Нацпроекты
«Самое незабываемое лето»
Российский Burning Man и арт-лаборатория: каким был фестиваль «Таврида — АРТ» в Крыму

В Крыму прошел первый фестиваль творческих сообществ «Таврида — АРТ», участниками которого стали молодые люди из 85 регионов России: художники, спортсмены, музыканты, юмористы, актеры, писатели и многие другие. Они прошли десятки кастингов, получили гранты на 80 с лишним миллионов рублей, но главное — стали частью самого яркого молодежного события лета, которое уже назвали русским Burning Man. Что происходило в бухте Капсель — в материале «Ленты.ру».

***

Палящий 30-градусный зной. На песчаном берегу, в бухте Капсель сидит огромный 15-метровый человек и смотрит на закатное солнце, словно тонущее в Черном море. Он, конечно, не живой, — это арт-объект, составленный из тысяч полированных металлических прутьев. Это символ фестиваля творческих сообществ «Таврида — АРТ», который проходил в Крыму, близ Судака с 20 по 26 августа. Называется он, конечно, «Человек, смотрящий в море».

Огромный человек, фестиваль, жара — все это очень напоминает американский фестиваль Burning Man («Горящий человек»), который проводится в пустыне Блэк-Рок с 80-х годов (впрочем, смотрящий в море человек в конце не сгорит). Но самое главное, что роднит Burning Man и «Тавриду — АРТ», — тема самовыражения.

Однако «Тавриду — АРТ», которая проходит при поддержке правительства в рамках национальных проектов «Культура» и «Образование», не назвать фестивалем в привычном смысле этого слова. Куда больше ему подойдет определение «лаборатории искусства под открытым небом». Здесь собрались молодые художники, музыканты и вообще все, кому опостылела серая городская жизнь. Каждый из них — творец, и арт-объекты, которые расположились по всей территории, специально не были закончены, чтобы любой желающий мог подойти, сделать надпись, рисунок, чем-то дополнить тот или иной художественный образ.

Здесь каждый может найти себе дело по душе. Вся территория поделена на так называемые арт-кварталы, которые занимают 70 процентов площади: «Таврида Арт», «Таврида Народная», «Таврида Музыка», «Таврида Кино&Театр», «Таврида Танцы», «Таврида КВН», «Таврида Лайф», «Таврида Добро».

Скучать здесь просто невозможно: хочешь — научись играть на балалайке, читай рэп, познавай основы кулинарии коренных народов Севера, рисуй, играй, да и просто живи. А если что-то не получается — всегда помогут опытные наставники.

На гранты в рамках «Тавриды — АРТ» было выделено 80 миллионов рублей, и в течение нескольких дней жюри изучало более полутысячи проектов фильмов, сериалов, клипов, телепередач и целых фестивалей.

Всего финансирование получили 130 проектов, из-за чего лимит фонда фестиваля был превышен на 7 миллионов рублей. Впрочем, организаторы успокоили собравшихся: деньги на свои начинания получат все, ведь все они оказались достойны.

«Мы вдохновляемся этими ребятами», — рассказал руководитель проекта «Таврида», гендиректор Центра развития культурных инициатив Сергей Першин. — Мы представляем себе эту территорию и хотим, чтобы она не на словах, а на деле стала арт-пластом. Чтобы здесь появились съемочные павильоны, чтобы сюда приезжали люди, которые готовы продвигать многогранную российскую культуру с ее традициями во всем мире».

***

У каждой знаменитой бухты есть какая-нибудь легенда. У Капсели, расположившейся между мысами Аль-Алчак и Меганом, — тоже.

Если верить ей, то Капсель была юной девушкой, дочерью старого рыбака, которого все вокруг считали злым волшебником. И вот однажды вечером, пошла она на берег, посмотреть на море. Море штормило, и на гребне волны Капсель заметила парусник. Корабль боролся со стихией, его кидало из стороны в сторону, накрывало волной и, наконец, выбросило на берег. Из команды никто не выжил, кроме юноши по имени Меганом. Потерявший сознание и израненный, он лежал на песке. Тут его и нашла Капсель, перенесла волоком на парусе домой и выходила. Разумеется, это была любовь и, конечно же, старый рыбак-колдун не захотел, чтобы его дочь якшалась с каким-то пришлым молодцем — а значит, ни о какой свадьбе не могло быть и речи.

Тогда молодые решили починить корабль и сбежать в страну, откуда пришел Меганом. Но об их планах прознал отец (которого, кстати, звали Алчак), пришел на берег и превратил Меганома в скалу. Девушка бросилась в воду и поплыла к нему, но не доплыла и превратилась в морскую воду. А Алчак понял, что натворил, долго горевал, ждал, что Капсель выйдет из моря, да и сам превратился в камень.

А вот другая легенда. Она — о любви художника и модели. В какой-то момент руки мастера оказываются заляпаны синей краской. Оказывается, творец — не такой уж и положительный персонаж, романтический рассказ превращается в историю о насилии в отношениях между мужчиной и женщиной, а следы, которые оставляет синяя краска, — это синяки.

Эту легенду придумала 22-летняя Мария Ковалева из Геленджика. Таким будет сюжет клипа на песню, которую она сочинила. Мария поднимает важную социальную проблему, и, по ее словам, ей не так уж и важны деньги, которые она запросила на съемку клипа на свою песню. «Даже если финансовой поддержки не будет, возможно, это услышат люди, которые захотят работать со мной без оплаты, и клип в любом случае будет снят. Это нужно сделать просто потому, что это нужно», — говорит автор. Конец этой истории счастливый — девушка понимает, что ей нужно рисовать себя самой. Однако титры в конце клипа заставляют зрителя задуматься о том, что домашнее насилие губит жизни 12 тысяч российских женщин ежегодно.

Мария Ковалева: «Я изучала статистику, стала смотреть видео и поняла, что вопрос действительно стоит глобально. Лишь 40 процентов пострадавших людей, обращающихся в специальные центры, — это достаточно печальная статистика. Когда ты оказываешься в подобной ситуации, то постоянно находишься в состоянии стресса. Кажется, что тебя не могут поддержать даже твои друзья. Ты от них отдаляешься, находишься будто в изоляции. Я хочу сделать клип, рассказывающий о том, как перейти к другому своему состоянию. Нужно понять, что состояние жертвы — это не нормально, и принять решение обратиться за помощью. Не следует бояться. Давайте менять свою жизнь к лучшему! Если получится все-таки сделать видео, то я стану распространять его через социальные сети, центры помощи, дома-убежища. Знаю, что многие благотворительные организации готовы показать клип на своих форумах».

Еще один участник, Ильдар Зайнетдинов, приехал на «Тавриду» из Сызрани. Он вполне состоявшийся и очень занятой человек — у него есть своя студия дизайна и ландшафта. Однако на фестиваль он приехал с проектом, которым занимается в свободное время: выезжает с друзьями в близлежащие населенные пункты и наводит чистоту на улицах. Они красят заборы и лавочки, ремонтируют детские площадки, сажают цветы.

Ильдар считает, что каждый человек способен совершить какой-то важный поступок, пусть даже кажущийся маленьким и незначительным. «Хотелось бы, чтобы этот проект перерос в какую-то урбанистическую систему, чтобы мы создавали целый организм. И самое главное — чтобы было соучастие», — говорит он. Зайнетдинов хочет выйти со своим начинанием на федеральный уровень и уверен в том, что «чтобы родные город и страна стали красивее, нужно начать с себя».

Ильдар Зайнетдинов: Я никогда не думал, что буду добровольцем, волонтером. Это случилось внезапно, когда я работал в школе. У меня была группа детей с ограниченными возможностями здоровья. И в группе учился мальчик Данил. До сих пор я с ним занимаюсь, хоть и не работаю в школе. У него, к сожалению, нет кистей рук, но он очень хочет заниматься творчеством. Он впитывает все даже лучше других детей. Он занимался вместе с братом, и мы с ними лепили. Мы разработали определенную методику. Но в один момент, как по щелчку, Данил пропал. Я долго анализировал и понял, почему это случилось. В один момент они пришли на занятия, когда у меня был общий класс, там уже подростки из хороших семей. Они неправильно отреагировали, начали показывать пальцем. Ну, их тоже нельзя винить, для них это что-то непривычное.

У меня много друзей-предпринимателей, у которых свои магазины, детские центры, и мне пришла идея, а почему бы нам не объединить свои силы. И первый проект назывался «Добрые люди»: мы провели серию встреч, на которые пришли дети из общей группы и дети с ограниченными возможностями. Мы сделали для них серию мастер-классов. И после этого Данил вернулся на занятия.

***

Никто не заставляет ребят обязательно поднимать серьезные социальные темы. Здесь хороши все способы самовыражения, и с мотивацией проблем нет. По словам организаторов, после «Тавриды — АРТ» для участников может открыться множество дверей: международный конкурс исполнителей поп-музыки «Новая волна», телепроект «Голос», сериалы на Первом канале, премьер-лига КВН, проекты «СТС Медиа», места ведущих на DFM и RU.TV, фестивали «Нашествие» и Z.City, выставки в Москве. Они могут принять участие в мероприятиях благотворительного фонда Илзе Лиепа, выпустить свой документальный фильм в эфире федерального телеканала, сняться в полнометражке, пройти обучение в Высшей школе режиссеров и сценаристов. Впрочем, хоть двери и открыты, шаг должны сделать сами участники.

Все вокруг тут подталкивает к движению, чтобы и мысли не возникало сидеть на месте. Мотивирует даже стенд зарядки мобильных телефонов — ведь электроэнергия для него генерировалась за счет того, что позади него посетители крутили педали велосипедов, соединенных с динамо-машиной.

Впрочем, если поймать вечно куда-то бегущих участников не получается, то можно заглянуть в соцсети. Все эмоции, конечно, там.

amra_apsua: «Не каждый день тебя приобнимает сценарист "Секретных материалов". Американский сценарист и продюсер, преподаватель Нью-Йоркской академии киноискусства в Лос-Анджелесе Пол Браун. Спасибо @rs.abh за возможность повысить свою квалификацию на таком невероятно творческом форуме - Таврида! Как говорит Браун, необходимо ответить на пять опросов: "кто ты?", "кто передо мной?", "где вы?", "какая проблема?" и "что вы хотите?"».

balandina_ann: «О-ла-ла, Таврида! #таврида1love. Это был первый фестиваль #ТавридаАрт. Палаточный лагерь на 4500 человек, восемь арт-кварталов (Танцы, Музыка, Народная, Добро, Арт, КВН, Лайф, Кино и Театр), Одна неделя — и непередаваемые эмоции. Условия проживания: палатка, пыль, сильный ветер, жара от плюс 30 с самого утра, биодуш, большие пешие прогулки до главной сцены и моря, а также полевая кухня. Программа: известные спикеры, профессионалы своего дела, тренировки, мастер-классы и многое другое. Фестиваль: звезды российской эстрады, 45 тысяч зрителей и атмосфера. Для себя: выход из зоны комфорта выполнен. Цели намечены».

pelagej_sh: «Я уже представляю как выхожу из душа и ложусь в чистую постельку. Ночной перелет после бессонных ночей дается очень сложно, но у меня внутри уже формируются теплые воспоминания о Тавриде. Скоро расскажу вам подробнее что со мной произошло за эти 6 дней. Всего 6 дней, а кажется что вечность».

ya_novikova: «У меня радостная новость. На фестивале «Таврида Арт» экспертная комиссия поддержала мой проект "Магазин социальной одежды Барахолка". От переизбытка эмоций взяла день на паузу осознать это, порадоваться, принять, испугаться, успокоиться и снова принять».

naaaaaaaaaaaasti: «@tavrida_art Ты навсегда в нашем сердце! Это была самая незабываемая неделя за это лето!!!».

***

«Больше всего и удивляет, и восхищает, и радует мотивация, которая есть у ребят. Они заканчивают глубокой ночью, вскакивают рано утром и снова идут на круглые столы, на мастер-классы. Их не останавливает ни жара, ни пыльные бури», — рассказывает журналистам замглавы администрации президента России Сергей Кириенко. Он является председателем оргкомитета фестиваля и «Таврида» во многом это — его детище. Кириенко рассказывает многочисленным репортерам, зачем ему был нужен этот проект.

«Поддержка культуры — это не социальные затраты, это серьезные инвестиции в будущее, и не только в развитие культуры. Это инвестиции в экономическую конкурентоспособность и благополучие, — уверен он. — Мир меняется, происходит технологическая революция. В рамках этого конкурентоспособность страны определяется не запасами природных ресурсов, а интеллектом и творческим потенциалом людей».

На «Тавриде — АРТ» можно было встретить множество знаменитостей, лиц первой величины. Вот — режиссер Никита Михалков, который, несмотря на то, что накануне повредил ногу, все равно пришел на фестиваль, хоть для этого и пришлось использовать костыли. Он общался с участниками «Тавриды — АРТ» около двух часов. Михалков пришел от фестиваля в восторг, но посетовал, что увидеть такое можно только в Крыму. Режиссер предложил проводить подобные фестивали и в других регионах России. «Вот тогда это будет реальная, серьезная, системная работа с молодежью», — заявил он.

***

Несмотря на то что фестиваль «Таврида — АРТ» проходил в Крыму в первый раз, в бухте Капсель собралось более 45 тысяч человек, и половина из них — молодые деятели культуры из 85 регионов России, а также из других стран. Событие завершилось грандиозным фейерверком, после которого собравшихся ждал большой концерт с участием Леонида Агутина, Сергея Лазарева, Юлианны Карауловой, группы «Моя Мишель», а хедлайнером стала «Группировка Ленинград».

Не обошлось и без трогательных моментов: один парень, выйдя на сцену, в присутствии тысяч людей, сделал предложение своей девушке. Этот эпизод, кажется, оказался вне поля зрения телекамер, но, как рассказал агентству РИА Новости представитель дирекции фестиваля Егор Лукьянчиков, девушка ответила парню согласием.

Еще круче будет в следующем году, уверяют на «Тавриде».