Экономика
00:01, 7 сентября 2016

Нефть под анестезией Как Россия и Саудовская Аравия пытаются оживить рынок черного золота

Марат Селезнев
Фото: Dan Riedlhuber / Reuters

Россия и Саудовская Аравия сделали совместное заявление с целью стабилизировать рынок нефти. При этом все чаще высказывается мнение, что текущие котировки находятся на слишком низком уровне — черное золото должно стоить дороже. Некоторые аналитики полагают, что цена на нефть вырастет и до 100 долларов. 26 сентября в Алжире пройдет неформальная встреча ОПЕК, на которой, как ожидается, члены картеля обсудят заморозку объемов добычи.

Тегеран-16

5 сентября Россия и Саудовская Аравия подписали совместное заявление о необходимости стабилизировать рынок нефти. На фоне новостей об этом черное золото резко подорожало: эталонный сорт Brent на лондонской бирже ICE вырос в цене на 5 процентов и приблизился к отметке 50 долларов за баррель.

Рынок, сперва воспринявший заявление крайне позитивно, начал остывать после публикации документа. Через сутки марка Brent подешевела до 47,3 доллара за баррель, или на 0,7 процента (данные на 13:20 мск 6 сентября).

«Первоначальная реакция рынка была излишне оптимистичной», — отметил в беседе с «Лентой.ру» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов и пояснил, что сейчас на цены влияет не Саудовская Аравия или Россия, а Иран.

«Ситуация действительно интересная. Запасы нефти Ирана примерно в 1,5 раза больше российских и в 1,5 раза меньше саудовских. То есть мы находимся где-то посередине. При этом добыча Ирана составляет менее 4 миллионов баррелей в день, тогда как у нас и у Саудовской Аравии — почти по 11 миллионов баррелей ежесуточно. Логично, что Тегеран со своими запасами нефти в такой ситуации чувствует себя обделенным и очень хочет увеличить добычу. Все понимают, что это угрожает нефтяным котировкам реальным коллапсом», — прокомментировал аналитик.

Декларация стабильности

Нефть стала снова дешеветь после публикации документа, так как он не содержит никаких более-менее конкретных предложений по стабилизации рынка. Заявление состоит из четырех пунктов.

Во-первых, министерства энергетики двух стран признали, что излишнюю волатильность нефтяного рынка необходимо сдерживать. С этой целью чиновники договорились действовать вместе или в кооперации с другими производителями энергоносителей. Во-вторых, Россия и королевство решили сотрудничать в сфере внедрения новых технологий, а также обмениваться опытом и информацией. В-третьих, страны могут создать совместный банк данных перспективных технологий. В-четвертых, в октябре 2016 года Москва и Эр-Рияд проведут первое заседание рабочей группы по нефтегазовому сотрудничеству.

«Россия и Саудовская Аравия лишь договорились о выработке рекомендаций по совместным действиям и мерам для снижения избыточной волатильности цен на нефтяном рынке. То есть ни четких формулировок об ограничении добычи, ни даже дорожной карты. Именно поэтому реакция рынка была короткой и резкой», — комментирует главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.

Более того, после встречи со своим российским коллегой Александром Новаком министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов королевства Халид Аль-Фалих сказал, что Саудовская Аравия не видит необходимости в заморозке добычи нефти. А только она, по мнению многих специалистов, способна сейчас значительно поднять котировки.

К заявлению Москвы и Эр-Рияда традиционно присоединился Тегеран. Уже не в первый раз министр нефти Исламской Республики Бижан Намдар Зангане отметил, что его страна поддерживает любые меры, которые могли бы стабилизировать цены. Вплоть до заморозки производства. Но сам Иран готов оказать поддержку только на словах — страна по-прежнему наращивает добычу, ей надо вернуть утраченные за годы американских и европейских санкций позиции на рынке.

Вопрос справедливости

Несмотря на то что положительный эффект от российско-саудовского заявления постепенно затухает, в последние дни все чаще звучат слова о так называемой справедливой цене на нефть.

