В России становится все больше самозанятых, с начала масштабного эксперимента с них собрали налоги почти на два миллиарда рублей, но власти не намерены на этом останавливаться и хотят вовлечь в систему как можно больше предпринимателей. Им обещают льготы, госсубсидии и дополнительную поддержку в и без того сложное для бизнеса время. Однако россияне все еще стараются скрывать свои доходы, хотя именно на самозанятых возлагают большие надежды и видят в них стимул для страдающей от кризиса экономики. Игры в прятки — в материале «Ленты.ру».
Недавнее исследование международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza показало, что каждый пятый россиянин предпочитает скрывать свой доход. Согласно подсчетам экспертов РАНХиГС, доля занятых в теневом секторе в общей структуре российского рынка труда в конце 2020 года составила 28 процентов от всего занятого населения страны — 21,1 миллиона человек . Причем для 11,2 процента опрошенных (порядка 8,4 миллиона) «серый» заработок является основным источником дохода. Проблема серой зоны состоит в том, что не оформленные на работу официально не платят налоги, не идут и отчисления в соцфонды. В качестве меры борьбы с неформальной занятостью стало введение в России налога на профессиональный доход (НПД), или самозанятость.
В качестве пилотного проекта он появился в 2019 году сначала в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане, позднее режим распространили на всю страну. Самозанятыми в России стали в основном таксисты, курьеры, арендодатели, репетиторы, ремонтники, маркетологи или программисты. Размер налоговой ставки при работе с физлицами составляет 4 процента, с юридическими — 6 процентов. На льготный режим могут претендовать предприниматели без наемных работников с доходами не более 200 тысяч рублей в месяц, или 2,4 миллиона рублей в год, стать самозанятым можно с 16 лет.
Кроме пониженных ставок вместо стандартного подоходного налога (НДФЛ) в 13 процентов самозанятым предоставляется налоговый вычет 10 тысяч руб. Ставка налога зафиксирована надолго: власти обещали не менять налоговый режим 10 лет. Кроме того, для поддержки в кризис государство вернуло самозанятым налоги за 2019 год и предоставило дополнительный налоговый вычет 12,1 тысячи рублей (минимальный размер оплаты труда).
Начиная с 2019 года до лета 2020-го в России зарегистрировались как самозанятые более 850 тысяч человек, с приходом пандемии их число перевалило за 1,3 миллиона и продолжает расти с каждым днем. С начала действия программы самозанятые заработали 130 миллиардов рублей и заплатили налоги на 1,7 миллиарда рублей.
Некоторые фирмы начали использовать самозанятость для ухода от налогов: чтобы не платить страховых взносов и не исчислять с зарплат сотрудников 13 процентов НДФЛ, компании увольняли работников, дабы привлекать их уже в качестве самозанятых. Но массовый характер это не приобрело: признаки злоупотреблений выявили только у 1766 фирм (1,8 процента от общего числа зарегистрированных), так что опасения о повальной маскировке сотрудников под самозанятых для ухода от налогов не подтвердились, указала Счетная палата.
Российские власти видят в налоге на самозанятых потенциал для вывода предпринимателей из тени, но для этого нужны дополнительные стимулы, уверены в Счетной палате. Аудиторы разработали ряд бонусов, и если их примут, то самозанятые смогут получить льготный кредит или рассчитывать на дополнительные меры поддержки от государства. Кроме того, верхний предел дохода сделают плавающим, привязав к инфляции (сейчас самозанятым нельзя получать в год больше 2,4 миллиона рублей, иначе они теряют свой статус и платят налоги уже как все).
Кроме того, поддержка предпринимателей предусмотрена нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется в России по инициативе президента Владимира Путина. Он предполагает рост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 миллионов человек к концу 2024 года, наращивание доли МСП в ВВП страны до 32 процентов и доли экспорта субъектов МСП — до 10 процентов от общего объема к 2024 году. Всего на реализацию проекта планируется выделить более 481 миллиарда рублей.
Большой объем серого сектора объясняется сложностями в экономике, ослабленной кризисом и последствиями пандемии. Деньги на черный день в стране есть — это Фонд национального благосостояния (ФНБ) — на начало декабря там накопилось почти 13,5 триллиона рублей. Но власти намерены обойтись без больших расходов из резервов. В качестве рабочей альтернативы рассматривается введение новых налогов и повышение собираемости старых. Уже прорабатываются несколько вариантов: например, возвращение налога на движимое имущество, который отменили с 1 января 2019 года, и введение нового — на криптовалюту.
«Экономика не растет, из-за пандемии инвестиционный климат в стране непростой. Правительство дало понять, что не планирует использовать средства из ФНБ, а пенсионная реформа свелась к повышению пенсионного возраста. Россияне пришли к логичному выводу: проще и дешевле копить на пенсию самим. Отсюда такой высокий процент занятости в сером секторе и отсюда же — желание государства увеличить поступления от налогов», — объяснил директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
Если инициативу Счетной палаты примут, то верхняя планка ежегодного заработка будет регулярно индексироваться. «Логично, что это расширит круг участников, которые выберут этот тип налогообложения, потому что здесь самая низкая ставка: для физлиц она составляет 4 процента, для юрлиц — 6 процентов», — заметил президент СРО «Национальная финансовая ассоциация» Василий Заблоцкий.
С другой стороны, верхняя планка по годовому заработку актуальна для небольшой прослойки самозанятых, так что вывести таким образом из тени всех предпринимателей не получится. «Однако именно самозанятые могут дать толчок экономике. Граждане, которые сами зарабатывают себе на жизнь, в этот сложный и кризисный период, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, могут дать толчок к развитию экономики России, стать своего рода драйвером для этого процесса», — уверен депутат Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР).
Эксперимент с новым налогом пока показывает себя хорошо, но на фоне пандемии далеко в будущее заглядывать нельзя: ситуация в стране постоянно меняется. Экономика находится далеко не в лучшем состоянии, ее спасение обошлось по крайней мере в четыре триллиона рублей: сюда включены как выплаты для семей с детьми, так и льготные кредиты для бизнеса. Пандемия вышла на новый пик, ежедневно в стране заболевают по 20 с лишним тысяч человек, так что в перспективе могут потребоваться еще деньги — однако тестировать нововведения нужно с осторожностью.