«Лента.ру» продолжает публиковать путевые заметки Константина Колотова, совершающего кругосветное путешествие на велосипеде с бамбуковой рамой. Мы уже рассказывали о пересечении Мавритании — самой бедной и отсталой страны мира, о первых днях в Сенегале, о жизни в двух столицах страны — Сен-Луи и Дакаре, о нападении на напарника Колотова, о пути в Гвинею и встрече там с «черной пантерой», о первых днях в ЮАР и начале новой жизни там. Сегодня речь пойдет о том, как россиянин принял участие в триатлоне ironman, став первым в его истории участником на деревянном велосипеде.
Когда я отправился в путешествие вокруг света на велосипеде, то не планировал никаких дополнительных активностей. 100 тысяч километров, 1000 городов, 100 стран. Казалось, что этого хватит. Но где-то между Италией и Францией простое движение на велосипеде вокруг света стало для меня скучным. Мне захотелось вызовов и приключений. Ведь жизнь дается нам всего один раз, и если я проживу ее в тоске и скуке, то зачем тогда созданы моря, океаны, горы, бескрайние поля, красота закатов, рассветов, красота женщин? Для чего, в конце концов Джон Кемп Старли придумал велосипед?
Так я размышлял, сидя где-то под Монако на Лазурном Берегу и глядя на закат. Решено: участвую в ironman. Справедливости ради надо отметить, что, кроме ironman, я также решил в рамках кругосветного путешествия подняться на высочайшие вершины на каждом континенте, пройти марафон по Великой китайской стене, получить четвертое высшее образование и открыть бизнес в новой стране.
Изучив сайт ironman, я выбрал для себя подходящий старт. Главным критерием при выборе старта было совпадение времени и места с моим маршрутом и графиком путешествия. Оказалось, что самым удобным для меня будет старт в Дурбане в июне. В теории за шесть месяцев я должен был успеть своим ходом добраться до ЮАР. Денег в Монако у меня не было, поэтому покупку слота я отложил до лучших времен. Собственно, как и подготовку.
В рамках ironman 70.3 мне предстояло поплыть два километра, проехать на велосипеде 90 километров и после этого пробежать еще 21 километр. Понятно, что за велоэтап я не переживал, а вот подготовиться к плаванию, не плавая, — это задача интересная. Да и не побегаешь особо во время путешествия вокруг света на велосипеде, ведь бросать его надолго нельзя. Да и бегать по 20 километров в Африке в незнакомых районах — это развлечение не для слабонервных.
Кстати, надо отметить, что я вообще не бегаю: хоккейное прошлое наградило меня разбитым левым мениском и поврежденным правым. Как-то давно я пытался начать бегать, но через три недели, добегался до того, что пришлось хромать месяц. Пошел к врачу, сделал МРТ и получил заключение: «Жить будешь, только очень мучиться». Бегать мне запретили, мениски сами по себе не восстанавливаются — нужна операция и замена на протез. Ну, или как сказал мне врач: «Ходи не спеша». Я выбрал ходить не спеша. И ironman я тоже собирался прошагать.
Первую шаговую тренировку на 21 километр в рамках подготовки к ironman я провел в Сенегале, в городе Сен-Луи. Время получилось: 2 часа 30 минут. Вторую провел в городе Дакар в конце марта. Больше серьезных тренировок подготовки к беговой части соревнований я не делал. Мои суставы сейчас всегда в хорошей форме, за это благодарю моего друга и учителя Алексея Сергиенко и привычку воскресных походов.
Те, кто собирается проходить ironman, встав с дивана, не забывайте: мышцы к нагрузкам можно подготовить за три-четыре недели интенсивных тренировок, а суставы и связки — лишь за два-три месяца. Если вы не уделите достаточно время, чтобы адаптировать ваши суставы к длительным специфическим нагрузкам, то вы обязательно навредите себе. И, возможно, вред нанесете непоправимый. Если вам 20-25 лет, то вероятно ничего страшного с вами не случится, но если больше 30, то последствия будут страшные. Надо отметить, что средний возраст в ironman — 45 лет. И, по моим ощущениям, многие любители ironman не знают, что творят. Я не осуждаю бегунов, но раз уж вы решили бегать, то от души рекомендую освоить правильный бег.
Я в свое время немного разобрался с физиологией человека, в том числе, пройдя курсы в институте восстановительной медицины под руководством профессора Анатолия Владимировича Швецова, но самое главное — практика. Я проходил ультрамарафоны (более 100 километров за раз), поднимался в горы, голодал неделями, получил статус инструктора по джедай-йоге и сварге, а также вошел в книгу рекордов России, простояв на гвоздях. В общем, я немного понимаю, как работает организм.
Чтобы подготовиться к водному этапу соревнований, я посмотрел видео в YouTube на тему «сухое плавание». Самым адекватным мне показался парень по имени Никита Кислов — руководитель школы плавания SwimRocket. На основе его видео я разработал круговую тренировку, включающую работу со жгутом, укрепление спины, ног и пресса. Таких тренировок я провел пять-шесть за все время. Как-то в кругосветном путешествии после трудного ездового дня еще и тренировки проводить было совсем не просто.
В конечном итоге, добравшись до Кейптауна, я совсем забросил тренировки, так как жизнь начала бить ключом: много новых встреч, знакомств и людей, надо было лечить зубы, зарабатывать деньги и так далее. Больше месяца я вообще не тренировался. Даже не ездил на велосипеде и набрал немного лишнего веса. От Кейптауна до Дурбана необходимо было проехать 1,6 тысяч километров, но из-за графика лечения моих зубов не успел и мне удалось проехать только 350 километров. Остальное расстояние я пролетел на самолете.
Слот на участие я купил еще в Гвинее в конце апреля за 280 долларов и оказался 2 тысячи 868 участником. Уже в Дурбане мне нужно было пройти регистрацию и разобраться со всеми правилами проведения соревнований. А их оказалось очень много: 90 страниц на английском, которого я не знаю. А я ведь даже не представлял, можно ли вообще принимать участие в соревнованиях на деревянном горном велосипеде с диаметром колес 29 дюймов.
К тому же в комментариях к моим постам писали, что организация в Дурбане очень слабая, поэтому я не представлял чего ожидать. В отличие от 99,9 процента участников мне, помимо прохождения соревнований, необходимо было еще и обеспечить себя жильем на этот период времени.
Но мне везет, и небеса регулярно посылают мне своих ангелов. Так в Кейптауне я познакомился с Йеном и Лесли, у которых прожил почти месяц, а в Дурбане меня приняла в гости сестра Йена Алекс и ее муж Кэмерон. Алекс и Кэмерон живут в элитном поселке Умхланга в 17 километрах от Дурбана. Так я снова оказался в очень красивом месте.
В Умхлангу я приехал в четверг, а в пятницу уже наступал первый день регистрации. Собирая велосипед после перелета, я обнаружил, что нижняя часть бамбуковой рамы лопнула. Вероятно, во время погрузо-разгрузочной работы с багажом, персонал аэропорта ударил велосипед о какой-то угол. На раме оказалось аж три трещины: одна очень существенная длиной 35 сантиметров и две совсем тоненькие, но тоже длинные. Трещина бамбукового велосипеда — это очень плохо. Как он будет вести себя дальше, я не представляю.
Однако я собрал моего деревянного друга и в пятницу утром отправился в Дурбан на регистрацию. Регистрация проходила в центральном казино Дурбана Suncoast Casino. Это большой и красивый комплекс, включающий в себя сеть ресторанов, казино, большой отель, спа-зоны и множество парковок. Стоит вся эта красота на берегу океана. Я без труда нашел зал регистрации, прошел все процедуры и получил сертификат триатлонца, заплатил за него еще 450 рублей. Мне выдали мой персональный номер, чип, который в день старта нужно было надеть на себя — именно по нему фиксировалось мое время, — наклейки на велосипед, шлем и шапочку для плавания, а также сумки для плавания, бега и велосипеда (в эти сумки убираются необходимые для дистанции вещи).
Мне хотелось еще задекларировать свой велосипед и убедиться, что к нему нет претензий у организаторов, но как это сделать, я так и не смог разобраться. С полученным добром я отправился в магазин покупать гидрокостюм и очки для плавания. Температура воды в Дурбане — 21 градус, так что теоретически я мог бы плыть и в обычных плавках. Но пытаясь разобраться в правилах, я так окончательно и не смог понять требований к костюму. Обязательно ли должен быть гидрокостюм? На всякий случай я купил в спортивном магазине укороченный гидрокостюм. Выбирал самый дешевый из имеющихся. Он обошелся мне в четыре тысячи рублей. Еще двести рублей ушли на очки.
