Новости партнеров

Пожиратели прекрасного

Зачем европейцы тратят миллионы на старые комиксы и африканский примитив

Фото: BRAFA

В Брюсселе с 21 по 29 января проходит одна из самых важных европейских ярмарок искусства Brussels Art Fair (BRAFA). В 2017 году ярмарке исполняется 62 года, однако и на седьмом десятке BRAFA чувствует себя очень хорошо.

Кинетика и арифметика

За несколько дней до официальной даты открытия BRAFA, в просторное здание старинной почтово-таможенной станции Tour&Taxis были приглашены первые потенциальные покупатели, арт-дилеры и журналисты.

132 галереи из 16 стран предлагают искусство всех народов и континентов, от древнеегипетских реликвий до произведений ныне здравствующих художников и скульпторов. На BRAFA можно отыскать интересные вещи за тысячи, сотни тысяч евро, а можно сразу приготовиться к цене в несколько миллионов. Предметы искусства на BRAFA проходят обязательный строгий отбор и экспертизу специальной комиссии — все сомнительное и вызывающее вопросы стараются сразу исключить.

Уже во время дневного осмотра стендов в проходах-«улицах» между галереями расставили столы, накрытые для участников ярмарки и коллекционеров. Рассадка гостей на ужине BRAFA строго регламентирована. На белых открытках, подписанных каллиграфическим почерком, указаны те, кто удостоился чести быть приглашенным на гала-ужин.

Почетный гость BRAFA 2017 — пионер кинетического искусства Хулио Ле Парка. Разноцветные сферы знаменитого аргентинца встречали посетителей при входе на BRAFA и украшали аллеи со стендами. Кстати, оформлением самой ярмарки занимался творческий дуэт Николя де Лидекерк и Даниель Кюло из бюро Volume Architecture.

Девятое искусство

В чем же отличие Brussels Art Fair от TEFAF в Маастрихте и Биеннале антикваров в Париже? Мало где так любят и действительно ценят комиксы, как на BRAFA. В Бельгии их даже называют «девятым искусством». Оригинальные работы могут запросто стоить миллионы. Так, в 2015 году за 2,5 миллиона евро здесь была продана обложка комикса «Загадочная звезда» 1942 года про приключения Тинтина авторства Эрже. Интерес к Жоржу Реми (настоящее имя Эрже) остается стабильным. Главная работа на стенде Belgian Fine Comic Strip Gallery — его рекламный лист Chicoree Pacha/Pacha Chicorei (тушь, гуашь, бумага), оцененный в 600 тысяч евро. Цены на другие работы в галерее начинаются от 20 тысяч евро.

По популярности, но пока не по ценам, с Эрже может посоперничать хорошо упитанный и саркастичный кот, придуманный карикатуристом Филиппом Гелюком. В 1983 году в газете Le Soir была впервые напечатана серия комиксов о похождениях важного кота в костюме и галстуке, быстро завоевавшая успех у читателей. Кот (Le Chat) стал важной фигурой в бельгийско-французской культуре, а картины с его изображением продаются у галереи Huberty Breyne по ценам от тысячи до 20 тысяч евро.

Колониальное прошлое Бельгии присутствует на ярмарке в виде африканских скульптур и масок. К так называемому tribal art относят примитивное искусство Африки, Океании и Индонезии. Коллекционеры и дизайнеры любят эти вещи за особый лаконизм и способность идеально вписываться почти в любой интерьер. Стоимость неуклонно растет: маски для инициации начала XX века (Конго) стоят у Pierre Dartevelle по 30 000 евро, а напоминающий инопланетянина полинезийский бог Тики — 120 000 евро.

Деревянная фигурка «Материнство» из Ашанти (регион республики Гана) оценена ее нынешним владельцем Бернаром де Грюнне (Bernard de Grunne — Tribal Fine Arts) в 200 тысяч евро, а маска тайного общества МВО народности Игбо (Нигерия), имитирующая целое сооружение из волос, продается в галерее Serge Schoffel — Art Premier за 75 тысяч.

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Цена вдохновленных примитивами работ Жана-Мишеля Баскиа доходит на рынке почти до 60 миллионов евро. В Брюсселе же галерея Boon планирует продать схематично изображенную битву двух гениев «Тесла против Эдисона» за 350 тысяч.

