«Митинги обсуждают покруче, чем Диану Шурыгину» Администратор «Двача» о нравах и протестных настроениях современных подростков

Цикл«Лента.ру»-2017: лучшее

Фото: Валя Егоршин / NurPhoto / Getty Images

Обилие молодежи на прошедших в воскресенье несанкционированных митингах уже несколько дней не дает покоя разномастным экспертам и простым пользователям сети. Одни считают, что доселе аполитичные тинейджеры наконец созрели для проявления гражданской позиции, другие же уверены: они всего лишь клюнули на вирусный ролик оппозиции. Ясно одно: сегодня никто до конца не понимает, чем живут и на что надеются нынешние школьники и студенты. «Лента.ру» выяснила, что думает о молодежи Нариман Абу Намазов — администратор одного из крупнейших в мире анонимных порталов «Двач», где ежемесячно более миллиона подростков общаются без ограничений и придумывают мемы для всего Рунета.

«Лента.ру»: Прости, что начинаю с политики, но без нее нынче никуда. Политологи, социологи и диванные аналитики в Telegram уже третий день кричат, что оппозиционеры научились хайпить (раздувать и поддерживать интерес к некому событию или тренду), сделали вирусный ролик с 13 миллионами просмотров (а ведь раньше их видео больше 1,5 миллионов не собирали) и в итоге вытянули аполитичную молодежь на улицы. Насколько такая точка зрения объективна?

Нариман Абу Намазов: Ну вообще-то практически каждый их ролик так или иначе попадает в топ YouTube. Но видео про «Димона», что называется, «зашло» именно среди школоты: каждый посмотревший его подросток кидал ссылку пяти одноклассникам.

Мне кажется, тут сработал и естественный рост просмотров, и пресловутый вирусный эффект. Причем сработал настолько мощно, что оппозиция сама этого не ожидала. Вспомни другие их ролики — они крутились среди либеральной фейсбучной-твиттерской тусовки, и на ней все и заканчивалось.

А тут выстрелило, и теперь обитатели «ВКонтакте» обсуждают несанкционированные митинги покруче, чем в свое время Диану Шурыгину. Думаю, молодежь просто ждала момента, чтобы выразить некие протестные настроения, а кто их подтолкнул — уже неважно. Может, если бы это был кто-то еще, на улицы вышло бы даже больше народу. Вот сняла бы та же Шурыгина ролик про коррупцию, все бы сразу забыли ее прошлые дела, и она бы превратилась в Жанну Д`Арк.

Многие молодые вышли на несанкционированные митинги в поисках приключений

Многие молодые вышли на несанкционированные митинги в поисках приключений

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Да и вообще снимать ролики про коррупцию — это теперь новый тренд. Популярные блогеры вроде Wylsacom (три миллиона подписчиков), Kamikadzedead (912 тысяч подписчиков) и Данилы Поперечного (748 тысяч подписчиков) просто говорят о протестах и мигом выходят в топ YouTube.

С этим не поспоришь. Но ходят слухи, что оппозиции помогло некое креативное агентство. Недели за полторы до несанкционированного митинга они якобы начали вбрасывать мемы про Медведева в популярные сообщества и тем самым нагнетать хайп...

На «Двач» никто ничего такого не вбрасывал. Мы, конечно, не МДК с семью миллионами подписчиков, но тренд тот же: постим актуальные мемчики, которые нравятся аудитории. И шутки про Димона сейчас в тренде.

На самом деле не удивлюсь, если весь этот хайп создан искусственно. Все-таки это политика, и тут без грязи не обойтись. Но ситуация вполне стандартная: оппозиционеры могли приплатить за вирусный эффект и красивую картинку. И это выстрелило.

После выхода ролика мемы про Димона стали эдаким хаотичным явлением, у аудитории появилась новая тема для шуток. Но сегодня все очень быстро меняется. Неделю обсуждают Шурыгину, потом она надоедает, начинают искать что-то новое. Сейчас вот будет неделя Димона, а потом все будут ждать еще одну тему, чтобы делать мемы и ставить лайки.

Получается, что организаторы несанкционированных митингов удачно хайпанули, а молодежь пошла выплеснуть негатив или просто посмотреть, что же там такое будет. Во всяком случае, такое ощущение порой складывается по монологам некоторых подростков. Но разве они не понимали, что идут не на увеселительную прогулку и могут дубинкой по лицу огрести?

Так опасность, наоборот, всегда привлекает молодежь. Тем более тут-то чего страшного? Поставь себя на место подростка: ну задержат, в автозаке прокатят. А если несовершеннолетний, то и последствий серьезных не будет.