Тот же Зангане сообщил, что для Ирана она находится на уровне 50-60 долларов за баррель. Текущая цена на нефть «нас, в принципе, устраивает», говорил 5 сентября президент России Владимир Путин.

«Что касается цены — какой она должна быть. Я дам совершенно конкретный ответ: цена должна быть справедливой. Сейчас — нет, можно было бы чуть повыше», — подчеркнул глава государства.

Как мы видим, у производителей нефти сложился консенсус относительно ценовой ситуации. Он заключается в том, что углеводороды должны стоить дороже нынешних 47 долларов за баррель. Чтобы поднять стоимость сырья, необходимо сбалансировать рынок (проще говоря, свести спрос и предложение — последнее сейчас избыточно).

Балансировка может произойти как естественным путем — например, за счет роста потребления нефти в мире (ОПЕК, к примеру, прогнозирует рекордный спрос на черное золото в 2017 году — на уровне 95,41 доллара за баррель), — так и искусственным. Второй вариант предусматривает реальный договор о снижении или заморозке добычи. Такое решение может принять только ОПЕК, производящая примерно треть мировой нефти. Россия же готова поддержать заморозку. По словам Путина, такая мера была бы правильной. «Мне очень хотелось бы надеяться, что все участники этого рынка, заинтересованные в сохранении стабильной и справедливой мировой цены на энергоносители, все-таки в конце концов примут необходимое решение», — отметил он 2 сентября.

Ожидается, что 26 сентября в Алжире состоится Международный энергетический форум, в рамках которого проведут встречу страны ОПЕК. На ней может быть рассмотрен вопрос о заморозке добычи. Ранее, на июньском саммите в Вене, картель не смог прийти к соглашению из-за позиции Ирана, не захотевшего ограничивать собственные растущие объемы производства. Кроме того, неудачу потерпела дохийская встреча в апреле. В ней участвовала и делегация из России.

Возможно похолодание

Эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев считает, что ОПЕК на предстоящей встрече 26 сентября c высокой вероятностью решит заморозить добычу с оговорками в пользу Ирана.

«В этом случае коридор цен может сместиться в зону 35-55 или даже 40-60 долларов за баррель, но вряд ли выше», — прогнозирует он. Картель и Россия в последнее время наращивали производство, и заморозка, если о ней договорятся, произойдет на высоком уровне добычи, дополняет эксперт. А Саудовскую Аравию текущее положение устраивает, продолжает Алексей Калачев.

«Благодаря низкой себестоимости добычи текущие цены позволяют стране удерживать свою долю мирового рынка за счет стран с высокой себестоимостью. Поэтому вряд ли ее представители будут форсировать ход переговоров», — уверен он.

В случае заморозки добычи картеля на нынешнем уровне (30-31 миллион баррелей в день) мировые цены на нефть стабилизируются в диапазоне 50-70 долларов за баррель, прогнозирует Дмитрий Лукашов из IFC Markets.

Екатерина Крылова из Промсвязьбанка даже не рассматривает сценарий заморозки добычи нефти. По ее мнению, на алжирском форуме не будет принято никаких кардинальных решений. «Скорее всего, все ограничится очередным коммюнике», — сказала она «Ленте.ру». Эксперт прогнозирует, что нефть в сентябре останется в «фундаментально оправданном диапазоне» 47-50 долларов за баррель.

Впрочем, если договориться не получится, всегда можно просто подождать. Халид Аль-Фалих, к примеру, констатировал, что условия на рынке нефти становятся с каждым днем все лучше — именно поэтому заморозка и не нужна.

А директор по консалтингу компании IHS в России Максим Нечаев и вовсе считает, что цены на черное золото достигнут 100 долларов за баррель к 2024 году. По его словам, увеличение стоимости сырья будет связано с восстанавливающимся балансом спроса и предложения. «Мировая экономика продолжит рост, турбулентные времена пройдут, и излишек нефти, который возник сейчас, будет расходоваться», — сказал эксперт. Он добавил, что экономика будет нуждаться в углеводородах. То есть, опять же, нужно подождать, и нефть снова станет дорогой.

< Назад в рубрику