Силовые структуры
00:09, 10 января 2017

Детский трепет Монолог сотрудника Генпрокуратуры о преступлениях против детей в России

Алексей Стейнерт (Руководитель отдела отдела «Силовые структуры»)
Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

Конец декабря високосного 2016 года оказался удивительно тяжелым в плане происшествий, в том числе связанных с детьми. Так, 24 декабря СМИ узнали об убийстве в Москве 12-летней девочки, а 27 декабря, тоже в столице, был убит 10-летний мальчик — предположительно, своим 17-летним братом. «Лента.ру» побеседовала с начальником Управления правовой статистики Генпрокуратуры России Олегом Инсаровым о том, как складывается ситуация в сфере преступлений против детей.

Статистика детских страданий

— С 2012 по 2015 год число преступлений в отношении несовершеннолетних в России увеличилось на 14,1 процента, — говорит Инсаров. — Только в прошлом году было совершено 96,5 тысячи преступлений с детьми. Итоги 2016-го нам еще предстоит подвести, но в первом полугодии мы отметили небольшое (на 0,4 процента) снижение количества инцидентов с несовершеннолетними, что внушает оптимизм.

По словам Инсарова, в первые шесть месяцев 2016 года по всей стране было зафиксировано 50,3 тысячи преступлений против несовершеннолетних, в которых пострадали 53,3 тысячи детей. Больше всего пострадавших в Свердловской области и Красноярском крае.

— 22,5 тысячи детей пострадали от преступлений, связанных с обеспечением их развития и воспитания (сюда, в частности, относится невыплата алиментов), — рассказывает собеседник «Ленты.ру». — Причинен вред жизни и здоровью почти 17 тысяч несовершеннолетних — в большинстве случаев в результате побоев.

В 2012-2015 годах преступники причинили вред жизни и здоровью почти 135 тысячам российских детей. В отношении 30,5 тысячи несовершеннолетних совершены преступления сексуального характера. 67 тысяч детей стали жертвами краж, грабежей и других преступлений против собственности. Правовая статистика за этот период зафиксировала сокращение на треть подобных корыстных преступлений, и в текущем году эта тенденция сохраняется (минус 6,5 процента за первые шесть месяцев 2016-го). В 60 процентах краж и 70 процентах грабежей целью преступников были гаджеты детей и подростков. По мнению Инсарова, это связано с тем, что родители, покупая своим чадам не по возрасту дорогие мобильные устройства, не всегда объясняют, как и где ими безопасно пользоваться.

Близкие убийцы

— Конечно, насильственные преступления — это то, на что надзорные органы обращают внимание в первую очередь, анализируя данные по нарушениям закона в отношении несовершеннолетних, — отмечает собеседник «Ленты.ру». — И до нынешнего года, к сожалению, статистика не радовала: если в 2012-м было зарегистрировано 29 тысяч таких преступлений, то в 2015 году — уже 33,5 тысячи, на 15,4 процента больше.

Категория насильственных преступлений против несовершеннолетних (побои, причинение увечий различной степени тяжести), по мнению Инсарова, сегодня наиболее прозрачна.

— Это заслуга сотрудников учреждений и органов, специализирующихся на работе с детьми. Простой пример: каждое обращение к врачам по поводу даже незначительной детской бытовой травмы обязательно проверяется правоохранительными органами. А за тем, чтобы все факты причинения вреда жизни и здоровью детей учитывались надлежащим образом, строго следят прокуроры, — отмечает он.

За 2015-й и первое полугодие 2016-го надзорный орган привлек к ответственности почти две тысячи должностных лиц за нарушения и волокиту по делам, где пострадавшими фигурируют несовершеннолетние.

Особое внимание в прокурорской статистике уделяется убийствам и покушениям на убийство детей. Их число с 2012 по 2015 год снизилось на 16,3 процента, а в первом полугодии 2016-го — на 10,3 процента (234 против 261 за аналогичный период 2015-го). Однако не может не настораживать страшная тенденция: в 2014-2015 годах, как выяснило следствие, каждое пятое покушение или убийство ребенка было совершено членом его семьи. А из 133 таких преступлений, раскрытых в первом полугодии 2016-го, 36 были совершены близкими, причем 33 — родителями.

В сетях взрослых пороков

— Ужесточение наказаний для педофилов неспроста раз за разом обсуждается отечественными законотворцами, — объясняет собеседник «Ленты.ру». — Наблюдается весьма угрожающая тенденция: с 2012 по 2015 год число преступлений против половой неприкосновенности детей в России увеличилось на 38 процентов (с 8,8 тысячи до 12,2 тысячи).

В первом полугодии 2016-го таких преступлений было совершено на 5,1 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (6,6 тысячи против 6,2 тысячи). Причем практически каждая вторая жертва изнасилования — несовершеннолетний. Кто же все это творит?

— К сожалению, нередко такие преступления — дело рук тех, кто имеет непосредственное отношение к семьям пострадавших, — рассказывает представитель прокуратуры, — Из 11 816 расследованных в 2015 году посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних каждое восьмое совершено членами семьи, каждое третье — знакомыми, шесть — опекунами. За первое полугодие 2016 года на таких лиц приходится 51 процент сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних.

Яркий тому пример — история, произошедшая в Республике Саха (Якутия). Преступник, осужденный за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней, регулярно заставлял свою падчерицу пить спиртное, чтобы привести ее в беспомощное состояние. Его деяния долго оставались вне поля зрения правоохранительных органов, потому что совершались в семье.

— Помимо изнасилований и насильственных действий сексуального характера, мы также отмечаем существенный рост случаев изготовления и оборота детской порнографии, — говорит Инасаров. — Есть и еще одно тревожное наблюдение: с 2012 по 2015 год был зафиксирован стремительный (на 133,6 процента) рост числа детей, не достигших 16 лет, которые добровольно вступают в сексуальные отношения. Как мне кажется, виной тому не только упадок нравственности среди взрослых, но и просчеты в воспитании подрастающего поколения.

На защите молчаливых жертв

— Причин преступлений против детей немало, — рассказывает наш гость. — Самые распространенные — неблагополучная обстановка в семье (в том числе алкогольная зависимость родителей, их невнимание к детям и материальные проблемы), равнодушие к детям со стороны других взрослых, подростковое безделье, а в ряде случаев и недостатки в работе отвечающих за несовершеннолетних ведомств и общественных организаций.

По мнению Инсарова, лучшее средство борьбы с преступлениями против детей — это эффективная совместная работа госорганов и общественности. Владеть ситуацией и объективно ее оценивать помогает правовая статистика, в полном объеме имеющаяся в распоряжении Генпрокуратуры России.

— Мы постоянно работаем над расширением возможностей учета сведений. Мы можем сделать, например, акцент на возраст, место совершения преступлений и получить таким образом максимум полезной для превентивных мер информации, — говорит представитель надзорного ведомства.

Однако какие бы технические новинки ни применяли правоохранительные органы, в современной России так же, как и десятилетия назад, необходима серьезная профилактическая работа в отношении детей. Сегодня цель номер один для тех, кто стоит на защите несовершеннолетних, — это донести до детей и их родителей правила безопасного поведения в обществе и своевременно выявить неблагополучные семьи, в которых так часто нарушаются права малолетних.

< Назад в рубрику