Партнерский материал

«В голове у вас 50 разных щупалец — и вам нравится»

Они добились всего в этой жизни и поделились секретами успеха

Фото: Максим Шеметов / Reuters

В прошлом году впервые прошла премия «Headliner года», в которой стать номинантом и проголосовать мог любой желающий. В этом году событие состоится вновь. На этот раз кроме народного голосования пройдет и профессиональное. «Лента» поговорила с экспертами премии о «женской силе», любимом деле и мудрости уборщиков

Номинация «Бизнес». Анна Рудакова, основатель и директор премии и форума Woman who matters, генеральный директор компании Get Better Audioguide, совладелец бренда Laneige Collection, основатель нескольких благотворительных фондов:

Иногда сидишь с инвесторами, предлагаешь что-то, думая, что ты единственный носитель уникальной идеи. И чуть ли не в тот же час где-то в мире возникает похожий проект. Мы живем в такое время, когда все идеи на поверхности — воровать ни у кого не нужно. Дело только в скорости: если не ты сделаешь, то кто-то другой.

Но есть и другие ситуации. У нас в стране много примеров того, как люди берут за образец западный пример и вносят что-то свое — возьмите того же Дурова. Все смотрят на то, какие тренды существуют, что происходит в США. Всякий, делая проект, добавляет свою изюминку. И проект, конечно, будет отличаться от всех остальных, ведь каждый человек делает любое дело по-своему.

Все, у кого эта изюминка «выстреливает», становятся хедлайнерами. Как здание бывает высоким — так и человек. Так вот, хедлайнер — это человек, который дорос до самой вершины. Эта высота включает в себя профессионализм, этические качества и пользу для общества в целом.

Сейчас многие корпорации помогают своим конкурентам выживать. Это компании, готовые делиться опытом, чтобы конкуренты становились сильнее, чтобы вместе делать глобальные изменения, которые выгодны и для каждого отдельного участника рынка и полезны для общества. В мире идет тенденция именно на это — чтобы быть социально полезными.

Раз уж начали о тенденциях, то вот еще одна: раньше говорили что главное — это IQ, потом — что EQ, а теперь появилась «женская сила». Потому что сейчас говорят о том, что необходимо пускать женщин в советы директоров. Женщины создают дополнительные эффекты: может возрасти цена акций компании. Например, в Alibaba 49 процентов сотрудников — женщины. Причем это не дань моде — Джек Ма, основатель компании, говорит, что они очень помогают росту бизнеса и что женщины в целом работают намного лучше мужчин. Причина простая: у них выше так называемый LQ — коэффициент любви. Согласно взглядам Ма, любая компания должна делать свое дело с любовью и заботой, и именно это женщины умеют лучше мужчин. Я буду голосовать за женщин, потому что сейчас в бизнесе это недооцененный потенциал.

Номинация «Спорт». Александр Капер, российский бегун-путешественник, популяризатор беговых видов спорта и здорового образа жизни, победитель премии «Headliner Года» в номинации «Спорт» в 2017 году, бизнесмен, член «Русского географического общества»:

В прошлом году я пробежал восемь тысяч километров за 200 дней. То есть каждый день я пробегал по марафону. Я получил немало премий кроме «Headliner года» в номинации «Спорт». Почему именно я? Тенденция на бег существует не первый год, но в основном все занимаются однотипными фестивалями и марафонами. То что сделал я — выделяется из общего тренда — поэтому и стало лучшим. Нужно задавать течения, а не следовать им.

Главное, что нужно помнить: необходимо делать то, что любишь. Именно тот, кто старается делать свое любимое дело лучше всех, становится хедлайнером, а не тот, кто задался целью: «Ну все, в следующем году стану хедлайнером». Если бы вокруг меня не было журналистов, если бы я не получал премии, я бы все равно бегал. Я выхожу на дистанцию, узнаю мир, коммуницирую с ним. Я просто бегу и получаю удовольствие. Мне не все равно, как мои поступки воспринимают окружающие, ведь это тоже часть результата — привлечение к тому, что я делаю — к бегу — внимания. Но это не самоцель. Если просто нацеливаться на победу, занимаясь нелюбимым делом, рано или поздно перегоришь.

Организаторы премии ищут людей, которые совершили значимые поступки — нечто яркое, удивительное, необычное. Здесь выбирают лучших представителей индустрии за минувший год.

Для меня хедлайнер в широком смысле — это тот, кто стремится к лучшему, кто побеждает себя день за днем. В моей жизни что ни человек — то настоящий хедлайнер. Сами посудите, любой из нас в чем-то да является мастером. Это не обязательно профессиональные достижения — это может быть умение общаться, например. У меня своя мебельная фабрика. Есть на ней разнорабочие, сотрудники сборочного цеха. Присматриваешься к людям и видишь, что кто-то бывает очень мудрым в житейском плане, кто-то — мастер своего дела, кто-то — гений в переговорах — разве это не достижения? Задача экспертного совета в том, чтобы разглядеть изюминку. Я стараюсь это делать всегда, и если не получается — значит я плохо смотрел.

