Цены подмерзают

В российских магазинах перед праздниками подешевели новогодние продукты

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Чтобы цены перед Новым годом не выросли, бдительные граждане решили написать в ФАС. Чем удивили и антимонопольщиков, и социологов, и торговцев. Пикантность ситуации в том, что инфляция уже несколько месяцев практически стоит на месте. А ретейлеры, чьи акции торгуются на бирже, фиксируют в целом ряде товарных категорий дефляцию, то есть снижение цен по сравнению с прошлым годом, и не знают, как расшевелить покупателей и вывести средний чек из стагнации.

Скорость стука

За пять недель до нового года ФАС получила сигналы от нескольких граждан о наблюдаемом ими предновогоднем росте цен на продукты. Однако пресс-служба ведомства сообщила, что реальных поводов для проверок не выявлено: стоимость продовольственных товаров определяет соотношение спроса и предложения.

Вероятно, беспокойство граждан вызвано предновогодней публикацией Росстата «Индекса Оливье». В статистическом ведомстве выяснили, что по сравнению с прошлым годом салат действительно прибавил в цене, правда, рост составил всего около 1 процента.

Торговые сети вслед за Росстатом тоже проверили стоимость продуктов для Оливье: и у «Магнита», и у «Азбуки вкуса» цены снизились. Причина в том, что в конце ноября и начале декабря в торговых сетях подешевели такие ингредиенты салата, как колбаса, яйца и маринованные огурцы.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в крупнейших сетях цены на продукты для новогодних салатов относительно прошлого года снизились примерно на четверть, а весь ассортимент подешевел примерно на 2-3 процента. В целом стоимость базового продовольственного набора Росстата (33 основных продукта) с июня по октябрь 2017 года уменьшилась на 12,3 процента.

«Традиционно крупные торговые сети в преддверии Нового года запускают масштабные маркетинговые акции по снижению стоимости на многие группы товаров, — рассказывает представитель АКОРТ. — Это позволяет покупателям существенно сэкономить семейный бюджет. В ходе промоакций объем продаж товаров с минимальной прибылью достигает 25 процентов. Кроме того торговые сети существенно расширяют ассортимент праздничной продукции: украшения для интерьера, искусственные ели, игрушки, сувениры, подарочные наборы». 

По данным АКОРТ, в магазинах крупных торговых сетей цены на товары базовой потребительской корзины ниже, чем в среднем по рынку. Х5 Retail Group ежемесячно публикует собственный индекс «Пятерочки», показывающий, грубо говоря, за сколько «корзину Росстата» можно купить в магазинах этой торговой сети. На протяжении последних 18 месяцев этот индекс ни разу не достигал даже среднероссийского уровня.

«Ретейлеры зарабатывают на объеме продаж и большом потоке покупателей, который можно обеспечить, только предложив цены ниже, чем в традиционной торговле, — объясняют эксперты АКОРТ. — Так, например, совокупный трафик восьми крупнейших торговых сетей в 2016 году составил 9 миллиардов человек».

Население спокойно

Удовлетворенность покупателей ценами фиксируют и социологи. Инфляция — единственный из топ-10 факторов беспокойства россиян, актуальность которого, по последнему замеру ВЦИОМа, за последние два года снизилась вдвое. Если раньше 20 процентов респондентов говорили, что, помимо низких зарплат, экономической и социальной политики, здравоохранения и занятости, их волнует инфляция, то в 2017-м году доля таких ответов — всего 10 процентов.

Уровень личной инфляции граждан России, который замеряет исследовательский холдинг РОМИР, в последние месяцы тоже был ниже официальной инфляции. Да и сами россияне в ходе другого опроса РОМИР признались, что три четверти из них — 76 процентов — живут неплохо, и на основные расходы им средств вполне хватает. В прогнозах на будущий год они также достаточно спокойны — более половины опрошенных уверены, что ситуация с финансами в их семьях и в стране не должна существенно измениться.

Такие надежды вполне обоснованны — по данным Росстата за ноябрь, потребительская инфляция в России не превысила 2,5 процента, это минимум за весь постсоветский период. Из процитированного выше отчета РОМИР известно, что значение ценового индекса общего уровня цен на товары и услуги за октябрь — 0,1 процента, тогда как официальная инфляция за месяц составила 0,2 процента. По мнению экспертов, это говорит о том, что россияне научились экономить на продуктах и теперь стараются совершать покупки на распродажах и различных акциях — в результате им удается покупать одни и те же продукты дешевле или как минимум не дороже, чем в прошлом месяце.

Экономика00:0118 июля
Мохаммед бен Салман

Дали заднюю

Саудовская Аравия обманула весь мир. Виновата нефть