Не Навальный, а Нэвэльный

За что школьники так любят Алексея Навального

Кадр: Kirillbelovnn Belov / YouTube

12 июня, в День России, в центре Москвы состоялась несогласованная с властями акция сторонников Алексея Навального. Как и 26 марта, демонстранты, среди которых было немало несовершеннолетних, пришли на Тверскую улицу после призыва оппозиционера на YouTube. «Лента.ру» выяснила, за что школьники так любят Навального и к чему в итоге это может привести.

Навальный хайпит на YouTube. Почти как Николай Соболев

Как и любой другой YouTube-блогер, Навальный развивал свой канал методом проб и ошибок. При знакомстве с ранними работами оппозиционера сразу бросается в глаза низкое качество роликов. Размазанная картинка, эхо от голоса (блогеры называют это звуком из туалета), никакого монтажа и сценария, безэмоциональная подача материала — неправильная мимика и жестикуляция в кадре.

Похвалить ранние видео Навального — значит оскорбить целое поколение школьников, выросших на качественных роликах мэтров YouTube вроде Ивангая, Марьяны Ро или ЯнГо. Отсутствие всплывающих картинок, цифр и вирусных вставок из кинофильмов, а также навязчивая мысль о том, что автор поскупился на графику, эффекты и даже элементарный свет, — все это отталкивало потенциальных подписчиков, пришедших на YouTube за годным контентом. Неудивительно, что 2013-2014 годах ролики оппозиционера с трудом набирали 80 тысяч просмотров, а некоторые не переваливали и за 20 тысяч.

Вообще, творческий путь блогера Навального можно сравнить с историей скандального стендап-комика Юрия Хованского. Тот тоже чурался модных видеовставок и в поисках собственного уникального формата испробовал кучу стилистических приемов, в том числе анимацию.

Кстати, прежде чем стать звездой YouTube, Навальный тоже выпускал короткие мультфильмы — бюджетную помесь роликов «Спасибо Евы» и «творческого объединения 420». Зрители их не оценили, и после шести выпусков проект закрыли.

Правда, в отличие от все того же Хованского, Навальный не мог завоевывать аудиторию с помощью унижения культовых музыкантов вроде Виктора Цоя и обзоров на шаурму. Вместо того чтобы скандалить с Noize Mc и выступать на Versus Battle, Навальный решил делать качественный контент, основанный на модном нынче понятии «хейт» (ненависть).

Переломный момент в истории блогера Навального — вирусное видео «Он вам не Димон». Благодаря грамотному использованию арсенала YouTube-хейтера — личности, на чьей популярности можно плодотворно паразитировать (в данном случае речь идет о премьер-министре Дмитрии Медведеве) — ролик набрал более 22 миллионов просмотров, позволив оппозиционеру почти в четыре раза расширить аудиторию канала (с 345 тысяч до 1,2 миллиона подписчиков) и занять постоянное место в трендах YouTube.

Если обратиться к общедоступным сервисам SocialBlade и Whatstat, специализирующимся на сборе статистики YouTube-каналов, можно заметить, что до выхода ролика «Он вам не Димон» показатели по росту подписчиков на канале Навального были, мягко говоря, удручающими. Прирост в 18, 80 и даже 800 подписчиков за месяц — смешные цифры для современного YouTube. Случались месяцы, когда аудитория и вовсе сокращалась: например, по итогам мая 2015 года канал лишился 50 человек.

А после «Димона» на канал Навального за месяц подписалось более 350 тысяч человек. Двукратное увеличение аудитории мгновенно поставило оппозиционера в один ряд с такими быстрорастущими блогерами, как Николай Соболев.

Оппозиционер решил не останавливаться на достигнутом и, как выражаются в сети, начал «хайпить не по-детски». Конечно, он не мог эксплуатировать трендовые темы вроде изнасилования Дианы Шурыгиной, худших клипов блогеров и наркомании Ивангая и т.п. Ведь для YouTube-сообщества Навальный — серьезный оппозиционный блогер.

Зато он осваивал не менее громкие инфоповоды, которые до этого никто особо не освещал. И если раньше основатель ФБК вяло хайпил на арестованном за ловлю покемонов в храме блогере Руслане Соколовском, то в 2017 году всерьез взялся за YouTube-тренды. В ход пошли интернет-биф с бизнесменом Алишером Усмановым, саркастические видеоответы на песни рэпера Птахи и бывшей солистки «Ленинграда» Алисы Вокс, прямые трансляции в лучших традициях летсплеера Фирамира, конкурсы и призы для подписчиков, программа сбора пожертвований и даже кликбейтные названия вроде «Путин и Медведев пытаются закрыть Фонд борьбы с коррупцией».

Но этим знакомство Навального с digital не ограничилось. Как и любой уважающий себя блогер, он запустил live-канал с нехитрым названием «Навальный LIVE», где периодически появляется сам и позволяет заливать ролики своим соратникам. Там регулярно транслируются блоги руководителя предвыборного штаба Навального Леонида Волкова, утренняя программа со звездами «Кактус» и прямые эфиры с непосредственным участием сторонников оппозиционера.

У Навального хороший Instagram. И фоточки интересные

На Instagram Навального подписано более 164 тысяч человек. Это неудивительно: команда оппозиционера знает, что именно стоит публиковать. Профиль оппозиционера — своеобразный симбиоз бывшего президента США Барака Обамы и банкира Олега Тинькова. У первого позаимствованы отчеты о работе в подписях к официальным снимкам и бессменная классическая рубашка с закатанными рукавами, а у второго — кадры из повседневной жизни с ироничными комментариями.

Навальный поедает гамбургеры в «Макдоналдсе» и шутит про доказательства связи оппозиции с Западом, селфит с европейских пляжей в честь своего дня рождения и записывает из зала суда ролик с обещанием увидеться через месяц.

С этим соседствуют абсолютно обамовские отчеты с открытия очередного регионального штаба, анонс интервью с блогером Kamikadze D или рассказ о летучках в офисе ФБК.

Команда Навального позаимствовала у бывшего президента США и идею с личным фотографом — с середины апреля оппозиционера снимает бывший репортер «Новой газеты» Евгений Фельдман. Он даже запустил проект «Это Навальный» с одноименным Instagram-аккаунтом, из которого Алексей регулярно репостит особо удачные снимки.

Навальный — настоящий Twitter-воин

«30 суток. Мало того что они всю страну разворовали, так я еще из-за них концерт Depeche Mode в Москве пропущу», — возмущается Навальный после оглашения приговора Симоновского суда. В этом вся суть профиля оппозиционера — критика действующей власти сочетается со злобной иронией.

Причем сам Навальный твитит немного и в основном публикует ссылки на собственные ролики или посты из блога. Но это с лихвой компенсируется валом репостов и упоминаний от сторонников, а также не пошедшими в Instagram снимками из регионов. В итоге лента Twitter у Навального обновляется чуть ли не ежеминутно, и за ней следят более 2,1 миллионов человек.

Впрочем, редактор PolitRussia Руслан Осташко напоминает, что это число не совсем соответствует истине. Сравнив аудиторию оппозиционера и звезды фильмов для взрослых Саши Грей, а затем сопоставив его показатели с популярными российскими блогерами, Осташко пришел к неутешительным выводам — Навальный занимает твердое первое место по числу подписчиков-ботов. Их у него более 70 процентов.

Навальный Нэвэльный — знаток мемов. И сам ходячий мем

Команда Навального наверняка преуспела бы на посту администраторов условного MDK — они не только успешно адаптируют многочисленные мемы про оппозиционера, но и генерируют собственные. Желтая резиновая уточка стала символом протестов 26 марта, а переделанная под «Кто хочет стать миллионером» ошибка Собчак с экономистом Мовчаном нивелировала эффект от весьма неоднозначного интервью оппозиционера на «Дожде».