На следующий день, в субботу, мне нужно было перевезти на парковку велосипед и все необходимые для соревнования принадлежности для размещения их в транзитных зонах. Транзитных зон в ironman две. Первая — при переходе с плавания на велосипед. Протяженность этой зоны — 700 метров. Необходимо добежать до своей сумки, снять гидрокостюм, взять сумку, в которой лежат велотуфли, шлем и велоперчатки. Все это в специальной зоне надеть на себя и отправиться за своим велосипедом. Вторая транзитная зона — это переход с велоэтапа на бег. Здесь необходимо припарковать свой велосипед, снять велотуфли, шлем и надеть кроссовки и кепку.
Приехав парковать свой велосипед, я естественным образом вызвал море интереса к себе и положительных эмоций. Меня фотографировали со всех сторон, интересовались моей историей, искали меня в Instagram и Facebook, а когда узнавали, что я еще и своим ходом на этом красавце приехал из России, то начинали аплодировать. Мне было немножко неловко, но очень приятно.
Всего в соревнованиях принимали участие более 3,2 тысячи человек. Кроме меня, на горном велосипеде участие принимал еще только один человек. Припарковав велосипед и разложив в транзитных зонах сумки, я отправился в Умхлангу отдыхать. Старт был назначен на 07:10 утра следующего дня. Приехать надо было к шести утра, чтобы все еще раз проверить и подготовить. Собственно, мне особо готовить было нечего: нужно было лишь найти место старта, надеть гидрокостюм, натянуть очки и стартовать.
По традиции участников ironman вечер до старта — это вечер пасты. Надо запастись энергией, и паста помогает это сделать. Я рассказал об этой традиции Алекс, и она приготовила мне большую тарелку пасты. Я был счастлив. Вообще Алекс и Кэмерон создали вокруг меня столько уюта, заботы и дружеского настроения, что я не всегда могу понять, за что мне вся эта благодать. Удивительные, добрые, гостеприимные люди. Я от души их благодарю.
После вкусного и питательного ужина я отправился спать. В 21:00 я уже уснул. Проснулся в два часа ночи. Выспался. В 5:30 мы с Кэмероном выехали из дома к месту старта. Я чувствовал себя хорошо, волнения как такового не было. Чего мне волноваться : моя основная задача на сегодня — не устать. Я не гонюсь за временем или другими показателями. Мне главное стартовать и финишировать в отведенное для этого время, а его в ironman отводит столько, что можно еще и успеть поспать в транзитных зонах. На всю дистанцию отводится 8 часов 30 минут. Из них 1 час 10 минут — на воду, через пять с половиной часов после старта нужно закончить велоэтап и еще через три часа — бег. Это более, чем достаточно даже для очень слабо подготовленного человека.
Кэмерону около 60 лет, но он бодр и весел, у него классный шоссейный велосипед, на котором он еженедельно ездит. В своих закромах он нашел пару энергетических гелей и шипучих витаминов, которые добавляют в воду. Все это добро он передал мне. Алекс с утра приготовила мне молодую картошку и положила с собой три банана. Оказывается многие атлеты во время дистанции едят картошку, своим глазами видел.
И вот я со всем этим набором пришел в первую транзитную зону. Большая часть людей уже давно тут. Что-то подкачивают и меняют на своих велосипедах. Кстати многие ребята велотуфли привязывают сразу к велосипедам, чтобы не терять времени на переобувку, а потом одевают туфли уже прям на ходу, экономя драгоценные секунды. Я немного запереживал за своего Добрыню. Моя лучшая средняя скорость на 90 километрах — 33 километра в час. Установил я ее в Мавритании, когда ехал по пустыне Сахара.
Чего же ожидать от всех этих ребят, я не знал. Я не изучал опыт других триатлонцев и марафонцев, так же как не изучал я и опыт других кругосветных путешественников перед стартом. Делаю я так специально, чтобы не проецировать на себя опыт других людей.