Номинация «Наука, инновации, образование». Наргиз Асадова, заместитель главного редактора и ведущая передач радиостанции «Эхо Москвы», основатель и директор «Школы профессий будущего «КрашПРО»:

Я не думаю, что ученые берутся за то или иное исследование, рассчитывая получить премию «Headliner года». Конечно, наука не может существовать без денег. Но большие гранты на научные исследования дают в других институтах. Очень часто тема будущего исследования возникает еще во время обучения в университете. Проходят годы, иногда десятилетия, прежде чем человек возглавит лабораторию, которая, к примеру, исследует лекарства от рака. Быстрых побед в науке не бывает.

Задача членов экспертного совета премии «Headliner года» — выбрать ученых, которые уже чего-то достигли, а их работа оказала влияние на общество.

Забавно, я три года вела передачу «Наука в фокусе» на «Эхе Москвы» — и все время спрашивала у ученых в студии: вот вы изучаете какие-нибудь кварки, например, а что нам-то, нам, простым обывателям что от этого? Это очень смешной вопрос для человека из науки. Но обыватели привыкли, что все должно быть полезно. Правда, при этом мы забываем, что если не заниматься фундаментальной наукой, то этой самой пользе просто неоткуда будет взяться. Но в данном случае, поскольку «Headliner года» — общественная, а не строго научная премия, мы можем себе позволить рассуждать о терминах пользы для общества.

Люди, занимающиеся общественными делами в России, склонны к эмоциональному выгоранию. Проблем очень много, они огромные, ими десятилетиями никто не занимался. Признание обществом твоих заслуг дает силы двигаться дальше. Дело не в деньгах, хотя они и важны. Дело в том, что человеку скажут, что он молодец, он поймет, что люди его оценили, у него появится энергия и силы двигаться дальше. Признание облегчает жизнь. Поэтому и была задумана премия «Headliner года» — чтобы подчеркнуть заслуги людей перед обществом. Это очень важно для формирования гражданского общества.

Кто такой хедлайнер не просто сказать. У каждого из экспертного совета есть, наверное, некие свои критерии, хотя есть и общие. В нашей номинации мы ориентируемся на то, скольким людям помогли номинанты, если это возможно измерить. Потом смотрим, насколько актуально это направление. Россия в этом плане — прекрасная страна. Здесь так много проблем, что никогда не будет скучно. Не надо мучиться, выискивать, как в Швейцарии.

Номинация «Культура». Георгий Урушадзе, генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга», директор «Центра поддержки отечественной словесности»:

Талантливый человек не подходит к творчеству с линейкой: два миллиметра страданий и пять миллиметров красоты — такое вычислить невозможно. Искусство, культура — это не спорт, здесь надо чувствовать.

В Екатеринбурге придумали простую, но эффективную кампанию: по книге Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» в муниципальной библиотеке сделали карту. Вот здесь героиня села в трамвай, здесь — Петровы живут. Это привлекает внимание людей, вовлекает людей в чтение, даже развивает туризм. Хотя интерактивная карта не нами придумана! Просто вовремя и с творческим подходом использовали уже известную технологию — и получилось нечто уникальное. В Петербурге есть книжный магазин «Подписные издания», который существует уже долгие годы — сейчас им управляет молодой парень: он сделал кофейню — вроде бы ничего прорывного, но «издания» вошли в один из путеводителей по Петербургу. Количество книжных магазинов сокращается и такие меры — это то, что спасает их.

Сейчас мультимедийные центры вообще пользуются большой популярностью. На Чистых прудах есть пространство Community Stage архитекторов сестер Сундуковых: там и театр, и библиотека, и ресторан.

Кто может стать хедлайнером? Полипрофессионалы, то есть, специалисты сразу в нескольких областях, способные одномоментно сочетать разные навыки. В полипрофессионалов в конце концов превратятся все. У вас в компьютере открыто сто вкладок, на столе лежат как минимум два мультимедийных устройства. Вы переключаетесь туда-сюда и даже не замечаете этого. Это уже не будущее, это — настоящее. В голове у вас 50 разных щупалец — и вам нравится.

Номинация «Общественная деятельность и социальная работа». Ксения Безуглова, общественный и политический деятель, обладательница титула «Мисс мира-2013» среди девушек на инвалидных колясках, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, член комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ:

На мой взгляд хедлайнер — это трендсеттер в своей области. Это авторитет и тот человек, который делает что-то очень важное и значимое для определенной группы людей. Выбирать хедлайнеров довольно непросто, учитывая, что для разных областей внутри, например, направления культуры или социальной работы, есть свои хедлайнеры.

Хедлайнер — не только тот, кто делает нечто уникальное. Это и тот человек, который служит своей идее самозабвенно, с огромным желанием что-то сделать, изменить мир в лучшую сторону. И тут все равны и все важны: и артисты, и общественные деятели.

В России, как и во всем мире, есть тренд на добро. Это появилось благодаря эволюции социума. Смотрю на список номинантов и что не имя — мурашки по коже. Сколько же добрых и неравнодушных людей, меняющих мир. Этот тренд следует из того, что мы хотим стать теми, кем рождаемся, вернуться к самим себе. А по природе мы все добрые. Поэтому есть такая большая необходимость говорить о людях, которые уже сделали это. Они становятся примером и мотивируют остальных на то, чтобы улучшать мир.

Этот тренд хорошо прослеживается на бизнесе, который принято называть социально-ориентированным. Однако, я считаю, что это понятие должно исчезнуть, потому что бизнес никаким другим быть не может.