Силовые структуры
00:25, 15 февраля 2017

Кассовые сборы С чем связаны нападения на инкассаторов в Москве

Иван Петров
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Дерзкое нападение на фельдъегерей ФГУП «Главный центр специальной связи» — третье по счету серьезное преступление в отношении профессиональных перевозчиков денег за шесть месяцев. И хотя инкассаторы дали мощный отпор бандитам, тенденция явно угрожающая. О том, что сегодня из себя представляет бизнес на крови инкассаторов, «Ленте.ру» рассказали сыщики столичной полиции.

Утром 14 февраля на улице Римского-Корсакова у отделения «Почты России» трое неизвестных в униформе дворников совершили вооруженный налет на фургон фельдъегерей. Mercedes преступников заблокировал служебный микроавтобус, едва отъехавший от отделения почтамта. Как только водитель вышел из салона, чтобы разобраться в ситуации, бандиты открыли огонь и ранили его. Ответным огнем инкассаторов один нападавший был убит на месте, еще один, предположительно, ранен.

Официальной информации о похищенных ценностях или деньгах не поступало — в «Главном центре специальной связи» «Ленте.ру» не смогли оперативно предоставить комментарий по ситуации. Что хотели похитить преступники и удалось ли им это, пока неясно.

Что в грузике

Таинственность груза в таких преступлениях — дело обычное. Даже когда информация оглашается, едва ли суммы соответствуют реальному ущербу.

«Тут масса факторов — банки, например, не заинтересованы в огласке из-за опасений быть скомпрометированными перед клиентами. Частники не хотят объяснять происхождение восьми-девятизначных сумм. Но есть и еще одно неприглядное обстоятельство — рисковые "подработки" перевозчиков в погонах», — рассказывает оперативник, подчеркивая, что не имеет в виду конкретный случай в Отрадном.

По его словам, сотрудники казенных структур систематически неофициально оказывают услуги по перевозке крупных сумм наличности.

«Это касается фельдъегерских подразделений и правоохранительных органов. Чего греха таить, те же полицейские время от времени занимаются такими вещами — у людей есть оружие, удостоверения — вот они и подписываются на перевозку капиталов толстосумов. Иногда в свободное от службы время, а иногда и при исполнении с использованием служебного транспорта. Заезжают за грузом и отвозят в нужное место. Преступлением это не назовешь, но вот со службы точно уволят, если узнают», — рассказывает другой оперативник.

Беда в том, что об этих маленьких хитростях инкассаторов-любителей осведомлены и преступники, которым, коль уж они подписались на особо тяжкое преступление, неважно, в кого стрелять.

Те, кому нечего терять

В текущем году нападение в Отрадном уже второе в столичном регионе. В конце января в подмосковных Химках был убит инкассатор, перевозивший с коллегами наличные одного из торговых центров. Преступники скрылись с выручкой.

По мнению экспертов «Ленты.ру», инкассаторский разбой — самое тяжкое из всех имущественных преступлений. Подписываются на такое чаще всего иностранцы, лица, находящиеся в розыске, — иными словами те, кому нечего терять. Они рассчитывают сорвать куш и начать новую жизнь в другой стране. Встречаются и наркоманы с букетом сопутствующих заболеваний.

«Череда нападений в Москве на профессиональных инкассаторов — тревожный звонок. Полтора года назад муровцы и их коллеги в окружных подразделениях угрозыска полностью очистили город от преступников этой специализации — многих надолго упрятали за колючку, остальные разбежались, кто-то в розыске. Эта сфера преступности долгое время была в ведении криминалитета с Северного Кавказа», — подчеркивают собеседники «Ленты.ру».

Решиться напасть на вооруженных профессионалов без должной подготовки — безумие. Налеты совершались в основном на перевозчиков-дилетантов, вооруженных в лучшем случае травматическими пистолетами.

Все дело в «грязном» нале

«Почему коммерсант пользуется услугами всяких ЧОПов, друзей, сватьев-братьев с дубинами и охотничьими ружьями? Да потому что перевозимые деньги — чаще всего отмытый через "помойки" нал. Официальное обращение на перевозку вызовет массу вопросов, эта информация может попасть в правоохранительные органы. К тому же это дорогое удовольствие», — объясняет оперативник.

Да и услуги частных перевозчиков вышли из моды. Как ни осторожничай, информацию о крупном нале преступники получат. Всегда найдется щель для утечки. Как гласит немецкая поговорка, что знают двое, знает и свинья.

«Уход от налогов — история мутная. Коммерсантам приходится часто иметь дело с сомнительными посредниками. Кому-то мало процента, положенного за теневую сделку, и он разживается комиссионными за слив информации бандитам. Гарантий безопасности предпринимателю, решившему уйти от налогов, никто не дает», — говорит оперативник.

К тому же, по оценкам сыщика, число обнальных контор резко сократилось — а вместе с этим и число перевозок нала.

Как готовят налет

На безрыбье лихие люди и начали эксперименты с нападением на более серьезного противника. Дело это крайне сложное и далеко не всем бандитам удаются сложные операции. Иллюстрация неудачного опыта налетчиков — поимка всех членов шайки, напавших на инкассаторов 8 сентября 2016 года в Москве.

Напомним, изобретательные преступники в медицинских масках подожгли фургон инкассаторов на северо-западе столицы. Дождавшись, когда перевозчики покинут салон машины, грабители отобрали у них наличность. Сообщалось о сумме в миллион рублей. Однако реальная цифра может значительно отличаться от официальных данных.

Главное для преступников — не прогадать с кушем. Тут многое зависит от «набойки» — так на профессиональном сленге сыщики обозначают утечку данных о месте и времени перевозки крупной суммы наличных.

«Если раньше это часто были так называемые инсайдерские сливы, то с развитием технологий и торговых отношений с Китаем, преступники все чаще обходятся без сторонних информаторов, которые всегда были слабым местом в цепи сообщников. Здесь речь идет о терминалах, то есть технических устройствах, которые дистанционно сигнализируют о том, полна ли коробочка. Как только терминал под завязку — жди инкассаторов», — рассказывает сыщик.

Криминалитет, специализирующийся на пунктах обмена валюты, упростил себе жизнь, взяв на вооружение миниатюрные передатчики с сим-картой.

«Заходит дядя поменять 100 долларов. Протягивая кассирше купюры, незаметно закрепляет пластиночку с магнитиком на подвижном лотке под окошком. А потом злоумышленники набирают номер карты и слушают в сторонке, что происходит в "колбе". Приходит клиент пожирнее, меняет солидную сумму в валюте — вот тебе и сигнал к нападению», — объясняет оперативник. Та же схема практикуется и в банках.

Преступной группе приходится позаботиться о многом.

«Во-первых, это машина и связь. Нужен транспорт, который "не звенит", то есть чистый автомобиль, оформленный на стороннее лицо, не осведомленное о планах бандитов. Это может быть, например, угнанная машина. Также преступники используют похищенные с других легковушек номерные знаки, либо дубликаты номеров. Во-вторых, проблема со "специалистами" по такому виду разбоя — большинство из них сидит. Опытный бандит не оставляет за собой "пальчиков" на месте преступления, действует решительно. Он знаком с правилами конспиративной связи по мобильным сетям и интернету».

***

Несмотря на тревожную тенденцию, оптимизм вызывает полицейская статистика, свидетельствующая о высокой раскрываемости подобных преступлений. Тем не менее почти всегда нападения на инкассацию заканчиваются кровопролитием — и увы, погибают и получают ранения не только бандиты.

< Назад в рубрику