Сходил перед стартом в туалет. Слышал, что «крутые чуваки» ради экономии времени на дистанции по малой нужде ходят под себя. Этого мне никак не понять. Если человек бежит на какой-то экстраординарный результат, то понятное дело, для него цель важнее здравого смысла. Но когда человек бежит для себя, и время для него — лишь собственное мерило, то для меня встает вопрос адекватности таких действий. Но осуждать не берусь. Все мы немного сумасшедшие.
Вот и все. Все дела сделаны, и я пошагал к стартовой линии. До выстрела судьи 10 минут; 3,2 тысячи человек стоят на старте. Все очень вежливые, улыбаются, на лицах чувствуется небольшое напряжение, но в целом настроение праздничное. И вот в 07:10 стартовали профессионалы. Эти ребята плавают два километра за 29 минут и меньше. Их цель — победа. Попадись я у них на пути, и они меня растопчут. Вообще, летальные случаи в ironman — не редкость. Часть из них приходится на плавательный этап. К сожалению, эти случаи в ironman не единичные.
Поэтому я спокойненько отошел назад и встал в самом конце группы. В последней сотне. Я не тренировался в воде уже много лет, а два километра в океане не плавал вообще никогда. В общем я не знал чего ожидать. Плавательный этап, как ни крути, для меня самый волнительный. Но по сравнению с моим велопутешествием — не так и страшно. Я знал, что меня ждало, где буду спать и что буду есть. В Сенегале, Гвинее или ЮАР ситуации много раз были куда более критическими. Здесь даже вопрос о моей безопасности не стоял, я был уверен, что не утону, а самое страшное, что могло со мной случиться — не уложусь в норматив. Но этого я не боялся.
От старта профи до старта последней сотни прошло больше часа. Наконец, пришло и мое время. Шапочку надел, очки натянул. Свисток. Старт. Я с десятью другими атлетами трусцой добежал до воды. Первая задача — войти в океан, что не так просто, как может показаться. Волны местами накрывают с головой, но смог. Я зрительно наметил первый буй, где мне нужно повернуть — он был примерно в 200 метрах от меня. Поплыл. Начал с кроля, но очки пропускали воду, поэтому я перестал погружать голову в воду и так доплыл до буя.
Ничего особенного, единственное, что создавало дополнительное напряжение — плывешь против волн. Оплыл буй. Следующий этап — 800 метров по прямой. Впереди маячило несколько буев. Народу вокруг по прежнему толпа. 200 метров дались легко, я почувствовал воду, волны теперь заходят сбоку, и я вновь поплыл полноценным кролем. Через пару минут начал утыкаться во впереди плывущих. Оказывается, я хорошо плаваю кролем. Сделал пару маневров, обогнал группу пловцов. «Главное не устать на плавании!» — пронеслось у меня в голове, я перешел на брасс.
Теперь мне был виден город с воды: очень красивое и необычное зрелище. Люди плывут на фоне небоскребов — красота. Я наслаждался. В итоге часть дистанции проплыл брассом, часть кролем. Кролем было плыть неудобно, так как через пару минут мои очки заполнялись водой. Очевидно, в последней сотне плыли не лучшие пловцы, поэтому даже брассом я обгонял большую часть народу. Кто-то умудряется плыть даже на спине. Маршрут повернул в сторону берега — еще пара сотен метров и плавательный этап закончится. Думаю, что мог бы плыть в два раза быстрее без критической потери энергии.
Выход на берег тоже стал приключением. Волны сильные, и тебя сначала выбрасывает на песок, потом затягивает обратно, а сверху накрывает новой волной. По пояс в воде стояли спасатели, которые помогали атлетам выкарабкаться на берег. Но я справился сам. Ноги встали на песок, чувствую себя хорошо. Немного наглотался морской воды, но опять же ничего критического. Легкой трусцой вместе с другим участниками я добежал до своей сумки, снял гидрокостюм, под костюмом у меня уже были шорты, я натянул футболку с ромашками, надел велотуфли, шлем, выпил немного воды и отправился за велосипедом.
Транзитную зону я проходил не спеша. Собственно, куда мне спешить, неизвестным для меня был только первый этап, а велосипед и бег — это история привычная. Запрыгнул на велосипед и поехал. Впереди меня ждали 90 километров с набором высоты в 900 метров. Не просто, но и ничего фантастически трудного. В городе никто не гнал — первые пять-семь километров, я втягивался как и другие участники. Через пять-семь километров мы выехали на трассу. Широкая хорошо асфальтированная дорога. Ехать по ней — одно удовольствие. Нужно было пройти два круга по 45 километров.