Другой легендарный нью-йоркец, титан поп-арта Энди Уорхол представлен оригинальными рисунками. Владельцы парижской Galerie des Moderns специализируются на единичных, нетиражных произведениях художника. За смешного «Кота в тюрбане» просят 48 тысяч евро, а великолепный графический портрет Джейми Вайта, друга Уорхола, оценен в 95 тысяч.

Кстати, прекрасное античное искусство уступает по цене не только tribal art, но и классицизму XVIII века. Мраморная греческая головка IV века до нашей эры у Phoenix Ancient Art стоит 13 тысяч евро, а копия по оригиналу Антонио Кановы «Голова Медузы Горгоны» у итальянцев в Il Quadrifoglio купить можно за 100 тысяч.

Знаковые бельгийские сюрреалисты в Брюсселе в цене и почете. Произведение Рене Магритта «Ноктюрн» продается за 625 тысяч евро (галерея Stern Pissarro). В картине, написанной в 1923 году еще до начала сюрреалистического периода, соединились тенденции кубизма и ар-деко, оттого она не слишком напоминает классические произведения Магритта. На стенде президента BRAFA — Harold t'Kint de Roodenbeke Gallery работы Поля Дельво. Загадочная, как и все творчество Дельво, картина «Сады Александрии» стоит 850 тысяч евро, а графичная «Обнаженная с красным занавесом» — 250 тысяч.

На птичку не жалко

Ювелирных украшений на BRAFA не так много, но они заслуживают внимания. Галерея Epoque Fine Jewels специализируется на украшениях в стиле ар-нуво и ар-деко, хотя и от более поздних вещей здесь не отказываются. Брошь «Райская птица» от Cartier датируется 1950-ми годами, но строгость форм и лаконичность делают ее похожей на ювелирные произведения 1920-30-х годов. На драгоценную птичку ушло 11 карат бриллиантов и 20 карат сапфиров, так что поймать ее удастся лишь за 350 тысяч евро.

В качестве highlights ярмарки (главные, топовые вещи) экспертным советом BRAFA была отмечена уникальная цепочка с подвесками в стиле ар-нуво по эскизу Альфонса Мухи (625 тысяч евро). Созданная ювелиром Жоржем Фуке около 1900 года цепочка состоит из 11 разных секций, включающих жемчужные нити, подвески с геометрическим рисунком и драгоценными камнями (рубины, сапфиры и изумруды).

Другой известный мастер ар-нуво, французский ювелир Рене Лалик представлен у Epoque Fine Jewels изящной «Подвеской с ласточками». За золотые женские профили с развевающимися волосами, в окружении синих эмалевых ласточек просят 220 тысяч евро.

Наши в городе

На BRAFA есть и русское искусство. Дороже всех — Марк Шагал. Его поздние живописные полотна («Невеста и жених в цирке» и «Новобрачные»), висящие друг напротив друга в галерее Boulakia, оценены в 3,2 миллиона евро каждое, а «Букет на голубом фоне» на стенде Stern Pissarro стоит 520 тысяч. Графика дешевле. У той же галереи Stern Pissarro его «Соломон» — эскиз для литографий цикла «Библейское послание» — продается за 160 тысяч евро, а монохромная «Песнь песней» — за 138 тысяч.

За очень строгую, геометрическую работу Василия Кандинского (тушь, акварель) Dunke Seiten 1931 года в галерее Boulakia просят 350 тысяч евро.

Галерея Brenske из Мюнхена специализируется на иконах XVI-XIX веков (русские и греческие). Две русские иконы XVI века, «Огненное вознесение Ильи-пророка» и Спас «Ярое Око» с двумя медальонами, изображающими архангелов (Московская школа) стоят около 100 тысяч евро каждая.

Мраморный бюст графа Николая Демидова (1773-1828), созданный итальянским скульптором Адамо Тадолини, стоит у галереи Desmet. Специальная оговорка владельцев «в районе» 35 тысяч евро означает, что торг уместен. Промышленник Демидов с 1815 года был посланником при дворе великого герцога Тосканского во Флоренции. За свою благотворительную деятельность он удостоился памятника во Флоренции, на площади названной в его честь.

Галерея Clara Scremini выставила работу Марии Кошенковой из Санкт-Петербурга — одной из самых молодых участниц BRAFA. Стеклянная «Овальная петля» была оценена в 6 тысяч евро и успешно продалась еще до официального открытия ярмарки.