Им во времена событий на Болотной всем по 12-13 лет было, они только потом это все узнали. Вот постаревшие либералы все помнят, а потому предпочитают дома сидеть. А молодежи-то что остается? Либо на вписки ходить, либо на протесты.

Кстати, вполне возможно, что пришедшие на митинг не хотят проводить время, как большинство их сверстников — тусить по впискам с наркотой и алкоголем. Наоборот, хотят показаться взрослыми и сознательными. Так что они оппозиционны даже не власти, а основным молодежным трендам, в том числе алкоголю, тусовкам и наркотикам.

Все тинейджеры любят чувствовать себя «опасными»

Все тинейджеры любят чувствовать себя «опасными»

Фото: Ibraheem Abu Mustafa / Reuters

А если в автозаке покатают, то потом историй для друзей будет на год вперед: «Я опасный, меня ОМОН с Росгвардией винтили»...

Конечно! Фоточки, клевые истории, движ — этим же и живет молодежь. Еще и во «ВКонтакте» лайков соберут. Будут выгодно отличаться от друзей, которые не пошли. Подростку ведь надо выделяться из толпы.

И лайки — самый простой способ. Кстати, о движах. Не в первый раз для себя подмечаю, что современные подростки все как один хотят быть «опасными». Ходят с ножами и кастетами в карманах, увлекаются радикальными настроениями и наркотиками. Вспомнить хотя бы шумиху вокруг субкультуры АУЕ.

Да ладно, опасность всегда была в моде. Раньше крутыми были те, кто общался с «братками». Потом те, кто мог вымутить наркоты и был знаком с криминальными элементами. Или у кого была тачка, пусть даже и убитая в хлам. Меняются лишь атрибуты. Сейчас вот надо «пояснять» (объяснить причину присваивания себе атрибутов субкультуры, к которой ты не имеешь отношения) за шмот (одежду) и татуировки. И 20 лет назад было ровно то же самое: в центре Москвы «поясняли» за гриндера (ботинки Grinders, популярные среди скинхедов, панков и металлистов) и кепки.

А с АУЕ-культурой вообще показательно. Прям как в 90-х — чем опаснее, тем круче. Теперь это все вернулось, хоть и немного в другом виде: без автоматов и убийств, зато более стилизовано и с мемами. Общество ж такое — люди воспринимают только силу и авторитет. И никто сверху не пытается это изменить, чтобы модным стали какие-нибудь правильные вещи — например, создавать свои стартапы.

А нынешняя молодежь вообще воспринимает попытки что-то изменить сверху? Мне кажется, сегодня подростки мало кого слушают. Они весьма прагматичны, а потому не видят для себя особых перспектив — социальные лифты не работают, а все хорошие места якобы заняты детьми людей со связями. Откуда у них такой нездоровый прагматизм?

Ну, раньше просто неоткуда было черпать такие знания — родители и учителя открыто об этом не говорили. Теперь подростки заходят в интернет и видят, что у чиновников и бизнесменов есть виллы, яхты и спорткары. А их мама с папой в глубинке дай бог 30 тысяч рублей в месяц получают на двоих, вот и складывается такая невеселая картинка.

Вообще нынешние подростки аполитичны — им бы потусить да чтобы жизнь веселее была. А протестовать они начинают, когда сверху вводят всякие ограничения, блокируют их любимые сайты и учат как жить. Конечно же, у них формируется негативное отношение к власти. Но это касается лишь прогрессивной молодежи, большинство пока не лезет в политику. И кого они поддержат в будущем — большой вопрос.

К слову о любимых сайтах: что читают современные подростки?

У нас на «Дваче» около 70 процентов аудитории — это наиболее активная молодежь в возрасте от 16 до 24 лет. Если делать своеобразный срез, образ их мышления формируют всего несколько источников. Из традиционных СМИ больше всего ссылок на «Ленту.ру», «Медузу» и «Лайф», но для подростков это уже устаревший формат. В основном они черпают информацию в пабликах вроде Лентача (1,4 миллиона подписчиков), МДК (7,7 миллиона подписчиков) и 4ch (2,5 миллиона подписчиков). Для желающих выделиться есть тот же «Двач» и сообщества поменьше. Ну и, конечно, YouTube-блогеры, у них аудитория — как у телевизора.

