Силовые структуры
00:00, 23 ноября 2017

«Дальше буду жить красиво» Сколько стоит пострелять у Кремля под кокаином, если вы Умар Джабраилов

Любовь Ширижик (Старший редактор отдела «Силовые структуры»)
Умар Джабраилов
Фото: Валерий Левитин / «Коммерсантъ»

Скандальная выходка со стрельбой в пятизвездочном Four Seasons — роскошном отеле в двух шагах от Кремля — обошлась бывшему сенатору и бизнесмену Умару Джабраилову в полмиллиона рублей. Тверской суд Москвы признал его виновным в хулиганстве и изъял пистолет Ярыгина, подаренный бизнесмену Федеральным агентством специального строительства (ФАСС) за заслуги в Чечне. Осужденный признался, что ожидал условного срока, на котором настаивал прокурор, но в итоге суд проявил снисхождение. За финалом громкой истории наблюдала «Лента.ру».

Раскаявшийся меценат

...Перед началом судебного заседания подсудимый снял бейсболку и молча ждал, пока его отснимут телекамеры и фотоаппараты. Пришедший вместе с ним мужчина с роскошными усами, очень похожий на короля шансона Вилли Токарева, строго поинтересовался у журналистов, почему они без разрешения ведут съемку. «Это открытое заседание», — отрезал стоявший неподалеку пристав. Вскоре после этого процесс начался.

Немногословного и хмурого Умара Джабраилова судили по части 1 статьи 213 УК РФ («Хулиганство»). По версии следствия, 29 августа около 22:00 бизнесмен, находясь в номере 633 отеля Four Seasons (бывшая гостиница «Москва»), два раза выстрелил в потолок из наградного пистолета Ярыгина, «воспользовавшись заменой персонала по доставке еды в номер как незначительным поводом», чем грубо нарушил общественный порядок, рассказал в суде прокурор. После этого обвиняемый вышел из номера, спустился в холл гостиницы и там в присутствии персонала произвел еще один выстрел в потолок, а потом вернулся в номер, где его и задержали полицейские.

«Вы признаете свою вину?» — спросила у Джабраилова судья.

«Да, признаю. Хочу сделать одно замечание: после выстрела в холле я разрядил там же всю обойму», — ответил ей подсудимый и добавил, что хотел бы рассмотреть уголовное дело в особом порядке. Это означает минимальный срок при обязательном признании вины и раскаянии. В этом случае суд не исследует доказательства, не допрашивает свидетелей.

«Как вы относитесь к содеянному?» — спросил у Джабраилова прокурор.

«С раскаянием. Я принес извинения сотрудникам и руководству гостиницы, неоднократно приносил свои извинения публично, урегулировал все вопросы, они претензий ко мне не имеют», — сказал обвиняемый в хулиганстве бизнесмен. Его адвокат добавила, что административный штраф в размере четырех тысяч рублей, который Джабраилову назначил мировой судья за употребление в день инцидента наркотиков, был уплачен своевременно.

Защита предоставила суду ряд положительных характеристик: от соседей по ТСЖ — по месту жительства и с работы — из компании «АвантиСтройГрупп», гендиректором которой является Джабраилов; о том, что у него нет дисциплинарных взысканий, он аккуратный работник, добросовестно относится к своим обязанностям, пунктуален и вообще ведет себя достойно.

Департамент культуры Москвы также прислал в суд письмо, в котором назвал Джабраилова меценатом, талантливым и порядочным человеком, отметив его вклад в развитие современного искусства: бизнесмен передал в дар городу 180 произведений искусства из своей коллекции. Свою лепту в положительный образ подсудимого внесла и галеристка Айдан Салахова: как член Российской академии художеств она написала в своей рекомендации, что он интеллигентный и отзывчивый человек, готовый всегда помочь. Свои благодарности Джабраилову также прислали профсоюз малого и среднего бизнеса и благотворительный фонд помощи детям «Обнаженные сердца».

«Имеете кого-нибудь на иждивении?» — поинтересовалась у обвиняемого судья.

«Нет, но я регулярно помогаю бедным семьям», — ответил Джабраилов. С его слов известно, что он разведен и малолетних детей у него нет.

Навел шороху

Несмотря на вышеперечисленные заслуги, прокурор попросил суд приговорить бизнесмена к двум годам условно — с учетом того, что он совершил хулиганство, которое относится к преступлениям средней тяжести.

«Следует учесть общественную опасность совершенного деяния...[Джабраилов] проявил пренебрежительное отношение к общественному порядку», — мотивировал свою позицию прокурор.

Тут стоит вспомнить о событиях конца августа в контексте того, как о них рассказывали источники СМИ — эти данные куда живее и ярче, чем сухие выводы следствия. Как сообщалось, полицию вызвала охрана отеля, сообщив о мужчине с пистолетом в лифте. Источники рассказали, что при осмотре гостиничного номера были обнаружены многочисленные пулевые отверстия в потолке и в полу.

Некоторые СМИ отмечали, что при задержании Джабраилов якобы кричал, что не сдастся без боя, и вел себя агрессивно. Однако эту информацию опровергли в правоохранительных органах, указав, что бизнесмен был спокоен, добровольно сдал оружие, и ни он, ни его охранники не препятствовали его доставке в ОВД «Китай-город». Выяснилось, что стрелял бизнесмен из наградного пистолета Ярыгина. В ходе судебного процесса оглашались документы, из которых следовало, что ФАСС подарило Джабраилову оружие в 2006 году. По признанию самого бизнесмена, подарок он получил за заслуги в Чечне.