Когда я выезжал на первый круг, многие уже шли на второй, поэтому меня обгоняли многие участники, но и я многих обогнал. Особенно я чувствовал свое преимущество на подъемах: нет разницы, за 500 тысяч рублей у тебя велосипед, или старенький и видавший виды, если ноги ты не тренировал. Мои — тренированные. На подъемах меня практически никто не обгонял, я же обгонял многих. Первый полукруг дистанции дорога шла преимущественно в гору. За всю велогонку я получил сотню комплиментов моему байку от коллег. Я чувствовал себя более, чем комфортно.
Вторая часть круга шла под гору, так что ехать было совсем просто и легко. Жаль, что у меня всего 20 скоростей на велосипеде, поэтому больше 48 километров в час я просто не мог разогнаться. Было бы больше скоростей — шел бы намного быстрее. Но в любом случае я кайфовал, ведь таких дорог и таких условий в мои обычные дни не бывает. Я сделал первый круг и очевидно примелькался судьям, которые ездят вдоль трассы на мотоциклах с водителями. На втором круге ко мне подъехал мотоцикл. «Как дела?» — спросил меня судья. Я его помнил по субботнему дню, ведь именно он проверял мой велосипед на въезде в транзитную зону. Мы шли в гору, я кого-то обгонял.
box#2406779
Мы разговорились, я рассказал ему, что на этом байке приехал из России, что ехал до Дурбана девять месяцев. Судья охал, ахал и, пожелав удачи, уехал. Но через минут 15 вернулся обратно уже с камерой, и мы провели тот же разговор о моем путешествии вокруг света. После судья уехал, но минут через тридцать приехал другой судья с фотоаппаратом и минут десять меня снимал с разных ракурсов. Видимо проверяя своего коллегу, он уточнил, правда ли я приехал из России, и аж присвистнул, когда услышал мой утвердительный ответ. Так вот я и ехал в постоянных разговорах с судьями и коллегами.
Закончив второй круг, я въехал в транзитную зону, отдал велосипед волонтерам, нашел свою сумку, сменил велотуфли на кроссовки и съел шоколадный батончик. Увидел девочек, которые мажут атлетов солнцезащитным кремом — меня тоже намазали, и я побежал.
На старте бегового этапа я ощущал себя превосходно. Пульс 115 — как на легкой разминке. Великолепно! В беге для меня самым трудным было не сорваться с шага на бег. На старте даже сорвался и пару километров пробежал, но почувствовал дискомфортные ощущения в левом колене и вернулся к шагу. Шагалось легко. Необходимо было пройти два круга по главной набережной Дурбана — очень красивое место с фонтанами, бассейнами и видом на океан. Каждые пять километров стояли волонтеры, предлагающие воду, газировку, изотоник, бананы и питательные гели. Сначала я взял колу, а потом периодически менял: то колы попью, то воды. Из еды я съел четвертинку банана — есть мне не хотелось.
Я шел и понимал, что по «функционалке» я подготовлен великолепно, ноги немного устали, но я знаю, что на силе воли я могу пройти еще сотню километров. В общем даже особо ничего не расскажешь тут. Триатлон ironman 70.3 — это средний день моего кругосветного велопутешествия. В Гвинее я уставал в несколько раз больше, и там мои мучения длились двенадцать дней подряд без нормального сна. В пустыне Сахара тоже было в разы тяжелей: там к нагрузке добавлялся еще убийственный боковой ветер с песком. И тоже длилось все это пару недель.
Так что триатлон стал для меня отдыхом. Можно сказать, что я провел время в активных играх на свежем воздухе. Конечно же, если поставить цель и идти на какой-то результат, то можно было бы устать в разы сильнее. Но я делал эту дистанцию для развлечения, чтобы порадоваться и получить удовольствие. И у меня это получилось. Мои результаты: плавание — 51 минута, велосипед — 3 часа 08 минут, бег — 2 часа 39 минут, общее время — 6 часов 53 минуты.
И вот он — финиш: люди поддерживают, фотографы фотографируют, красивая красная дорожка, медаль на шее, футболка финишера и моральное удовлетворение. Еще одно желание достигнуто. Жизнь прекрасна!