Telegram официально заблокирован на территории России уже больше 50 дней, но, несмотря на титанические усилия властей, продолжает работать на устройствах россиян, хотя и с переменным успехом. Кто-то раскошелился на подписку на VPN-сервис, кто-то оказался счастливчиком и до сих пор не столкнулся с трудностями, а кто-то страдает от постоянно висящей плашки «Соединение».
За несколько лет функционирования мессенджера на территории России внутри него выросла целая экосистема: тысячи или даже больше каналов абсолютно разных тематик. Своеобразные кружки по интересам, которые еще пару лет назад хвастались сотней подписчиков, а сейчас некоторые выросли до сотни тысяч читателей.
13 апреля, в день блокировки Telegram в России, с призывом научиться пользоваться инструментами для обхода блокировок выступили не только политические каналы, но и самые, казалось бы, отстраненные: своих подписчиков пошагово обучали админы, обычно вещающие о косметике, моде, детских книжках или скидках в закусочной.
Вслед за официальным решением суда спустя несколько дней прокатилась лавина массовых блокировок IP-адресов: под раздачу попали мировые интернет-гиганты Google, Amazon, облачные хранилища OVH SAS и Digital Ocean. В разное время недоступными оказывались как зарубежные ресурсы (Facebook, сервисы Google), так и российские («Яндекс», «ВКонтакте» и «Одноклассники»). На бесконтрольную волну банов жаловались российские предприниматели, для которых эта веерная бомбардировка стала причиной упадка их бизнеса в интернете.
Все это должно было дать понять, что с Telegram борются и это вполне может дать эффект. Первая статистика пришла от «Медиалогии»: в компании отчитались, что сервис «значительно потерял в просмотрах».
Исследователи взяли период с 16 по 23 апреля и посчитали так, что многие популярные каналы оказались в ощутимом минусе: самые популярные якобы потеряли в просмотрах целых 23 процента, причем основной удар пришелся по развлекательным каналам.
«Медиалогия» по какой-то причине решила взять за точку отсчета понедельник, 16 апреля, — день, когда была развернута полномасштабная блокировка. Упоминание Telegram в крупнейших российских и мировых СМИ выросло в разы, что наверняка простимулировало зайти в мессенджер даже тех, кто им до этого не пользовался. Учитывать «эффект Стрейзанд» в статистике не стали, что, вероятно, кардинально повлияло на результат: по сравнению с первым днем блокировки через неделю количество просмотров, по подсчетам «Медиалогии», упало на 76 процентов.
Это ожидаемо возмутило крупнейшие Telegram-каналы: «Беспощадный пиарщик», «Футляр от виолончели», «Караульный», Ortega, «Код Дурова» и другие опубликовали совместное заявление, в котором назвали исследование «Медиалогии» манипуляцией общественным сознанием и заверили, что прогноз по статистике на апрель практически у всех каналов положительный.
В конце мая было опубликовано исследование Mediascope, которое подтвердило прогнозы администраторов: по сравнению с мартом, апрель стал для Telegram рекордным — число российских юзеров выросло на 31 процент, а среднесуточный показатель числа пользователей достиг 3,7 миллиона.
На следующий день после начала фактической блокировки статистикой поделился канал Telegram Analytics: данные TGStat показали, что день, когда о мессенджере говорили на каждом углу, принес прирост к предыдущему дню в 30 миллионов просмотров и 270 тысяч подписчиков.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров периодически раскрывает официальную статистику, которая идет вразрез с данными независимых источников: так называемая «деградация» мессенджера в глазах ведомства составляет уже 30 процентов. Загадочный термин «деградация» никто не расшифровывает, поэтому понять происхождение показателей довольно сложно.
По словам РКН, Telegram работает с перебоями у 15-40 процентов российских пользователей, но подтвердить или опровергнуть эту информацию, вероятно, сможет только сам Дуров.
Но основатель Telegram избрал способ куда более утонченный. Он не бьется с российскими властями на языке цифр, а предпочитает общаться со своей непосредственной аудиторией. Наблюдая за происходящим в его сервисе в России, в первую очередь Дуров разразился речью о сопротивлении и объединении и даже нарисовал от руки ту самую собачку — вечный символ VK, но только уже в капюшоне и с самолетиком со значка Telegram. Борцов с Роскомнадзором окрестили «цифровым сопротивлением», поддерживающие условились выходить на митинги под руководством Дурова, а каждое воскресенье из окон россиян летят бумажные самолетики в знак всеобщего возмущения решением властей.
И если первые дни реальной блокировки, а не пространных угроз, заставили всех напрячься и распространить практическую информацию по обходу блокировок, то последующие дни каналы наполнились мемами, призывами и аналитикой на тему сопротивления как новой идеологии в головах элиты Telegram.
Этим занялись политические каналы, которые, судя по легитимным и нелегитимным отчетам, почувствовали себя куда увереннее на фоне падающих просмотров развлекательного контента.
В процессе анализа роста подписчиков политических каналов в некоторых из них были обнаружены весьма аномальные «взрывы». Так, например, 19 апреля резко увеличилось число подписчиков у каналов «Сталингулаг», «Дабл Ять», «КСТАТИ» и «Киты плывут на вписку с ЛСД». Резкий рост пришелся на день, когда тот самый «эффект Стрейзанд» пошел на спад (его проявление пришлось на 16 апреля, когда Роскомнадзор приступил к фактической блокировке).
