В начале апреля фотография эмоционально нажимающего на красную кнопку певца Леонида Агутина в жюри программы «Голос» превратилась в вирусный мем. Сам певец относится к этому с юмором, чего не скажешь о его коллегах по цеху. «Лента.ру» вспомнила других видных представителей шоу-бизнеса, над которыми посмеялись в сети, и выяснила, как они реагировали на шутки и мемы со своим участием.
Мем с нажимающим на красную кнопку Леонидом Агутиным уже неделю активно распространяется администраторами популярных пабликов во «ВКонтакте». Пользователям очень приглянулось эмоциональное выражение лица музыканта, как бы говорящего: «Да гори оно все синим пламенем!» В итоге этот снимок превратился в символ принятия непростых жизненных решений.
Пользователи «ВКонтакте» переносили Агутина в разные ситуации: он раздумывал, стоит ли выключить надоедливый утренний будильник, познакомиться с симпатичной девушкой или сходить с друзьями в бар. «Когда ты пьян в стельку и решил написать сообщение своей бывшей», — гласит текст к одной из самых популярных картинок с музыкантом. На кнопке, понятное дело, значится «отправить».
Сам Агутин рассказал «Ленте.ру», что старается не обращать внимания на внезапную сетевую популярность, ведь с этим все равно ничего не поделать. «Главное, никому не причиняю вреда, даже, как я понял, наоборот», — посмеялся музыкант.
Один из самых старых мемов с российскими музыкантами — хит «Выпьем за любовь» харизматичного композитора и певца Игоря Николаева. Выпущенная в 1995 году песня сегодня не только не утратила своей актуальности, но и значительно увеличила число поклонников музыканта.
Почти забытый к 2014 году трек обрел второе дыхание благодаря обитателям развлекательного ресурса «Пикабу», которые принялись распространять фотографию отдыхающего в бане Николаева с кружкой пива в руке и подписью «Выпьем за любовь». С помощью фотошопа музыканта помещали в самую неожиданную обстановку, а затем и вовсе придумали специальную игру. Согласно правилам, пить за любовь нужно только в трех случаях: когда «блестят сейчас твои глаза», «дрожит хрустальная слеза» и «уже не надо лишних слов».
Свой вклад в распространение мема внес и культовый YouTube-блогер Илья Давыдов (Мэддисон).
Блогер не только записал кавер-версию хита, но и пообещал подписчикам сделать татуировку с портретом Игоря Николаева на груди. Обещание он так и не сдержал, зато подал пример другим YouTube-блогерам, которые принялись наперебой выпускать ремейки на «Выпьем за любовь».
Сам Николаев, по слухам, на шутников не обижается.
Но так ведут себя далеко не все российские музыканты. Например, запущенный в 2008 году пользователями анонимного имиджборда «Двач» мем ББПЕ («бей бабу по лицу»), олицетворением которого, по случайному стечению обстоятельств, стал известный своей галантностью участник поп-группы «Браво» Валерий Сюткин, послужил причиной судебного разбирательства между Роскомнадзором и администрацией интернет-энциклопедии Lurkmore.
Сам певец рассказывал, что планировал подать против ресурса еще один иск в защиту чести и достоинства. «Моя задача — достижение справедливости. Я знаю, что я не один такой. Хочется наводить постепенно порядок в нашей сети. И чтобы персональные данные использовались с уважением», — объяснял артист.
В так не понравившейся Сюткину статье Lurkmore рассказывается о возникновении мема ББПЕ. Там же отмечается, что певца выбрали символом избиения женщин из-за того, что его жизнерадостный интеллигентный образ диаметрально противоположен смыслу лозунга. С фотографией улыбающегося певца мем ББПЕ смотрится максимально смешно и нелепо.
В итоге суд удовлетворил иск Роскомнадзора к интернет-энциклопедии и потребовал удалить страницу с мемами про Сюткина. «Из зала суда передали, что иск удовлетворен. Это первое решение, вынесенное по поводу интернет-мема», — с гордостью отметили в ведомстве.
