Зрада, перемога и ганьба — за последние два года русский язык обогатился множеством терминов из украинского политического лексикона. На Украине, однако, с родным языком проблемы. Так, результаты Внешнего независимого оценивания (ВНО) выпускников показали, что хуже всего украинским владеют… на западе страны. «Лента.ру» разбиралась, почему при всех пропагандистских усилиях Киева популяризация украинского языка пробуксовывает.
Внешнее независимое оценивание — это аналоги российского ЕГЭ. Украинский язык на этих тестах — единственный обязательный к сдаче предмет. Результаты экзаменов нынешнего года шокировали украинских националистов и педагогов — провальными они оказались в регионах, которые считаются оплотом национальной сознательности. По словам директора Украинского центра оценивания качества образования Вадима Карандия, в Закарпатской области тесты по украинскому языку и литературе и истории не сдали 27 и 29 процентов соответственно, Черновицкой — 21 и 29, Ровненской — 15 и 18. Лучшие результаты — у школьников Киева, где почти 40 процентов набрали от 160 до 200 баллов.
Со следующего года школьную учебную программу на Украине ждут значительные изменения. Сильной переработке подвергся курс истории — в отдельные темы выделены «Украинская революция 1917-1921 годов», «Советская оккупация», «Установление и утверждение советского тоталитарного режима (1921-1939 годов)». В 11-м классе украинские школьники будут изучать современную историю, в том числе «Агрессию и оккупацию Крыма Российской Федерацией» (Киев не признает референдум 2014 года о воссоединении полуострова с Россией), «Антитеррористическую операцию в Донбассе», победу Украины на конкурсе «Евровидение» в 2004 и 2016 годах. Большое внимание также уделено деятелям, которые «способствовали развитию Украины» — Степану Бандере, Роману Шухевичу, Симону Петлюре, Евгению Коновальцу, Петру Порошенко. Министерство образования и науки Украины пояснило: новая программа необходима для того, чтобы «воссоздать историю страны без политических купюр и идейной заангажированности».
В начале августа были внесены изменения также в программу начальной школы. Министерство образования Украины отменило изучение таблицы сложения и вычитания в полном объеме в первом и втором классах. «Из программы первого-второго класса снято требование относительно знания наизусть таблицы сложения и вычитания в пределах 10-20. Мы оставляем там только до пяти. Они в третьем классе это выучат», — объяснил заместитель министра образования и науки Павел Хобзей. Также скорректирована программа изучения иностранного языка в начальных классах. «Мы отложили письмо на более отдаленный срок, зато будет развитие речи, добавили современные темы для обсуждения», — рассказал чиновник.
Эксперты указывают на несколько причин провальных результатов ВНО по украинскому языку. Во-первых, за прошедшие после госпереворота два года в стране понизился престиж высшего образования, а значит, и оценки волнуют школьников меньше. Украина потеряла четверть промышленности, экспорт в долларовом эквиваленте упал в два раза. Миллионы семей оказались за чертой бедности, сотни тысяч высококвалифицированных специалистов лишились работы и вынуждены искать ее в других странах. В таких условиях уже как-то не до вузов и университетов.
Во-вторых, кризис переживает и сама система образования. В стране реализуется программа сокращения образовательных учреждений. СМИ сообщают, что для получения финансовой помощи Международного валютного фонда Киев обязался уменьшить количество вузов с 802 до 317, школ — на 5 процентов за счет их объединения. Урезаются государственные расходы на подготовку некоторых специальностей.
Эксперты также отмечают, что популярность украинского языка на западе страны меньше, чем может показаться со стороны. Например, компания «Яндекс» регулярно публикует данные о том, на каком языке запрашивается информация. Для украинских националистов показатели просто удручающие — в 2010 году самым украиноязычным регионом оказалась Тернопольская область, но даже там запросов на государственном языке было всего 32,9 процента. В 2014-м в «Яндексе» представили новые данные. По всей Украине только 11 процентов запросов формулировали на государственном языке, остальные — на русском. В трех областях — Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской — количество запросов на украинском колебалось в районе 40 процентов, в других регионах этот показатель был гораздо меньше. В Google ситуация примерно такая же — в десятке самых популярных запросов за 2015 год только два украиноязычных. В разделах «Что такое», «Зачем», «Почему», «Как» нет ни одного запроса на украинском. Характерно также то, что все крупные киевские интернет-издания имеют русскоязычную версию.
На протяжении всей истории Украины лингвистика оставалась одной из главных политических тем. В 2012 году тогдашний президент страны Виктор Янукович подписал ключевой закон «Об основах государственной языковой политики». Вводилось понятие регионального языка — родного для более 10 процентов населения какого-то региона. В его пределах такой язык мог использоваться наравне с государственным. Однако сразу после произошедшего зимой 2014 года государственного переворота Верховная Рада этот закон отменила.
Нынешние украинские политики спорные вопросы все чаще решают не посредством обсуждения и согласования, а мордобоем. В мае националистически настроенные депутаты Рады устроили потасовку возле трибуны в сессионном зале парламента из-за того, что представитель фракции «Оппозиционный блок» Александр Вилкул выступал на русском языке. В феврале в Одессе произошла драка при закладке памятника Небесной сотне (погибшим участникам беспорядков зимы 2013-2014 годов) из-за выступления главы Одесского облсовета Анатолия Урбанского на русском языке. Во Львове местные активисты создали «черную карту» ресторанов, где воспроизводят или исполняют песни на русском языке. В январе этого года ряд украинских артистов и певцов обратились к президенту Петру Порошенко с требованием полностью закрыть украинский эфир для российской видео- и аудиопродукции. По их мнению, она несет элемент пропаганды, «возвеличивает российские войска и идеи Русского мира».
Историк Виктор Пироженко говорит, что украинская молодежь сейчас находится в промежуточном состоянии. «Русский язык доминирует в быту, СМИ, интернете, личном общении. Письменная речь оказалась на нижайшем уровне из-за отсутствия системного преподавания. При этом и украинский язык большинство учащихся не усваивают — он для них остается чужим», — отмечает он. Пироженко добавляет, что провал выпускников запада страны на экзамене по украинскому языку обусловлен отсутствием мотивации. «Понятно, что на бытовом уровне украинский язык они знают, но учить письменный вариант не стремятся. Регион — самый депрессивный в стране, с самым высоким уровнем безработицы. Соответственно, учащиеся ориентированы на отъезд за рубеж для работы на стройках, в качестве подсобных рабочих, обслуживающего персонала. Им скорее нужен польский, чешский, словацкий, может быть, итальянский язык», — заключает историк.