Если «Сталингулаг» — самый крупный российский политический канал — и всплеск в 11 тысяч подписчиков на общей кривой выглядит заметно, но не так уж и атипично, то в случае с каналами поменьше этот всплеск не может не броситься в глаза.
Сталингулаг (+11 832 подписчика за сутки):
Изучив посты, которые были опубликованы в день «взрыва», можно предположить, что невероятно мощным катализатором стал программный пост взаимопиара, опубликованный на канале «Киты плывут на вписку с ЛСД». В нем приводился список каналов, «которые стоит добавить себе в подписки сразу после установки VPN или прокси». В нем значились все вышеупомянутые имена.
При проверке постов в эти же даты выяснилось, что «Дабл Ять» и «КСТАТИ» поддержали коллегу репостом в свой канал. И хотя позднее записи были удалены, статистический сервис Telemetr сохранил данные и о факте репоста, и о его результатах.
Пост собрал 456 тысяч просмотров: даже для взаимного пиара эта цифра выглядит подозрительно завышенной (для сравнения: тот же «Сталингулаг» может похвастаться охватом публикаций в 272 тысячи человек). Кроме того, подобные каналы частят дружескими репостами, что делает их общую аудиторию скорее однородной, и распространение подобных постов вряд ли может привести к ощутимому всплеску.
Подобную публикацию, в которой упомянуты многочисленные «обязательные к подписке» каналы, повторно запускали позднее, но никаких аномальных скачков она не спровоцировала. У тех же «Китов» перепубликация канала 4chan от 28 апреля принесла результат в 313 новых подписчиков.
Совладелец одного из крупных SMM-агентств, специализирующихся на работе в Telegram, на условиях анонимности пояснил: подобные всплески лишь замаскированы «цифровым сопротивлением» и взаимной поддержкой, в действительности это — банальные накрутки, причем как подписчиков, так и просмотров, которые демонстрируют тот самый программный пост.
И несмотря на то, что накачка ботами была актуальна и раньше, «сейчас некоторые каналы шагнули за всякие пределы наглости».
В сервисе TGStat есть официально подтвержденные аккаунты, которые открыто указывают стоимость рекламного поста с соответствующей пометкой: она может колебаться от 1-2 до 40 тысяч рублей. Но в действительности «нативные», ничем не отмеченные посты могут стоить и до 200 тысяч (подобные цифры называют несколько источников). Естественно, стоимость напрямую зависит от числа подписчиков. И если еще несколько лет назад прирост был преимущественно органическим, а только-только появившиеся Telegram-блогеры росли за счет взаимного упоминания, то сейчас, как и в любом другом популярном сервисе, собственный вес можно значительно увеличить ботами, причем подтянуть как подписчиков, так и просмотры.
Автор одного из Telegram-каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что ситуации с искусственной накруткой показателей на рекламные посты — далеко не единичный случай. Клиент, купивший рекламу у одного из популярных каналов, получает и подписчиков, и просмотры за счет дешевых ботов, причем сам об этом зачастую не подозревает. Спустя месяц мертвые души перестают работать, и заказчик, отдавший 200 тысяч рублей, остается один на один с армией абсолютно неэффективных ботов за три копейки.
Эти же каналы попали в лидеры по приросту подписчиков в период с 15 апреля по 15 мая (данные TGStat). К слову, темпы роста каналов экономической и развлекательной тематики уступают политической сфере.
При этом другие крупные каналы, существующие в эпоху запрета Telegram, показывают органический рост без каких-либо накруток.
Роскомнадзор, помимо «победы» над общей посещаемостью сервиса, отдельно рапортует об оттоке рекламы из мессенджера: Жаров утверждает, что этот показатель к концу мая сократился на 25 процентов.
Каким образом добыты эти цифры, остается только догадываться: никакой методологии или же конкретных показателей ведомство не раскрывает. Но намерения Роскомнадзора ясны: Telegram давно стал местом постоянного пребывания для большого количества российских пользователей, а это значит, что рекламный рынок здесь развивается и будет только расти. Попытка намекнуть на его увядание — верный признак того, что вместе с блокировкой за неповиновение ФСБ власти пытаются донести мысль о том, что последствия могут быть не только для общения, но и для бизнеса.
Вероятно, для некоторых крупных игроков блокировка Telegram и ее мощнейшее освещение со стороны прессы стало лишь предлогом для того, чтобы незаметно вырасти до куда более внушительных размеров, причем сделать это одновременно.
Ситуация, сложившаяся на данный момент в российском сегменте Telegram, естественно, раздражает добросовестные каналы: в то время, когда мессенджер буквально под запретом и часть юзеров действительно испытывают трудности с его использованием, манипуляции с аудиторией и обман рекламодателей накладывают негативный отпечаток на все Telegram-сообщество.
В случае с другими соцсетями подобные конфликты обычно решались традиционно: противники накруток, которым нечего скрывать в собственной статистике, объединялись ради распространения информации о недобросовестных сообществах, жаждущих денег. Так что, вероятно, следующий этап «цифрового сопротивления» должен пройти уже внутри Telegram-сообщества, чтобы самостоятельно очистить его от мошенников.