Экономика
00:03, 13 сентября 2016

Холодное сердце Минфина Почему финансовое ведомство предложило заморозить зарплаты бюджетников

Григорий Коган
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Российский Минфин предложил заморозить зарплаты государственных служащих еще на три года. В июне такое развитие событий предсказывал главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский, увязывая это с грядущей индексацией пенсий. Но индексацию уже заменили единоразовой выплатой. А на повышение зарплат, судя по всему, денег не хватает.

Заморозить все

В Россию приходят заморозки. В начале июля правительство одобрило заморозку бюджетных расходов на 2017-2019 годы на уровне 15,78 триллиона рублей в год. Затем вице-премьер Ольга Голодец заявила о заморозке пенсионных накоплений (какое решение в результате примет правительство, до сих пор не ясно). Затем объявили о частичной заморозке текущих пенсий — индексация по инфляции заменена единовременной выплатой в размере пяти тысяч рублей. Теперь Минфин предлагает заморозить зарплаты госслужащих. Обещают, правда, что это не коснется самых уязвимых и социально значимых категорий работников — врачей и учителей.

Очевидно, что все эти меры направлены на то, чтобы вписаться в лимиты по расходам (те самые 15,78 триллиона рублей). Что касается оборонных расходов, то здесь Минфин предлагает и вовсе провести сокращение — на шесть процентов с 2017 по 2019 год.

В 2016-м запланированный бюджетный дефицит составляет 2,36 триллиона рублей — это три процента ВВП. Ожидаемые доходы казны — 13,74 триллиона рублей, расходы — 16,1 триллиона. Такое соотношение должна обеспечить цена на нефть Urals в 50 долларов за баррель.

С января, когда нефть обрушилась до 27 долларов, цена восстановилась до нынешних 47 долларов. Но это меньше значения, заложенного при планировании бюджета. Уже сейчас можно говорить о том, что экспертные оценки, согласно которым среднегодовая цена составит 45 долларов, скорее всего, верны.

Надежды на то, что ведущие страны-нефтепроизводители договорятся о сокращении добычи и резко поднимут стоимость углеводородов, весьма призрачны. Для России это означает, что деньги на покрытие дефицита бюджета придется брать из Резервного фонда, а после его исчерпания — из Фонда национального благосостояния. Вполне вероятно, что правительство прибегнет к заимствованиям на внутреннем рынке. И разумеется, всегда в резерве остается такой мощный инструмент пополнения казны, как девальвация рубля.

Минфин также предлагал увеличить налоговую нагрузку, однако эту инициативу не поддержали. Финансовое ведомство изо всех сил старается, с одной стороны, сэкономить на расходах, а с другой — найти способы увеличить доходы. Можно, конечно, сетовать на прижимистое ведомство, не желающее индексировать зарплаты и пенсии. Но в условиях сокращающейся экономики можно порадоваться хотя бы тому, что зарплаты бюджетников не урезают.

Кому сколько

До сих пор для госслужащих ежегодно предполагалось некоторое повышение зарплаты вслед за инфляцией (в зависимости от категории работника). У кого-то это соответствовало росту цен, у кого-то — было чуть ниже, а у кого-то — несколько выше. В среднем же индексация зарплат «государевых людей» то отставала, то опережала общий рост потребительских цен.

Так, по данным Росстата, в 2015 году зарплаты выросли на 5,5 процента, в то время как жизнь россиян подорожала на все 12,9 процента.

По итогам первых шести месяцев текущего года среднемесячная начисленная зарплата гражданских служащих выросла на 7,7 процента к аналогичному периоду прошлого года, составив 39,1 тысячи рублей. Инфляция же с начала года, по данным статистического ведомства, — всего 3,3 процента.

В региональных и федеральных органах власти на конец июня на должностях государственной гражданской службы насчитывалось 675 тысяч работников или 42,3 процента всех, занятых в этих органах. В муниципальных службах было 309 тысяч работников или 64,7 процента всех, занятых в органах местного самоуправления.

Меньше популизма

На фоне разговоров о том, что пора затянуть пояса, фиксация зарплат — вполне неплохой сценарий. Стабилизация — все-таки не секвестр. Не заплатят больше, но и не урежут.

Таким образом, проявляя умеренный пессимизм, Минфин обеспечивает себе свободу маневра: улучшится конъюнктура — проиндексировать зарплаты можно всегда. А не улучшится — на всякий случай надо заранее освободиться от лишних обязательств, чтобы потом их не нарушать.

Минфин вольно или невольно выступил не только как финансовое ведомство, но и как определенный социальный институт, который сбивает волну популизма.

Так или иначе, но прогноз Bank of America сбывается. У государства пока не хватает денег на все.

< Назад в рубрику