В Берлине 19 октября состоялась встреча в «нормандском формате» по урегулированию ситуации в Донбассе. Беседа лидеров России, Германии, Франции и Украины за закрытыми дверями продолжалась более четырех часов. Накануне переговоров украинский лидер Петр Порошенко заявлял, что не ощущает оптимизма относительно возможных итогов переговоров в Берлине, «но будет очень рад удивиться». Появились ли поводы для радостного удивления у президента Украины, проанализировала «Лента.ру».
Годовая пауза
Предыдущая встреча в «нормандском формате» по урегулированию ситуации в Донбассе состоялась в Париже больше года назад, 2 октября 2015-го. Тогда в столице Франции Порошенко и президент России Владимир Путин пожали друг другу руки (в этот раз — нет), встреча проходила около трех часов, а по итогам переговоров глава МИД Украины Павел Климкин сделал резонансное заявление: «Это (переговоры в Париже — прим. «Ленты.ру») еще не конец российской агрессии, но это шанс… для того, чтобы украинские флаги появились в Донецке, Луганске и в Симферополе». Что дало повод для столь бурных фантазий украинского чиновника — решительно непонятно. В итогах тех переговоров можно отметить несколько ключевых пунктов, актуальных и сегодня.
Разговор шел об отводе вооружений, доступе наблюдателей ОБСЕ на территорию Донбасса, местных выборах в самопровозглашенных республиках и освобождении пленных. Формальным завершением дискуссии стало одобрение (по крайней мере тремя сторонами) так называемого плана Мореля, суть которого в следующем: Киев должен разработать специальный избирательный закон для Донбасса, принять и амнистировать представителей республик, провести местные выборы, и только в том случае, если международные наблюдатели признают их приемлемыми, Украина может вернуть себе контроль над границей (сейчас де-факто это граница между ДНР, ЛНР и Россией). «Это… плевок в лицо Порошенко… Пощечина… План Мореля был навязан Украине в наиболее выгодном для Путина виде», — так подвело итоги встречи для Киева известное западное информагентство Bloomberg.
Результаты состоявшихся в Париже переговоров, как видно, настолько смутили украинскую сторону, что далее последовали попытки сменить формат дискуссии. Например, в декабре 2015 года о желании войти в процесс урегулирования в Донбассе внезапно заявила Польша. В случае удовлетворения такой заявки Варшава лоббировала бы и присоединение к «нормандскому формату» США. Как пояснял пресс-секретарь президента Польши Марек Магеровский, нужен более широкий формат переговоров, чтобы «давление на Россию было более эффективным».
К слову, накануне нынешней встречи в Берлине тема включения США в состав переговорщиков была поднята в очередной раз группой «Друзей Украины», которая состоит из бывших европейских чиновников. «"Нормандский формат" помог заключить минские соглашения, после чего наблюдалось улучшение диалога между сторонами конфликта. Однако для того, чтобы двигаться дальше в направлении завершения войны, нужно серьезно обновить формат и привлечь к нему всех подходящих игроков, в том числе и США», — говорилось в заявлении группы.
После встречи лидеров стран в Париже украинская сторона, которая, очевидно, не собиралась выполнять достигнутые договоренности, принялась усиленно торпедировать их практическими действиями в Донбассе. С того времени было организовано несколько встреч на уровне глав МИД, однако было очевидно, что кардинально изменить ситуацию они не могли. «Мы на протяжении месяцев бьемся над тем, чтобы склонить Москву, Киев и сепаратистов (так на Западе называют самопровозглашенные республики Донбасса) к дальнейшей реализации принятых ими же самими договоренностей. Если в этой сфере — поиске политического решения — и говорить о прогрессе, то этот успех будет сопоставим с темпом улитки, продвигающейся вперед по миллиметру», — констатировал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер накануне двенадцатой по счету встречи глав дипломатических ведомств стран «нормандского формата». А в августе, после печально известной вооруженной провокации, организованной в Крыму Главным управлением разведки Минобороны Украины, президент России заявил, что переход Киева к террору вообще лишает смысла любые переговоры в «нормандском формате».
