«Шахматисты теряют по два-три килограмма веса за партию» Никита Ким — о неудаче Карякина и дальнейшем развитии матча за шахматную корону

Сергей Карякин

Сергей Карякин . Фото: Jason Kempin / Getty Images for Agon Limited

В десятой партии поединка за мировую шахматную корону россиянин Сергей Карякин потерпел первое поражение от норвежца Магнуса Карлсена. К очередному выходному дню соперники подошли в паритете — 5:5. Первый вице-президент шахматной федерации Москвы, глава фонда «Шахматы в школе» Никита Ким рассказал «Ленте.ру» о причинах неудачи Карякина и первой победе Карлсена и дал прогноз на оставшиеся партии чемпионата.

«Лента.ру»: Насколько неожиданным стало поражение Карякина в десятой партии?

Никита Ким: Изначально было понятно, что матч еще не закончен, а действующий чемпион мира не сломлен. Нужно понимать, что после поражения в восьмой партии Карлсен не перестал быть собой. Он один из величайших шахматистов планеты, первый номер рейтинга Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Одна неудача в матче за шахматную корону ничего кардинально не изменила: норвежец все еще опасен, что он, собственно, и подтвердил.

Почему Карякину не удалось устоять?

Чтобы играть с действующим чемпионом мира на равных, нужно сохранять гиперконцентрацию на протяжении всей партии, один неточный ход приводит к катастрофе. В районе 20-го хода россиянин мог форсировать ничью. Непонятно, то ли Сергей случайно упустил этот шанс, то ли переоценил свои возможности и хотел довести дело до победы, но дальше норвежец продемонстрировал свой высочайший класс.

Выгода игры белыми фигурами ясна. Насколько это важно на столь высоком уровне?

Сила Карлсена — не столько в дебютной подготовке, он мастер равных и чуть лучших позиций. Никто в мире не умеет так эффективно добиваться результата, понемногу улучшая положение ход за ходом. К сожалению для нашего шахматиста, в последней партии так и получилось.

Счет в матче стал 5:5. На чьей стороне психологическое преимущество?

Уверен, поражение Карякина не сломает. Счет равный, по регламенту предстоят еще две партии, а дальше тай-брейк. Быстрые партии, блиц. Если и они закончатся вничью, играется партия-армагеддон. Шахматисты тянут жребий: тот, кому выпало играть белыми, имеет на минуту больше времени, но обязан победить; у того, кому достались черные, на минуту меньше времени, но для победы ему достаточно свести партию к ничьей. Такого, кстати, в истории шахмат еще не было.

Так кому все-таки будет легче в психологическом плане?

25 ноября у соперников выходной, Карякин получит столь необходимое для восстановления после поражения время. Что будет дальше — никому не известно. Может, все будет как на Евро-2008, когда Россия играла с Голландией. Ван Нистелрой сравнял счет, но наши футболисты завелись и разорвали соперника в дополнительное время. Карякин — психологически крепкий шахматист, он не раз доказывал, что он — мужчина, воин, способный с достоинством выходить из трудных ситуаций.

С чем связана нервная реакция Карлсена на поражение в восьмой партии? Ведь он действующий чемпион мира, нервничать должен претендент.

Я видел Магнуса на разных соревнованиях. Видел, что он может реагировать на неудачи чересчур эмоционально. От этого он не становится менее выдающимся шахматистом и достойным человеком. Просто Карлсен — парень, живущий шахматами, для которого нет ничего важнее победы. Он злится не на окружающих или на соперника, а на себя или на карму. Он обычный человек и имеет право на эмоции.

Сергей Карякин (слева) и Магнус Карлсен

Сергей Карякин (слева) и Магнус Карлсен

Фото: Jason Kempin / Getty Images for Agon Limited

После поражения в десятой партии Карякин тоже был разочарован. В частности, на пресс-конференции раскритиковал норвежского журналиста за глупый, по его мнению, вопрос. Это тоже психология?

Я не стал бы акцентировать внимание на такой мелочи. Мы с вами и представить себе не можем, какое давление и напряжение испытывают Карякин и Карлсен. Они почти три недели сидят друг напротив друга, а до этого на протяжении полугода готовились к матчу, ничего вокруг не замечая и лишая себя всех радостей жизни. Конечно, матч стал апогеем всех трудов, и то, что они проявляют эмоции, совершенно ожидаемо. Я, напротив, удивляюсь их выдержке. Шахматист — очень тяжелая профессия.

С чем можно сравнить семичасовую партию в шахматы на таком уровне по нагрузке?

Сложно сказать. Ребята утверждают, что за партию зачастую теряют по два-три килограмма веса. У Карякина с Карлсеном, наверное, не так, иначе они уже давно превратились бы в тростинки, в этаких Фродо Беггинсов, несущих свои кольца силы (смеется). Кстати, и Сергей, и Магнус — в отличной физической форме, каждый из них уделяет время тренировкам — в частности, силовой подготовке. Все это нужно для подготовки к матчу.

Чего можно ожидать от оставшихся двух партий?

Хотел бы отметить, что вне зависимости от исхода матча оба шахматиста уже выиграли. Противостояние Карякина и Карслена вызвало настоящий шахматный бум. Наш вид спорта обсуждают все и везде: в ночных клубах, на улице, на работе, в транспорте — везде говорят о шахматах. Это касается не только нашей страны, но и всего мира. Я только что вернулся из Нью-Йорка, там очереди из желающих посмотреть матч тянутся на квартал. Это при том, что нормальный билет в VIP-зону стоит 600 долларов. У нас есть данные, что за перипетиями матча за шахматную корону в мире так или иначе следят более 150 миллионов человек. И это благодаря Карякину с Карлсеном.

Что касается двух последних партий, лично мне не очень бы хотелось, чтобы кто-то уступал. Уверен, оба шахматиста достойны тай-брейка.

Никита Ким и Вуди Харрельсон (справа)

Никита Ким и Вуди Харрельсон (справа)

Фото: Мария Емельянова

Матч за титул в Нью-Йорке привлек даже звезд шоу-бизнеса. Видели в зале известных людей?

Американский актер Вуди Харрельсон открывал поединок, ему доверили право сделать первый ход в дебютной партии. Хороший парень, никому из желающих не отказал в совместном фото, но мы были уверены, что он вскоре уйдет. Так получились, что я оказался его, назовем так, конфидентом на этом мероприятии. В какой-то момент Вуди предложил сесть за шахматную доску, его соперником оказался Кирилл Зангалис, менеджер Сергея. Затем соперник поменялся, потом это произошло еще раз. В итоге мистер Харрельсон покинул турнир часов в 11 вечера, когда все разошлись и началась уборка помещения.

Призовой фонд составляет миллион долларов, который поделят в пропорции 60/40. Насколько для шахматиста важна финансовая составляющая победы? Или главное, что стоит на кону, престиж?

Не думаю, что шахматистами движет жажда денег, ведь на кону титул чемпиона мира, а значит — шанс войти в историю, обрести бессмертие, если хотите. Кроме того, победа в матче принесет триумфатору негласное звание самого умного человека на планете. А это поважнее богатства.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше