В ночь на 23 июля в Хабаровском крае сгорел палаточный детский лагерь, расположенный на территории горнолыжного комплекса «Холдоми». Четверо детей погибли, более десяти пострадали. 186 детям пришлось спасаться, выбегая на улицу практически голышом. Возбуждено дело о причинении смерти по неосторожности. Глава региона Сергей Фургал заявил, что чиновники не знали о существовании такого лагеря и что он работал с нарушениями. Однако факты свидетельствуют об обратном: не только знали, но и проверяли, и хоть находили недочеты, но работу не останавливали. «Лента.ру» поговорила с сотрудниками «Холдоми», а также с родителями его постояльцев и попыталась разобраться в истории «невидимого» палаточного лагеря.
Дети сушили вещи
Пожар начался примерно в половине четвертого утра в палатке №16, где поселились восемь девочек. Причиной возгорания, по одной из версий, стало то, что дети сушили промокшие от дождя вещи на тепловой пушке, обогревавшей палатку. Также есть информация, что обогреватель был неисправен. Огонь быстро охватил палатку и перекинулся на соседние: судя по фотографиям с места ЧП, все они стояли очень близко друг к другу.
«Сейчас многие СМИ транслируют фейки, к примеру, что мальчик пошел девочек спасать. Это не так. Он был в своей палатке №17, и у него обгорела нога. Этого парня вынес на себе вожатый», — рассказал «Ленте.ру» один из спасавших детей мужчин.
Детям пришлось выбегать на улицу в нижнем белье. Воспитатели разместили их в одном из теплых стационарных помещений на территории лагеря, одели и успокаивали до приезда родителей.
Общая площадь пожара составила 240 квадратных метров. Сгорели 20 из 26 палаток, остальные пострадали. Огонь потушили прибывшие на место сотрудники МЧС.
Почти сразу стало известно, что один ребенок погиб — девочка, которая в этот день, 23 июля, отмечала бы свое 11-летие. Еще три девочки в возрасте от 11 до 13 лет были доставлены в реанимацию. Спасти их не удалось. Всего же пострадали более десяти детей.
Сотрудники Следственного комитета возбудили дело о причинении смерти по неосторожности.
Палатки-невидимки
По словам губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, власти не разрешали открывать на территории «Холдоми» палаточный лагерь. «Никто и не знал, что есть палаточный лагерь, что он частный», — заявил он.
Однако детей в палатках здесь размещают уже второе лето подряд. Губернатор пришел в регион чуть позже, осенью 2018 года, но «никто» не знать точно не мог.
«Да, это начало третьей смены. Две предыдущие и прошлый год прошли без нареканий. У нас были палатки "Памир", в них было проведено отопление, стояли радиаторы, — рассказала "Ленте.ру" одна из сотрудниц лагеря. — Прошлый год прошел хорошо. Наш директор лагеря очень тщательно следит за всеми нормами и правилами. У него у самого ребенок находился в палатке — в соседней палатке с той, в которой началось возгорание».
Ее бывшая коллега добавила, что в первые дни после заезда новой смены с ребятами обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.
«О палаточном лагере все всегда знали, все было всегда официально! Каждый год перед началом смен приезжала комиссия и проверяла абсолютно все», — отметила она. Впрочем, правдивость этих слов еще предстоит выяснить компетентным органам.
Палатки «Памир» М-30 появились в «Холдоми» при подготовке к молодежному форуму «Амур» несколько лет назад. Они совсем не похожи на обычные туристические или военные. Это покрытый специальным тентом с утеплителем металлический каркас, устанавливаемый на деревянный подиум. В палатках есть окна, в них стоят железные кровати, есть электричество, тумбочки для личных вещей.
Такие палатки собираются один раз на весь сезон. Они запечатлены на снимках как этого года, так и прошлого. Кстати, о компетентных органах. Прошлогодние фото с палатками сделаны как раз в тот момент, когда в лагере были представители МВД. Вряд ли они могли не заметить палатки за своими спинами.
Запись к фото, которое разместили в Instagram курорта почти ровно год назад, 30 июля 2018 года, гласит: «Нас посетил начальник УМВД по Хабаровскому краю — полковник полиции Ильичев Дмитрий Анатольевич. В лагере все ОК, на комплексе идиллия, у гостей хорошее настроение ;) Это приятно!»
Ильичев Дмитрий Анатольевич и сейчас возглавляет краевое управление МВД.
Однако в региональном главке МЧС, кажется, нашли объяснение «невидимости» палаток для проверок: «11 июля мы провели в лагере плановую тренировку и занятия по эвакуации, в том числе инструктажи. На момент проведения занятий стоял палаточный лагерь, про который директор пояснил, что палатки необходимы для экстремальных игр», — отметили в ведомстве.
Начальник территориального управления Роспотребнадзора Татьяна Зайцева, в свою очередь, заявила, что некоторые нарушения требований безопасности были выявлены в лагере еще в октябре прошлого года. «На путях эвакуации нет освещения. Часть детей размещали в стационарах, часть в деревянных строениях», — добавила она.
Однако разрешение на дальнейшую работу с детьми в «Холдоми» тогда получили, как и позднее, — в феврале. Следующая по счету проверка была запланирована на август.
Курорт за 600 миллионов
В пресс-службе губернатора края сообщили, что деятельность туркомплекса приостановлена.
Однако, по словам матери одного из находящихся там детей, это не так. Родители забрали в основном только тех ребят, кто жил в палатках. Другие, кто размещался в гостинице или коттеджах, еще остаются на месте.
«Всего там около 450 детей. В палатках жили 160-180, а большинство — в домиках и гостинице. Многие из них еще остаются в лагере. Можно забрать, — говорит собеседница "Ленты.ру". — Никто не препятствует. Мы решили посмотреть несколько дней, но не забирать пока. Закроют, сообщат, и тогда заберем».
Она сама только съездила на место, чтобы навестить ребенка. «Не знаю, чужих не рассматривала. Сейчас идут дожди, поэтому дети в общих комнатах с вожатыми. Играют, болтают. Дочь пока решила остаться. Немного грустные, — рассказала женщина. — Не все ребята с палаточного лагеря поняли [что произошло], некоторые хотят вернуться».
На внутреннюю территорию, по ее словам, по-прежнему без проблем пускают по паспорту, как и прежде.
Сам лагерь существует всего несколько лет. За этот проект взялся бизнесмен Виталий Бурлаков, ставший владельцем горнолыжного комплекса в 2013 году. Тогда курорт, по словам местных, «дышал на ладан».
За последние семь лет он превратил «Холдоми» в круглогодичный туристический центр с современными трассами, подъемниками и сопутствующей инфраструктурой, вложив в него уже 600 миллионов рублей. Старания бизнесмена поддержали в правительстве, включив эту территорию в границы ТОСЭР «Комсомольск».
В апреле этого года Виталий Бурлаков даже получил в столичном Белом доме правительственную премию за заслуги в области развития туризма по итогам 2018 года. Как раз за «Холдоми».
Игры хоббитов
Третья смена, во время которой вспыхнул пожар, началась 21 июля и должна была завершиться 7 августа. Она посвящалась «Хоббитским играм» по мотивам романов о Средиземье Джона Толкиена. Лагерь должен был разбиться на гномов, эльфов, людей и магов, цель которых — найти кольцо Всевластия. Этому сценарию подчинялись все спортивные, творческие и интеллектуальные конкурсы, а также музыкальные викторины.
По словам сотрудников и родителей отдыхающих в лагере детей, до сегодняшнего дня учреждение находилось на хорошем счету в регионе. Они описывают его как едва ли не самый интересный и насыщенный отдых для мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 17 лет. В палатках, кстати, жить допускалось только ребятам старше 10.
«Лагерь хороший. От начала смены только три дня прошло, — рассказала "Ленте.ру" мама одного из отдыхающих там детей. — В прошлом году мы были всем довольны: и питанием, и вожатыми, и проживанием, и занятостью детей. Никаких нареканий по технике безопасности нет».
В очередь на путевку собеседнице «Ленты.ру» пришлось встать в феврале и заплатить 22 тысячи рублей, что больше половины ее зарплаты. «В прошлом году брали на заводе (КнААЗ оплачивал часть) в этом году брали уже за полную стоимость, минус субсидия», — подытожила женщина.
Стоимость размещения в палатке на ту же по продолжительности смену с той же программой составляла 15 тысяч (еще 9943,72 рубля субсидировалось государством).
Впрочем, в округе выбирать особенно и не из чего, подчеркнула женщина. «Почти не осталось баз отдыха. Хорошие лагеря — Космос и Шарголь — развалили», — добавила она.