Украина очень просит
Уже 25 августа стало понятно, что украинская сторона не выдерживает такого бойкота и по сути идет на шантаж. «Мы настаиваем и надеемся, что работа в "нормандском формате" будет возобновлена в обычном режиме. Без этого нельзя ожидать какого-либо прогресса в том, что касается выполнения минских договоренностей», — сказал Порошенко в интервью американскому телеканалу CNN. В первые дни сентября Олланд анонсировал проведение новых переговоров «нормандской четверки», а пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Москва пока не подтверждает свое участие.
14-15 сентября Киев посетили главы МИД Германии и Франции, и возобновление «нормандского формата» стало одной из главных тем переговоров. Неизвестно, о чем шла речь в кулуарах, однако в части публичных заявлений киевские чиновники остались верны себе. Так, министр иностранных дел Климкин перечислил условия для встречи «нормандской четверки»: выполнение Россией минских договоренностей, «четкое видение последовательности шагов и одновременно гарантия их выполнения с российской стороны». Сигнал украинцам был послан такой: если встреча состоится, то это мы Россию «заставили».
Новая тема так называемой дорожной карты имплементации минских договоренностей по Донбассу стала главной фишкой Киева перед встречей в Берлине. Дело дошло до очередного ультиматума с украинской стороны: пока не будет согласована дорожная карта, встреча вообще не состоится. Сам Порошенко был не столь категоричен, однако следовал в том же направлении.
Также нельзя не обратить внимание на заявление главы Донецкой области (подконтрольной Киеву части) Павла Жебривского. Чиновник, назначаемый президентом и подчиняющийся ему, за два дня до переговоров в Берлине высказал мнение, что «нормандский формат» себя в принципе исчерпал, и в ситуацию должны экстренно вмешаться США и Великобритания, поскольку «ни Франция, ни Германия не брали на себя обязательств относительно гарантий нашей безопасности». Понятно, что сам президент Украины такие тезисы озвучить не мог, поэтому предложить вариант, о котором мечтают власти страны, был призван Жебривский.
В сухом остатке
По итогам переговоров в Берлине Порошенко озвучил две главные «перемоги» (по-украински — победы). Первая — согласование введения вооруженной миссии ОБСЕ в Донбасс, которая «должна обеспечивать безопасность как во время избирательного процесса, так и на переходный период». Отдельно глава Украины подчеркнул, что это решение поддержала и Россия. Однако, как всегда, есть нюансы. Так, канцлер Германии Ангела Меркель уже объяснила, что введение вооруженной миссии ОБСЕ — далеко не самый срочный вопрос, более того — «как только будет закон о выборах в Донбассе и другие сдвиги, можно говорить о вооруженной миссии». Такой закон Порошенко не сможет провести через не подконтрольную ему сегодня Верховную Раду (лагерь президента неоднократно пытался это реализовать ранее и всякий раз терпел неудачу), поэтому «перемога» обращается в ничто, не говоря о «других сдвигах», которые Киев обеспечивать явно не намерен. Нельзя забывать и о неоднократно высказанной негативной позиции республик Донбасса относительно введения любой западной вооруженной миссии. Договориться можно о чем угодно, но реализовать это на практике без поддержки на местах — совсем другая история.
Второй якобы успех — согласование вопроса разработки пресловутой дорожной карты имплементации минских договоренностей. «Это главная задача, которую мы ставили перед собой в последние полгода… Еще полгода назад о дорожной карте никто и слышать не хотел, но это стало возможным благодаря настойчивой позиции украинской стороны», — заявил прессе Порошенко. Однако никаких реальных договоренностей, выгодных Киеву, на самом деле нет. О таком документе можно договариваться как угодно долго, но каким будет его содержание в итоге — сейчас сказать невозможно. Отдельный большой риск для лагеря украинского президента — высказанное западными партнерами на переговорах требование немедленно начать подготовку к местным выборам в Донбассе.
Если подводить общий итог — достижений нет, а есть проблема: в Берлине нынешний лидер Украины взял на себя ряд трудно выполнимых обязательств по Донбассу. Вполне возможно, что у Порошенко есть запасной план действий, но сегодня на кону его политическое будущее и репутация в глазах «европейских партнеров». Лидеры ЕС уже явно охладели к Киеву с его постоянными внутренними разборками и коррупцией, так что провал нынешних обязательств по урегулированию ситуации может стать последней каплей.