«Лента.ру» продолжает серию публикаций об истории разных видов одежды и аксессуаров. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке, колготках, пуховике и перчатках. Новая статья посвящена истории свадебного платья — от принадлежности религиозной брачной церемонии до наряда профессиональных актрис бурлеска.
Свадьба — важное событие не только для жениха и невесты. С древнейших времен даже в самых примитивных обществах заключение нового союза мужчины и женщины было принято торжественно отмечать. Антропологи называют заключение брака одним из так называемых «обрядов перехода», требующих особой церемонии.
А обряд и церемония у тех же древних всегда требовали специальных атрибутов. Один из важнейших — одежда жениха и невесты. При этом основное внимание всех собравшихся на свадьбу приковано именно к новобрачной. Поэтому ее платье (или другой наряд) и украшения — предмет заботы и самой девушки, и женщин ее семьи. И хлопоты по подготовке платья начинались задолго до обряда.
Кому-то может показаться удивительным, но привычное нам белое подвенечное платье для христианской свадебной церемонии появилось только в середине XIX века. До этого на свадьбу девушки разных народов приходили в самых разных одеяниях самых разных цветов. Например, в Китае с древних времен цветом счастья, удачи и преуспеяния был красный. Поэтому китайские невесты и в Средние века, и в наши дни вступали и вступают в брак в красных одеждах. Красный (а также ярко-розовый и оранжевый) был цветом свадебных одежд у индийских невест, которые выходили замуж в празднично украшенном сари.
В Европе девушки из простонародья выходили замуж в одежде «обычного образца», принятой в их местности. В Центральной Европе это могли быть юбки, блузы и корсажи, например, в Польше или Германии, или сарафан и рубаха — в русских деревнях. От обычной повседневной одежды свадебный наряд отличала только особая отделка. Она была более яркой, торжественной, может быть, даже избыточной.
Украшения свадебного платья или костюма у представительниц традиционных культур имели, помимо декоративного, еще и статус оберега. Поскольку невеста, по принятым в этой среде верованиям, находится как бы «вне статуса» — уже не свободная девушка, но еще не замужняя женщина — она очень уязвима. Ее статус не защищает ее, поэтому ее могут сглазить или навести порчу. Чтобы защитить невесту, сохранить ее здоровье, гарантировать ее семейное благополучие и фертильность, подвенечный наряд особым образом украшали.
Вышивки на рубашке невесты, ее корсаже, а также головной убор были самым строгим образом регламентированы. Этот вид декора — своего рода древний «код», призванный защитить от колдовства, черной магии и прочего метафизического зла. Кроме того, в вышивке «кодировались» добрые пожелания молодой семье (например, пожелание большого и здорового потомства).
Особое значение на свадьбе имели головной убор и прическа невесты. Например, на территории Центральной России косу девушки во время свадебного обряда расплетали на две косы. Косы новобрачной укладывали вокруг головы и поверх надевали особую шапочку — так называемую кику. Кики были разной формы в различных местностях и указывали на замужний статус женщины. Это происходило после венчания. В церковь девушка шла еще с волосами, заплетенными в одну косу.
На Западе было принято скрывать лицо невесты покрывалом, которое жених откидывал для скрепляющего брачную клятву поцелуя. Эта традиция повелась еще от иудейского брачного обряда — хупы. Еврейские невесты стояли под брачным балдахином (который, собственно, и называется «хупа») в скрывающем лицо покрывале и в очень скромном платье. Оно должно было обязательно скрывать грудь (никаких декольте!), локти и колени.
В некоторых регионах Европы (например, в Швеции и Норвегии) преимущественным цветом одежды простых женщин был черный. Поэтому и в церковь скандинавские невесты тоже отправлялись в черном корсаже и юбке. Замужние европейские женщины тоже покрывали голову. Во Франции и Бельгии, например, это был белый чепец. Его форма, как и форма русской кики, серьезно менялась в зависимости от региона.
На Руси единственным отличием наряда богатой боярской невесты от «убора» крестьянской новобрачной были материалы. У обычной девушки летник (род накидки) был, например, из вышитого холста, а у боярышни — из парчи, отделанной мехом соболя. В Европе ситуация была иной. И повседневная, и торжественная одежда аристократки отличалась от одежды простонародья.
Французские или британские дворянки Средневековья и Нового времени, отправляясь под венец, надевали в церковь декольтированные платья со шлейфами из ткани разных цветов, в зависимости от моды. Эти платья, опять же в зависимости от моды и века, по-разному украшались. Аристократическое свадебное платье декорировали дорогим мехом, кружевом ручной работы, золотным шитьем, жемчугом, драгоценными камнями.
Вот как описывает в мемуарах свой подвенечный наряд русская императрица Екатерина II (в девичестве София-Августа-Фредерика, дочь герцога Ангальт-Цербстского): «Мое платье было из серебристого глазета, расшитого серебром по всем швам, и страшной тяжести». Многочасовые мучения невесты в платье из глазета (металлизированной, очень тяжелой ткани) никого не беспокоили. Ее роль в свадебной церемонии была символической, знаменующей союз двух государств.
У платья Екатерины, ныне выставленного в Оружейной палате, узкий лиф, рассчитанный на туго стянутый корсет, широкие фижмы и шлейф. Все в точности по моде середины XVIII века. Лиф и верхняя юбка покрыты вышивкой. Причем, как и в крестьянской одежде, у вышивки есть символическое значение, но не магическое, а геральдическое. Цветы гвоздики символизируют обручение и супружескую любовь, папоротник — смирение и искреннюю преданность, пальмовые ветви — целомудрие и долголетие.
При всей важности роли Екатерины II для российской и общеевропейской истории не она стала главной законодательницей современной свадебной моды. Эта роль выпала правительнице другой огромной империи — британской. Первой из великих монархинь в кипенно-белом платье под венец со своим женихом, принцем-консортом Альбертом, отправилась королева Виктория.
Брак Виктории и Альберта оказался не слишком долгим. Принц-корсорт умер в возрасте слегка за сорок. За время своего многолетнего (и довольно демонстративного) вдовьего траура Виктория сделала модными черные платья, броши с камеями и ониксом, украшения из волос. Викторианство ассоциируется с целомудрием, доходящим до ханжества. Но молодая Виктория была полна надежд и искренне влюблена в своего жениха. Она хотела, чтобы ее подвенечное платье было чистым, как любовь невинной девушки, и выбрала белый цвет. С тех пор именно он считается эталонным для невест в Европе и Америке.
В странах со строгими католическими устоями, где силен культ Богородицы (то есть женщины, зачавшей Богомладенца, будучи девственной), белый цвет символизирует святую невинность. Поэтому в белом там изначально было принято выходить замуж в первый раз. Вдовы или разведенные женщины (вторых в викторианские времена было исчезающе мало) надевали на церемонию платья других оттенков, например, экрю (цвета слоновой кости), серебристые, розовые и так далее.
Примечательно, что на католическую церковную церемонию первого причастия (конфирмации) девочки-подростки надевают белые платья, символизируя свой статус «невесты Христовой». В печальном случае ранней смерти девочки или молодой незамужней девушки в викторианские времена и позднее ее одевали для погребения в белое платье и фату. Фата (легкое полупрозрачное покрывало из тюля или газа) как часть подвенечного наряда тоже надолго закрепилась в моде с викторианских времен.
Многое в свадебной моде серьезно изменил ХХ век. Хотя надо признать, что она гораздо консервативнее обычной. Например, длинные, в пол платья на свадьбу принято надевать до сих пор. В остальное время такие длинные платья и юбки у женщин европейской культуры можно увидеть, только если они очень религиозны или принадлежат к каким-то специфическим субкультурам (например, хиппи).
Также долгое время было принято надевать на брачную церемонию платья с длинными рукавами или длинными перчатками, закрывающими руки до локтей. В этом можно проследить уже упомянутое влияние иудейской традиции и, разумеется, традиции викторианского целомудрия. Примером такого платья с длинным шлейфом и фатой можно считать наряд будущей британской королевы Елизаветы II, правнучки королевы Виктории. Следуя примеру Елизаветы, все женщины ее семьи, включая невестку принцессу Диану и жен внуков, герцогиню Кэмбриджскую Кейт Миддлтон и герцогиню Сассекскую Меган Маркл, одеваются на свадьбу роскошно, но скромно: в довольно закрытые платья со шлейфами.
В достаточно скромных по любым меркам платьях выходили замуж даже голливудские дивы середины прошлого века. Например, оскароносная актриса Грейс Келли выходила за князя Монако Ренье III в платье, сшитом на киностудии MGM, с которой она еще была связана контрактом. Он предписывал актрисе дресс-код, который соответствовал имиджу работодателя. Платье сшила обладательница двух «Оскаров», художница по костюмам Хелен Роуз.
При этом, разумеется, сексуальная революция, завоевания феминизма и общая либерализация нравов, а также постепенная глобализация не могли не сыграть своей роли. В 1960-е годы совершенно нормальным для европейских и американских невест стало появление на свадьбе в миди- и даже мини-платье.
Это платье могло быть белым в том случае, если новобрачная до свадьбы жила со своим женихом в гражданском партнерстве или уже успела развестись. Более того: белое платье надевали (и иногда надевают до сих пор) беременные невесты и женщины, которых к венцу провожают уже подросшие дети. Например, Йоко Оно, чей образ жизни до свадьбы с Джоном Ленноном был, мягко говоря, богемным, выходила за него замуж в кипенно-белом трикотажном костюме с мини-юбкой, белых кедах и белых гольфах.
Более скромно, хотя тоже в мини, оделась на свою вторую свадьбу голливудская кинозвезда Одри Хэпберн. Наряд для нее сшил ее давний друг, модельер Юбер де Живанши. Это было бледно-розовое платье с длинными рукавами и стоячим воротником. Роль фаты играла страшно модная в 1960-е годы косынка (в данном случае из той же ткани, что и платье). Перчатки, колготки и туфли на невысоком широком каблуке актриса тоже подобрала в тон.
Можно сказать, что свадебные платья были едва ли не последним оплотом консерватизма в стремительно меняющемся мире моды. Однако начиная с 1960-х годов и далее они делались все более и более смелыми. В США, а затем и в других странах начали проводить Bridal Fashion Weeks — Недели свадебной моды, где на одном показе дизайнеры и модные дома представляли более чем корректные с любой точки зрения подвенечные наряды, а на другом — нечто авангардное и провокационное.
Сложилась традиция и обычные показы мод завершать так называемым «выходом невесты». У большинства дизайнеров эти платья были похожи на свадебные, но некоторые смелые модельеры превращали и превращают такой выход в своеобразный манифест. У Жана-Поля Готье на подиум выходили невеста-«елочка» и невеста в платье с разрезом до пояса и в ботфортах. У Вивьен Вествуд — невеста с лицом, замотанным непонятной тряпкой (видимо, это был протест против угнетения женщин). У Saint Laurent в 2002 году на «выходе невесты» повторили знаменитое творение самого Ива Сен-Лорана — платье-кокон 1965 года, которое в то время не представлялось как подвенечное.
Эстрадные звезды и актрисы бурлеска иронизировали над «сакральностью» подвенечного наряда, делая его подчеркнуто сексуальным, иногда до пародийности. Подобные мотивы были у Мадонны, Леди Гаги и Диты фон Тиз. Кстати, на собственную свадьбу с еще одним весьма экстравагантным исполнителем — Мэрилином Мэнсоном — звезда бурлеска Дита надела вполне конвенциональное платье с широкой юбкой. Но не белое, а темно-синего цвета. А Памела Андерсон в 1995 году вообще вышла замуж в белом купальнике-бикини. Возможно, это привело к тому, что через четыре месяца брак завершился разводом.
Примечательно, что излишне откровенные наряды эстрадных звезд, а также звезд Instagram во главе с Ким Кардашьян, подтолкнули и обычных невест к смелым экспериментам. Простые девушки стали одеваться на свадьбы довольно смело: облегающие силуэты, длинные разрезы, глубокие вырезы. Одна американская невеста-республиканка надела на свою свадьбу платье с лозунгом в поддержку президента Трампа. Такая смелость порой выглядит совершенно неоправданной. Недаром в социальных сетях существуют сообщества, специально созданные для того, чтобы высмеивать самонадеянных невест и их излишне вызывающие или уродливые платья. Все же как бы ни была снисходительна мода, свадьба — именно тот случай, когда чувство меры важно прежде всего.