европу по Северному морскому пути, обошелся в 186 миллиардов рублей.
Расположен терминал в акватории Обской губы у полуострова Ямал. Через него будет поставляться нефть марки Novy Port, которую добывают на месторождении Новопортовское. К месторождению, расположенному за Полярным кругом, не проложено трубопровода. Именно поэтому вывоз нефти осуществляется морским путем.
Сами «Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных условиях. Зимой температура в районе терминала опускается ниже 50 градусов Цельсия, а толщина льда достигает двух метров. При этом мощность терминала составляет колоссальные 8,5 миллиона тонн нефти в год.