Извержение индонезийского вулкана Тамбора более 200 лет назад — одна из самых ужасных катастроф в истории человечества. Были уничтожены целая культура и три островные цивилизации, а все Северное полушарие на год погрузилось в вулканическую зиму. Ученые из США опубликовали работу, раскрыв ранее неизвестное последствие сильнейшего извержения. «Лента.ру» рассказывает, как наука предлагает готовиться к грядущим катастрофам.
В апреле 1815 года активность вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава, который входит в состав Малых Зондских островов, достигла максимума, что привело к масштабному извержению силой семь из восьми баллов по показателю вулканической эксплозивности. При извержении выделилась энергия, эквивалентная 800 мегатоннам тротила. Для сравнения, мощность атомной бомбы «Малыш», сброшенной на Хиросиму, составляла 18 килотонн.
Столб пепла поднялся на сорок километров, и разнесенный стратосферными ветрами вулканический материал значительно уменьшил потоки достигающего поверхности Земли солнечного света. Возникла так называемая «вулканическая зима», а 1816-й вошел в историю как «год без лета». Холод вызвал неурожай, цены на зерно повысились в десять раз. Десятки тысяч европейцев, пострадавших еще от разрушений наполеоновских войн, эмигрировали в Америку.
Рыбку жалко
Извержение повлияло не только на окрестности острова Сумбава, но и на все Северное полушарие. Средняя температура понизилась на 0,4-0,7 градусов Цельсия, а в некоторых областях — на 3-5 градусов. Из-за похолодания сократился посевной период, а четыре волны аномальных летних заморозков (6-11 июня, 9-11 июля, 21 и 30 августа 1816 года) погубили значительную часть урожая в США, Канаде и Северной Европе. Последствия извержения ощущались еще десять лет.
Карен Александер (Karen Alexander) из Массачусетского университета в Амхерсте вместе с другими экологами, климатологами и историками провела собственное исследование, чтобы выяснить, как изменилась жизнь людей после извержения Тамборы. Особое внимание она уделила популяции рыб и промышленному рыболовству.
«Мы подошли к нашей работе как к судебно-медицинской экспертизе. Было много исследований о том, что вулканическая зима, которая длилась 17 месяцев, из-за извержения Тамборы оказала огромное влияние на США, Европу, Китай и многие другие страны. Но никто не изучал изменения прибрежной экосистемы и рыболовства в этот период», — говорит ученый.
В исследовании, объединяющем социальные и естественные науки, использовались данные по экспорту рыбы, погоде, строительству плотин и темпам роста городов близ залива Мэн в США. Последствия заморозков очевидны — падение урожайности, повышение смертности рыб, поэтому основное внимание было уделено социальным аспектам.
В 1800-х годах рыба сероспинка была крайне важна для экономики: как продукт питания, статья экспорта, ее использовали в качестве корма для домашней птицы и удобрения. Из-за похолодания 1816 года популяция сероспинки в водах залива Мэн резко сократилась. Пришлось перестраивать инфраструктуру и налаживать экспорт и потребление скумбриевых, которые не пострадали от заморозков.
Американские ученые уверены, что методы, применявшиеся при изучении залива Мэн в период вулканической зимы, пригодятся в будущем при возможных климатических изменениях. В рамках комплексного исторического подхода можно найти ответы на многие сложные вопросы. Исследователи напоминают, что в последнее время климат не отличается стабильностью и рекомендуют быть готовыми к подобным чрезвычайным ситуациям.
Вулканическая зима
Взрыв было слышно на расстоянии в 2,6 тысяч километров от вулкана, пепел распространился на 1,3 тысячи километров. Конус вулкана разворотило, образовалась гигантская кальдера диаметром семь километров и глубиной 600-700 метров. Взрыв уменьшил высоту вулкана на 1,6 километра (с 4,3 до 2,7 километра). В атмосферу было выброшено 150 кубических километров вулканического пепла. Тяжелые пепельные облака рассеялись лишь спустя две недели, мельчайшие частицы пепла оставались в атмосфере еще несколько лет на высоте до 30 километров.
Погибли около 11 тысяч человек, в основном от пирокластических потоков. Острова Индонезии подверглись удару цунами четырехметровой высоты, унесшего около пяти тысяч жизней. От последствий извержения, вроде голода и болезней, скончались еще 50 тысяч. Резкое изменение климата вызвало эпидемию тифа в юго-восточной Европе и восточной части Средиземноморья, а также привело к возникновению нового штамма холеры в Бенгалии.
Три островных царства — Пекат, Сангар и Тамбора — исчезли с лица Земли. Была уничтожена целая культура вместе со своим языком — тамборским, возможно, самым западным из папуасских языков. Археологи раскопали на месте извержения целую деревню, где проживали более десяти тысяч человек. Нашли необычные дома на сваях с бамбуковыми стенами, много посуды и орудий труда.
Из-за вулканического пепла, разлетевшегося по всей планете, в Англии наблюдались длительные сумерки и закаты. Сумеречное небо вблизи горизонта обычно было оранжевым, красным с фиолетовым или розовым. Это даже сказалось на живописи того времени — в картинах тех лет преобладали именно такие оттенки.
Новая угроза
Судя по последним работам ученых, подобные катастрофы могут повториться. Сам Тамбора уже не представляет такой угрозы, как раньше. После извержения 1880 года никакого увеличения сейсмической активности тут не фиксировалось. Однако внутри главной кальдеры и вокруг паразитических конусов постоянно проводятся проверки, разработан план по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Сейчас наибольшее внимание исследователей привлекает корейский спящий вулкан Пэктусан. Специалисты из КНДР вместе с западными коллегами тоже изучили данные о вулканической зиме 1816 года и пришли к выводам, что извержение вулкана на границе КНДР и Китая может быть даже страшнее, чем взрыв 200-летней давности.
Проанализировав пемзу, вулканические кристаллы и их включения, ученые рассчитали объем газов, содержавшихся в земной коре перед извержением Пэктусана в 969 году, что позволило судить о количестве высвобожденного диоксида серы. Максимальная оценка количества серы, выброшенной при извержении, превосходит то, что попало в атмосферу после взрыва Тамборы. Значит, Пэктусан может вызвать вулканическую зиму даже более суровую, чем в 1816 году.