Нервы и кокаин

О причинах буйного поведения Джабраилова достоверно неизвестно. «Коммерсантъ» поначалу написал, что бывший сенатор объяснил стрельбу досадной оплошностью. По его версии, отдыхая в своем номере, он решил проверить наградной пистолет, которым после вручения несколько лет назад ни разу не пользовался. Неопытный в обращении с пистолетом бизнесмен случайно выстрелил из него вверх несколько раз.

Спустя несколько дней после инцидента Джабраилов публично извинился за свое поведение в эфире телеканала «Россия 24».

«Это связано с моей нервной системой, с моими переживаниями и состоянием нервного срыва, аффекта. К сожалению, произвел два выстрела в потолок», — сказал он.

Еще бизнесмен сообщил, что он «человек контуженый»: «Я участник боевых действий, я офицер запаса, в Чечне воевал когда-то, во время режима КТО (контртеррористической операции — прим. «Ленты.ру»). И, видимо, это сработало», — пояснил Джабраилов, добавив, что носит пистолет для самообороны и ни в кого стрелять не собирался, а выстрелы в потолок произвел «от отчаяния».

Еще в прессе писали, что он начал стрелять потому, что был недоволен обслуживанием: якобы ужин ему принесла в номер горничная, а не официант. Собственно, об этом же упомянул прокурор в суде, указав, что Джабраилов совершил хулиганство, «использовав замену персонала по доставке еды в номер как незначительный повод».

Отдельный эпизод в скандальной истории со стрельбой в отеле связан с неким белым порошком, который, по некоторым данным, нашли в номере Джабраилова. В одном из публичных извинений бизнесмен опроверг эту информацию:

«Ничего криминального не было, порошков не было, только, может быть, стиральный порошок, я не знаю», — сказал Джабраилов. Но эксперты выяснили, что в момент инцидента он был под воздействием кокаина. За употребление наркотика мировой судья оштрафовал его на четыре тысячи рублей. В ходе процесса по делу о хулиганстве судья огласила результаты экспертизы, согласно которым специалисты не выявили у него симптомов зависимости от психотропных препаратов. По данным экспертов, в лечении от наркомании Джабраилов не нуждается и во время своей выходки в конце августа был вменяемым.

Без пистолета, но с Калашниковым

Когда прокурор запросил наказание в виде двух лет условно, Джабраилов назвал эту меру «слишком жестокой и необоснованной». Он попросил судью учесть его «предыдущие заслуги перед Родиной» и «не портить ему жизнь» условным сроком, а ограничиться штрафом. Видимо, эти слова и положительные характеристики повлияли на приговор. Вместо двух лет — 500 тысяч рублей. Вместе с тем судья решила изъять у Джабраилова наградной пистолет и патроны к нему и передать оружие на хранение в МВД.

«Я ожидал условного срока. Суд счел мое поведение менее опасным для нашего общества, чем предполагалось, и мне дали наказание в виде штрафа в полмиллиона рублей, который в ближайшее время будет выплачен. (...) Дальше буду жить красиво, плодотворно и уверенно», — заявил подсудимый после оглашения приговора, отметив, что он им доволен. Джабраилов сказал журналистам, что выплатил отелю компенсацию за стрельбу: «Сумма небольшая, мелочь».

Он намерен вернуть свой пистолет, несмотря на то, что это довольно сложная процедура. Известно, что у него еще есть автомат Калашникова, подаренный самим конструктором. Журналисты поинтересовались, будет ли он брать в руки оружие после состоявшегося суда над ним. «Только если надо будет защищать родину», — сказал Джабраилов.

Видная фигура

Умар Джабраилов родился в 1958 году в Грозном, в 1985-м окончил МГИМО, а в 1997-м стал президентом группы компаний «Плаза», которая управляла крупными объектами недвижимости в Москве, в частности — отелем «Рэдиссон-Славянская» и торговыми комплексами «Смоленский пассаж» и «Охотный Ряд». Структуры Джабраилова также контролировали значительную долю наружной рекламы в столице.

В 1996 году американский бизнесмен Пол Тейтум заявил, что Джабраилов угрожал убить его, чтобы вывести из числа учредителей совместного предприятия «Интурист-Радамер — гостиница и деловой центр», пишет газета «Коммерсантъ». Позже американец был расстрелян неизвестным в подземном переходе рядом с Киевским вокзалом.

Причастность Джабраилова к этому убийству не доказана, однако ему был запрещен въезд в США. Также он проходил свидетелем по делу об убийстве главы рекламной компании «Атор» Владимира Каневского, который был застрелен в феврале 2002 года, напоминает газета.

В 2000 году Джабраилов баллотировался в президенты России, но набрал меньше всего голосов среди 11 кандидатов. С 2004-го по 2009 год он был сенатором от Чечни, полномочия были досрочно прекращены по его просьбе. После ухода из Совета Федерации до 2013 года Джабраилов был советником по международным делам помощника президента России Сергея Приходько. С 2014 года Джабраилов — заместитель председателя Российско-арабского делового совета, а годом позже возглавил ассоциацию предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти».

< Назад в рубрику