Современные подростки обычно узнают новости не из СМИ, а из пабликов в соцсетях

Современные подростки обычно узнают новости не из СМИ, а из пабликов в соцсетях

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

А как подростки вообще воспринимают информацию? Им больше нравится читать или смотреть картиночки с видео? Переваривают ли они классические форматы вроде новостей и лонгридов? И есть ли в России молодежные медиа вроде «Афиши» образца 2012-2013 годов или недавно закрывшегося W.O.S.?

Молодежь ненавидит читать большие тексты, и это не потому, что они глупые. Просто через них ежедневно проходит огромное количество информации, и они вынуждены все это быстро просматривать и пролистывать. Их внимание зачастую привлекают лишь картинки или короткие анимации, так что чем проще им переварить контент и чем меньше времени на это нужно, тем охотнее они его воспринимают и расшаривают.

У больших текстов и длинных роликов должна быть острая или актуальная тема. Но чтобы привлечь к ним внимание, все равно нужны мемы или анимации, и только потом уже можно скармливать им какую-нибудь историю или аналитику.

Наверное, поэтому в России сейчас и нет популярного молодежного издания. Я много общаюсь с подростками и ни разу не слышал, что они целенаправленно читают какое-то СМИ. Если они на него и заходят, то это все математическая погрешность. Большинству это не нужно, у них есть соцсети.

А как насчет иностранного контента? Многие дети учат английский. Может ли молодежь сравнить, как дела у нас и на «загнивающем Западе»?

Тут точно могу сказать, что иностранный контент в основном идет через «Двач», паблики в соцсетях и переводы статей в СМИ. Более того, большинство наших мемов приходят из англоязычного интернета. Понятное дело, что элита сидит на Reddit и 4chan, почитывает англоязычные Twitter-аккаунты и странички в Facebook. Но их немного, и большинство все равно видит Запад через русскоязычные сообщества и издания. А информация там очень выборочная.

Да, не могу не спросить о нормах морали. Многие нынче жалуются, что молодежь берегов не знает и придумывает шутки вроде «Герой Новороссии Моторола. Теперь в цинковом корпусе» или «СБУ вставляет палки в колеса Самойловой». Злобные интернет-шуточки популярны во всем мире, но не кажется ли тебе, что в России они принимают форму некого протеста против поборников православия и традиционных ценностей, регулярно капающих детям на мозги?

Не думаю, что большинство специально протестует против традиционных ценностей с помощью провокационных шуток. Скорее, это норма интернета: смеяться можно над всем. Хотя некоторые действительно так выражают свое недовольство. Еще стоит отличать, когда те же диванные войска России и Украины воюют друг с другом с помощью «боевых картиночек». Это вообще отдельная тема.

А так шутки над терактами, инвалидами, болезнями и смертью — это побег от суровых будней реальной жизни, только и всего.

Вот мы сейчас беседуем, и все кажется весьма логичным. Но почему я не вижу тех же мыслей в исследованиях компетентных экспертов (за исключением разве что Сбербанка)? Неужто социологи и психологи настолько не хотят вникать в культуру современной молодежи?

Они не понимают, что прямо у них под носом образовался огромный культурный пласт, и не хотят в нем разбираться. Знаешь, это как со смартфонами: взрослым было ужасно тяжело переходить с кнопочных Nokia на iPhone. Кто-то до сих пор не перешел.

Взрослые не особенно хотят вникать в культуру современной молодежи.

Концерт рэпера Pharaoh в Минске

Взрослые не особенно хотят вникать в культуру современной молодежи. . Фото: people.onliner.by

Вот и здесь так же: взрослое поколение не может и не хочет разбираться в интересах молодежи, а прослойка юных экспертов, видимо, не окрепла настолько, чтобы их воспринимали всерьез и брали на работу вместо старперов.

Ну, это весьма ожидаемо. Молодежная культура с треками «Грибов» и рэпера Pharaoh, одеждой от Гоши Рубчинского и странными мемасиками предсказуемо вызывает у взрослых оторопь. Многие вообще думают, что нынешние подростки тупые — не читают книги и СМИ, не смотрят хорошее кино и не хотят учиться. На твой взгляд, стала ли нынешняя молодежь глупее, или она просто другая?

Это типичный конфликт поколений. Взрослые всегда смотрели на подростков и говорили: «Ну тупые, вот мы в их возрасте...» Они просто другие, и я, если честно, слегка им завидую — у них есть все, что не было доступно нам.

Я, конечно, надеюсь, что мир изменится к лучшему. Но далеко не факт, что именно эти подростки в итоге попадут во власть и изменят ее взгляды. Будем надеяться, что эти юные максималисты все же сделают наш мир лучше

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше