Бывший СССР
00:01, 29 августа 2020

Красно-белые идут Кто воевал под флагом белорусской оппозиции и почему он так раздражает Лукашенко

Дмитрий Плотников
Фото: Reuters

Недавно министр обороны Белоруссии Виктор Хренин пригрозил протестующим, что на них бросят армию, если они появятся возле мемориалов Великой Отечественной войны с бело-красно-белыми флагами. Военный назвал их символами фашистов, под которыми они устраивали геноцид. Александр Лукашенко также не раз называл символ белорусского протеста нацистским, и отчасти чиновники правы. В годы Второй мировой войны флаг действительно использовали местные коллаборанты, которые просто присвоили уже существующую символику так же, как это сделали власовцы, воевавшие под российским триколором. Но это был всего лишь один эпизод многовековой истории бело-красно-белого стяга, на протяжении которой его неоднократно возносили и низвергали. Откуда происходит символ белорусского протеста и почему его не стоит ассоциировать с режимом Третьего рейха, выяснила «Лента.ру».

В глубине веков

Историю бело-красно-белой символики белорусского национального движения ученым удается проследить аж до периода Средневековья. Конечно, государственных флагов в современном смысле слова тогда не существовало, однако были династические гербы и стяги.

Герб «Пагоня» из рукописного гербовника Эразма Коміна (1575)

Одним из них и был «Погоня» (или «Пагоня» — в белорусском варианте правописания) — герб Великого княжества Литовского, который сейчас тоже активно используют белорусские оппозиционеры. Но из общего с современным бело-красно-белым флагом у «Погони» были только цвета.

Ряд историков-националистов использовали в качестве аргумента картину, на которой изображена битва польско-литовских и русских войск под Оршей в 1514 году. Ее написал неизвестный художник из круга польского живописца Лукаса Кранаха-старшего, который лично был свидетелем сражения.

Полотно изобилует множеством мелких деталей, включая бело-красно-белые значки на копьях конницы Великого княжества. Однако они вряд ли имеют какое-то отношение к национальной символике. На флажках изображен красный крест Святого Георгия на белом фоне, который тогда активно использовался и другими армиями Европы, включая Англию и Италию.

Есть еще две версии появления бело-красно-белого флага, но они менее распространены в силу еще большей сомнительности. Первая из них — это история про раненого местного князя, который повязал голову куском белого полотна и повел своих бойцов в атаку. Это довольно распространенный в европейской мифологии сюжет, присутствующий, например, в сказаниях народов, населявших территории современных Австрии и Испании.

Вторая — о происхождении белорусского национального флага от польского шляхетского герба «Котвич», на щите которого бело-красно-белые цвета использованы именно в том сочетании, в котором они сейчас присутствуют на флагах белорусской оппозиции. Однако герб «Котвич» известен по различным письменным источникам еще с XIII века, а сам род не имел отношения ни к Литве, ни к тем землям, на которых сейчас расположена Белоруссия.

В тот период истории оно также активно применялось и в городской геральдике. Знамя Литовского, позже Белорусского гусарского полка состояло из трех белых и двух красных горизонтальных полос.

«Будители» земель белорусских

Нынешний же бело-красно-белый флаг, с которым выходят протестовать против Лукашенко, — результат появления на землях современной Белоруссии национально-ориентированной интеллигенции, которая называла себя «будителями». Во второй половине XIX века в Северо-Западном крае Российской империи начала развиваться городская культура, которая и дала толчок первым росткам национального самосознания.

На этом этапе и потребовалась новая, собственная национальная символика, чтобы противопоставить ее имперской. До появления флага на тот момент было далеко, однако местная интеллигенция определилась с цветами. Бело-красные повязки использовались еще во время Польского восстания 1863 года, которое охватило и территорию современной Белоруссии. Однако это была отсылка скорее к флагам времен Речи Посполитой. С этого же образца начали свои поиски и белорусские интеллигенты. На момент исчезновения независимого польского государства в нем использовался красно-бело-красный флаг с гербом, объединяющим польского орла и литовскую «Погоню».

Несмотря на сложное отношение белорусской интеллигенции к Речи Посполитой — «будители» видели причины упадка великого польско-литовского государства именно в попытках культурного и политического доминирования со стороны Варшавы, — они не собирались вычеркивать этот период из своей истории.

И так удачно совпало, что красный и белый цвета активно использовались в белорусских народных орнаментах — национальные движения конца XIX — начала XX века часто опирались именно на крестьянскую этничность. Такой орнамент, кстати, есть и на современном государственном флаге Белоруссии, принятом на референдуме 1995 года. Он идет вертикальной полосой слева и как бы объединяет зеленую и красную части. Но речь сейчас не о нем.

К Февральской революции 1917 года идея бело-красно-белого флага уже укоренилась в умах белорусской национальной интеллигенции, которая собиралась после падения империи воскрешать традиции и создавать свое национальное государство.

Рождение собственного государства

Однако на первых порах у «будителей» возникли непредвиденные сложности с символикой будущего государства. Использование классического бело-красно-белого сочетания времен Речи Посполитой было невозможно, так как этот флаг уже использовали австрийцы, пусть и с более насыщенным оттенком красного. Флаг, состоящий из белой и красной полосы, отмели по аналогичной причине, только связанной с поляками.

Некоторое время активно продвигалась идея просто белого полотнища как символа чистоты Белой Руси, однако такой флаг вызывал слишком стойкие ассоциации с общепринятым знаком капитуляции. Да и в свете революционных событий его запросто можно было интерпретировать как символ монархической контрреволюции. Еще одним вариантом был флаг с гербом «Погоней», однако его оказалось сложно изготавливать за неимением современного оборудования. Белорусскому национальному движению хотелось иметь простой символ, который было бы легко сшить или нарисовать.

В нынешнем виде бело-красно-белый флаг разработал и дал ему символику белорусский национальный активист и петербургский архитектор Клавдий Дуж-Душевский. Летом 1917 года I Съезд белорусских организаций провозгласил его основной символикой национального движения, позже, в декабре 1917 года, под ним прошел I Всебелорусский съезд, который разогнали большевики, а в 1918-м стяг стал государственным флагом молодой Белорусской народной республики (БНР).

После падения БНР под натиском большевиков флаг использовался во время Слуцкого восстания 1920 года и эмигрантскими белорусскими организациями. Причем эмигранты дополнили его узкими черными полосами, которые символизировали траур. Территория современной республики тогда распалась на две части.

В попавшей под власть Польши Западной Белоруссии бело-красно-белая символика преследовалась. Однако ее все равно использовал ряд национальных организаций: партия «Белорусская крестьянско-рабочая грамада», просветительское Общество белорусской школы. Когда в 1939 году на территорию Западной Белоруссии входила Красная армия, многие местные жители встречали ее именно бело-красно-белыми флажками.

А вот находящаяся в составе Советского Союза БССР долгое время своего флага не имела. Он появился только в 1928 году. Но и национальная символика там не преследовалась — напротив, о ней всячески напоминали в рамках политики «коренизации», то есть формирования национальной интеллигенции в союзных республиках, лояльной Кремлю. В середине 1920-х бело-красно-белые цвета использовались в оформлении торжественных мероприятий, особенно просветительского характера, был даже проект герба БССР с бело-красно-белой лентой. Однако в 1930-е годы все это ушло в прошлое вместе с «коренизацией».

Коллаборационисты — осквернители истории

После начала Второй мировой войны и немецкой оккупации Белоруссии администрация Третьего рейха решила сделать ставку на местных коллаборационистов, прежде всего для борьбы с партизанским движением. Многие активные деятели БНР вернулись в Советский Союз еще в 1920-е и 1930-е годы, однако многие заняли позицию «непримиренчества» и были готовы сотрудничать с нацистами, лишь бы против «красной оккупации». Немцы разрешили им использовать бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» в 1942 году.

БЦР при этом называет себя правопреемницей Белорусской народной республики. Под национальным стягом с гербом она формировала отряды Белорусской краевой обороны, а по факту — полицаев, которые использовались для борьбы с партизанами и казней еврейского населения.

Однако очень важно помнить, что Белорусская освободительная армия — малочисленная партизанская организация, боровшаяся сперва с немецкой оккупацией, а затем против советских войск — не согласилась с решением БЦР. Партизаны провозгласили себя правомерными и единственными наследниками недолговечного белорусского государства и его государственного символа, так что тоже вовсю использовали тот же флаг.

В целом в использовании коллаборантами бело-красно-белого стяга нет ничего из ряда вон выходящего. Ученые указывают, что практически все «национальные» части вермахта и СС, сформированные на оккупированных территориях, пользовались своими государственными символами.

Некоторые остаются таковыми и сейчас. Например, французские и бельгийские флаги не претерпели изменений, несмотря на то что под их знаменами происходили расправы над мирным населением по указанию нацистов. Еще один такой пример — флаг с Андреевским крестом, под которым формирования генерала Власова перешли на сторону фашистов. Сейчас никто не мешает Андреевскому кресту на белом фоне быть главным корабельным кормовым флагом флота Российской Федерации.

Выбор постсоветской Беларуси

После войны ряд убежденных коллаборационистов стали видными фигурами белорусской национальной эмиграции, которых поддержал Запад в информационной борьбе против СССР. Именно это и предопределило негативное отношение к бело-красно-белому флагу с «Погоней» в 1990-е годы, которое сейчас транслирует Лукашенко.

Многострадальный стяг Белорусской национальной республики активно использовался диссидентами в годы перестройки, и на тот момент он не вызывал у населения каких-то эмоций. После 1991 года в страну начали возвращаться эмигранты, риторика которых напоминала как раз не о БНР, а о карательных операциях под руководством нацистов. Однако поначалу это совпадало с протестными настроениями. В 1991 году именно под ним выходили на улицы протестующие после провала путча ГКЧП. Маятник истории этого символа снова начал движение к светлой стороне.

Но Лукашенко в итоге и дискредитировал этот символ белорусской государственности окончательно. Он пришел к власти в 1994 году на волне постсоветского ресентимента — то есть люди уже начали тосковать по всему советскому. Происходило это на фоне непопулярных рыночных реформ и слишком активного насаждения всего белорусского в культуре, в том числе языка, который многие давным-давно забыли или не знали вовсе. И бело-красно-белый флаг ассоциировался у населения именно с этим неуклюжим и неприятным реформаторством.

В 1995 году Лукашенко провел референдум, по результатам которого новым государственным символом стал нынешний красно-зеленый флаг, за основу которого взяли флаг Белорусской ССР. 16 мая 1995 года, через два дня после референдума, управляющий делами президента Иван Титенков снял бело-красно-белый флаг с крыши Дома правительства. Он разорвал его на множество маленьких кусочков, которые раздал в качестве сувениров, лично расписавшись на каждом.

После этого бело-красно-белый флаг стал ассоциироваться с оппозицией. Формально его никто не запрещал, однако использование бело-красно-белого полотнища могло стать поводом для задержания на массовом мероприятии. Правоохранители боролись с бело-красно-белым флагом на трибунах стадионов, его продажи ограничивались.

Немало способствовало появлению негативных ассоциаций у символа БНР и то, что в 1990-е и 2000-е он активно использовался радикальными националистами, такими как, например, Зянон Позняк. Использовали бело-красно-белое полотнище и белорусские добровольцы, воевавшие на стороне Украины в Донбассе. Но эксперты указывают, что тон на нынешних протестах задают вовсе не националистические организации, на которые сквозь пальцы все эти годы смотрел Лукашенко. Они, в общем-то, все еще не имеют ярко выраженных лидеров.

Бело-красно-белые против Лукашенко

Отношение к флагу начало снова меняться в лучшую сторону в середине 2010-х. Во-первых, сам Лукашенко взял курс на «многовекторность» политики и мягкую белорусизацию. Бело-красно-белых флагов на улицах не появилось, однако неформальные ограничения на продажу национальной символики сняли.

Более того, в оформлении государственных зданий, рекламных вывесок, навигации стали появляться национальные орнаменты, выполненные в красно-белых цветах, что сделало их привычными для населения. Кроме того, в стране выросло новое поколение белорусов, для которых флаг уже не связан ни с коллаборационистами, ни с неудачными реформами начала 1990-х.

При этом он оказался тесно связан с важными для белорусов периодами истории своего народа — например, с появлением первого независимого белорусского государства. Оппозиции, как в свое время и «будителям» времен Российской империи, и руководству БНР, понадобилась своя национальная символика, которую можно было бы противопоставить «казенной» государственной, чтобы символически подчеркнуть и обозначить свое противопоставление нынешнему режиму.

И ничего более универсального, понятного и исторически оправданного, чем «Погоня» и бело-красно-белые полотнища, просто не нашлось. Сравнивать его с использовавшимся на украинском Евромайдане красно-черным полотнищем Украинской повстанческой армии (УПА, запрещена в России) не слишком корректно — флаг украинских коллаборационистов появился одновременно с ними и других значений не имел, у флага белорусской оппозиции же многовековая и гораздо более разнообразная история.

Белорусы протестуют уже третью неделю подряд. Лидеры оппозиции уже не раз подчеркивали, что все обвинения в антироссийской риторике со стороны представителей государства являются ложью, они готовы продолжать плотное сотрудничество с Москвой и понимают его важность. «Последний политик в Белоруссии будет тот, который предложит построить стену между Белоруссией и Россией. Россия — это первый рынок по экспорту белорусской продукции, около 50 процентов», — напомнил один из членов президиума Координационного совета оппозиции Павел Латушко.

Они, понятное дело, совершенно не согласились и с министром обороны Хрениным, что их появление с бело-красно-белыми стягами на мемориальных объектах оскорбляет память жертв войны. Но лидеры протеста призвали граждан все равно избегать эти объекты, чтобы не было провокаций со стороны силовиков. Ведь все еще помнят разгоны первых митингов и бесконечные рассказы о пытках и избиениях задержанных. Требование призвать к ответу тех, кто издевался над гражданами Белоруссии, люди выкрикивают наравне с требованиями отставки Лукашенко и проведения новых, честных выборов.

Однако пока Лукашенко отвечает им всем угрозами увольнений, громыханием бронетехники в оцеплениях, потрясает автоматом Калашникова на камеру и проводит провластные митинги под другим флагом — красно-зеленым. Этот стяг всегда воспринимался нейтрально, лишь как государственный символ. Однако история показывает, что символика быстро обрастает новыми ассоциациями и мимикрирует под те цели, с которыми ее используют.

< Назад в рубрику