Но статус звезды мемов Алексею Анатольевичу принесла картинка «блэд нэвэльный», всего за пару месяцев заполонившая весь Рунет. Все началось с приплюснутой фотографии Путина, обвинявшего оппозиционера во всех смертных грехах. Но после митингов 26 марта мем пережил второе рождение — в сети быстро сделали картинку с упирающим руки в боки оппозиционером и подписью «так блэт». Позже Навальный Нэвэльный трансформировался в недовольную птицу, а вот сама фраза стала универсальной реакцией на все происходящие вокруг события.

Сам Алексей Анатольевич не сразу вник в смысл мема и сперва навел справки у подписчиков, но затем взял его на вооружение. Уже в середине мая он писал «блэд, зрители» подписчикам «Навальный LIVE».

Стать мемом Навальному Нэвэльному помог и его коллега по видеоблогерскому цеху Сергей Дружко, в шутку обвинивший оппозиционера в засилье серьезного контента на YouTube и породивший теорию политической ангажированности создателей шоу — креативного агентства «Изюм».

В итоге популярность Навального Нэвэльного как мема достигла таких высот, что специально к митингам 12 июня магазин молодежной одежды Bad Norton выпустил футболки и дождевики с фамилией оппозиционера, стилизованной под нашивки на форме полицейских.

Однако политическую коллаборацию в сети не оценили. «Когда ну очень хочется присесть на бутылку», — иронично отметил администратор популярного Telegram-канала «Леонардо Ди Ванче», по всей видимости, намекая на опасность появления в столь модной одежде на акциях протеста.

А есть ли политика

Навальный прекрасно понял запросы нынешней аудитории YouTube и, ловко обойдя купания в ваннах с кока-колой и чипсами, сосредоточился на создании качественного контента. Красивая картинка, музыкальное сопровождение, качественный сценарий. Кроме того, потакая подписчикам, Навальный налегает на модные среди школьников мемы и тренды. Например, крутит спиннер на суде с Усмановым.

Тем не менее следующая призывам оппозиционера выходить на митинги молодежь вряд ли до конца разделяет его ценности и политическую повестку. Еще после событий 26 марта администратор имиджборды «Двач» Нариман Намазов в интервью «Ленте.ру» указывал, что ролики про коррупцию на YouTube превратились в некий тренд, которому следуют не только Навальный, но и обзорщик гаджетов Wylsacom (три миллиона подписчиков), уже упомянутый Kamikadze D (более миллиона подписчиков) или стендап-комик Данила Поперечный (940 тысяч подписчиков).

К тому же, как отмечает Намазов, подростки неравнодушны к чувству опасности, которым сопровождается участие в несанкционированных митингах. «Фоточки, клевые истории, движ — этим же и живет молодежь. Еще и во "ВКонтакте" лайков соберут. Будут выгодно отличаться от друзей, которые не пошли. Подростку ведь надо выделяться из толпы», — говорит он.

С ним согласна заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара. По ее мнению, успех Навального у подрастающего поколения объясняется тем, что оппозиционер не заставляет молодежь приходить к нему, а сам идет к ней навстречу — в социальные сети и на YouTube.

«Молодежь, приходящую на акции Навального, нельзя назвать сформировавшейся группой политически сознательных людей, а его целевую аудиторию нельзя считать монолитной. Она делится на несколько частей: на тех, кто действительно разделяет его политическую позицию, тех, кто выходит бороться с коррупцией, и молодых людей, для которых это возможность выразить социальный протест и заявить о себе», — подытоживает Касамара.

Обсудить
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
«Не думаю, что по мне будут долго скучать»
Путин на «Валдае» рассказал анекдот и пошутил про выборы
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
«Хватит проституток, Чехова давай!»
Бульварные феи и колбасные короли Москвы
Маразм крепчает
Скоро Россию захлестнет эпидемия слабоумия, которую никто не ждет
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
«Мне довелось убивать русских»
Жажда крови, шепот смерти и грязная работа головорезов в Сирии
Пиво и сигареты
Тайная жизнь Северной Кореи
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Офф-топчик
Какие кроссоверы и внедорожники в сентябре покупали лучше других
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки