«Сильная и независимая» женщина с десятком кошек — всем известный собирательный образ старой девы. Но что будет, если в этой роли окажется мужчина? Все больше представителей сильного пола предпочитают заводить вовсе не собак, а нежные мурчащие создания. Исследователи считают, что современные молодые люди таким образом дают бой стереотипам о маскулинности, согласно которым лучшим другом настоящего мужика должен быть не менее грозный пес, и дают зеленый свет более интеллигентному типу мужественности.
Они больше не скрывают чувств
Все больше групп и хештегов в соцсетях посвящены взаимоотношениям мужчин с котами.
Например, в Facebook есть сообщества Crazy Cat Ladies and Cat Guys («Безумные кошатницы и кошатники») и It's Okay to be a Cat Guy («Быть котолюбом — это нормально»).
«Долгое время кошатники были в рамках стереотипов. Немужественные. Скорее мягкие, чем жесткие. Скорее женственные, чем мужественные. Пора показать миру, что быть кошатником — это нормально», — говорится на странице It's Okay to be a Cat Guy.
В Instagram на страницу Hot Dudes With Cats («Горячие парни с котиками») подписаны более 70 тысяч человек. Хештег #guyswithcats («парни с котами») использован почти 35 тысяч раз.
Знаменитости — такие как ведущий Хэмиш Блейк, певец Эд Ширан, дизайнер Карл Лагерфельд, актер Рассел Брэнд — тоже публикуют в своих аккаунтах снимки с когтистыми питомцами, сопровождая их нежными подписями.
Дарить питомцам красивую одежду и фотографировать их в ней — это нормально, считают «парни с котами».
Как, впрочем, и отмечать день рождения любимой животинки.
А также проводить вместе время и спать в одной постели.
И даже целоваться.
Какой он, котолюб?
Любовь к кошкам долгое время считалась настолько женской прерогативой, что не существовало гендерной статистики о владельцах животных.
Исследователь Рой Морган недавно изменил эту ситуацию к лучшему — правда, пока изучил только цифры по Австралии. В стране 2,3 миллиона владельцев кошек, из них миллион — мужчины.
Эксперту удалось выяснить, что любящие кошек мужчины зачастую убежденные либералы: на 29 процентов реже считают гомосексуальность аморальной и на 24 процента чаще голосуют за «зеленых» на парламентских выборах.
Также кошатники предпочитают настольные игры и чтение спортивным мероприятиям и ночным клубам и вообще — считают себя интеллектуалами. И главное: вопреки стереотипам, 70 процентов владельцев котов женаты или состоят в отношениях, а вовсе не коротают вечера в одиночестве.
Им не хватало нежности
Хезер Фрейзер преподает социологию в университете Флиндерса и изучает предмет, который называет «котомужественностью». Ей хочется понять, что милые картинки и нежные посты о кошках говорят о современном восприятии маскулинности у представителей сильного пола и в обществе в целом.
По мнению Фрейзер, на становление онлайн-сообщества кошатников повлияли несколько факторов.
Во-первых, это урбанизация: в городе практичнее содержать кошку, а не собаку (не нужно гулять и не требуется много свободного места).
Во-вторых, это метросексуализация: появление в XXI веке молодых людей, достаточно уверенных в себе, чтобы не скрывать от окружающих женственную сторону своего «я».
Исследователь полагает, что любовь к кошкам позволяет современным мужчинам показать свою мягкость и доброту — возможность, которая ранее нечасто им предоставлялась.
Котостереотипы
На протяжении веков исследователи анализировали любовь человека к кошкам, но приходили к довольно категоричным выводам.
«Горячий нрав, громкий лай, наблюдательность собаки делают ее олицетворением мужского начала; грациозная сонливость, робкое мяукание, злопамятность и лицемерие кошки напоминают о женщинах», — писал в 1891 году The Journal of Education.
В начале XX века изображения кошек в женских нарядах использовались в американской антисуфражистской пропаганде, чтобы показать, что дам, добивающихся прав и свобод, нельзя воспринимать всерьез.
В викторианскую эпоху расцвел образ «сильной независимой женщины» — старой девы, коротающей дни в окружении многочисленных пушистых любимцев. И образ, и выражение «безумная кошатница» сохранились до наших дней, найдя отражение в интернет-культуре. Возможно, с появлением в информационном поле кошатников мужского пола клише потеряет актуальность или приобретет более позитивные черты.