Но в сети ходит конспирологическая теория, согласно которой Сюткин специально устроил скандал вокруг Lurkmore, а дата судебного разбирательства «совершенно случайно» совпала с выходом альбома «Москвич 2015» объединения Сюткин & LIGHT JAZZ.
А вот звезда 90-х Дмитрий Маликов, напротив, активно превращал себя в мем. В октябре 2015 года певец любезно поинтересовался в Twitter у своих подписчиков: «Как у вас дела вообще? Тяжеловато приходится? Или ничего?» И невольно породил мем «тяжеловато».
Пост Маликова собрал более четырех тысяч лайков и двух тысяч ретвитов, а в сети с удивлением обнаружили, что популярный исполнитель охотно общается со своей аудиторией и его волнуют проблемы подписчиков. «Звонили из рая, сказали, что от них сбежал Дима Маликов, и им теперь тяжеловато приходится», — решили они.
Окрыленный внезапной славой среди молодежи Маликов записал совместный с рэпером Dino MC 47 трек «Тяжеловато». «Пусть тяжеловато бывает временами, это ничего, мы вместе. Ребята, я с вами», — подбадривал он растущую на глазах армию интернет-фанатов.
В ноябре 2016-го Маликов, которого в сети тут же нарекли «мечтой твоей мамки», в составе жюри поучаствовал в популярном интернет-проекте Versus Battle, а в начале марта 2017-го пришел в гости на YouTube-шоу Большого Русского Босса, где рассказал о съемках в передаче «Спокойной ночи, малыши» и поделился мыслями о будущем российской рэп-культуры. «Дмитрий Маликов — чистой души человек. После тех фриков, что были у Босса, — это свет в темном царстве», — отметили зрители шоу.
Говоря о прославившихся в сети музыкантах, нельзя не упомянуть Юрия Лозу. Автор шлягера «Плот» невольно породил новый мем в передаче «Соль» с Захаром Прилепиным, когда поведал, что музыка Rolling Stones и Led Zeppelin сделана «плохо, криво и косо».
Заявления о том, что Rolling Stones «гитару не настроили за всю жизнь ни разу», лидер группы Мик Джаггер «ни в одну ноту не попал», а у Led Zeppelin просто «невозможно слушать 80 процентов того, что спето», позабавили всю сеть, и многочисленные шутки по этому поводу возвели Лозу на пьедестал как главного интернет-критика современности.
Сам музыкант пытался оправдаться, что его слова вырвали из контекста, но дьявольская машина интернета уже превращала Лозу в мем, который умудрился выйти далеко за рамки сети.
Редакция телеканала РЕН ТВ запустила шуточный интернет-сервис «Лоза-генератор», с помощью которого любой желающий может узнать, что о нем думает Юрий Лоза. «Если они так шутят, то они должны объяснить народу, что это шутка. Понимаете, народ на самом деле не так хорошо понимает шутку, как нам кажется», — возмутился сам сетевой герой.
Впрочем, он быстро понял секрет интернет-популярности и начал критиковать все, что попадалось ему на глаза. Юрий Лоза ставил под сомнение заслуги космического первопроходца Юрия Гагарина, ворчал по поводу присуждения Нобелевской премии Бобу Дилану и обвинял некую мафию в выборе песни для «Евровидения».
В сентябре 2016 года к звездам эстрады, превратившимся в мемы, присоединился и рэпер Тимати. Он снялся в рекламе спрея для горла «Тантум Верде Форте». Ролик набрал более двух миллионов просмотров и произвел настолько сильное впечатление, что в сети тут же назвали рекламный джингл лучшей песней за всю карьеру исполнителя. «Ну вот! Может же! Нормальный трек!» — констатировали комментаторы, в шутку присудив композиции первое место в номинации «Трек года».
Но несмотря на множество позитивных откликов, некоторые решили, что рекламой спрея для горла Тимати унизил себя и свой музыкальный лейбл. «Официально низшая точка карьеры», — резюмировали преданные поклонники рэпера.