Армянские парламентарии предложили разместить в стране еще одну российскую военную базу — на этот раз на границе с землями, переданными под контроль Азербайджана по итогам войны в Нагорном Карабахе. Граждане Армении все меньше верят в то, что их защитят собственные правительство и армия. Однако, как уже писала «Лента.ру», Россия сейчас имеет куда более близкие контакты как раз с противником Армении — Азербайджаном. Отношения Еревана и Москвы, напротив, нельзя назвать теплыми. Почему недавние союзники все меньше доверяют друг другу и могут ли армяне и дальше рассчитывать на российскую помощь?
В Армении нужно разместить еще одну российскую военную базу, заявил глава оппозиционной парламентской фракции «Светлая Армения» Эдмон Марукян. По его словам, после Карабахской войны в системе безопасности Армении возникли «разломы», и база нужна в Сюникской области. Этот регион граничит с территориями, переданным Азербайджану по итогам вооруженного конфликта, и местные жители боятся, что окажутся под огнем противника.
На место пришлось выехать премьер-министру Николу Пашиняну, однако его там встретили неласково — перекрыли дорогу и потребовали отправляться прочь. В стране уже полтора месяца продолжаются массовые протесты с требованием отставки премьера, который 9 ноября подписал соглашение о перемирии в Нагорном Карабахе, обернувшееся территориальными потерями для армян. Вооруженный конфликт изменил судьбу не только Пашиняна, но и российско-армянских отношений. Не все согласны с оппозиционером Марукяном в том, что стоит просить защиты в Москве.
До последней Карабахской войны Армения традиционно считалась главным союзником России в Закавказье. Так повелось еще с первой войны за Карабах в 1990-х годах, которая завершилась на выгодных для Еревана условиях, и эти итоги Москва поддержала. Армения состоит в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что дает ей право на военную помощь со стороны России и других стран-участниц, а также в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
В Армении находится 102-я российская военная база, которая, по соглашениям, должна обеспечивать ее безопасность. База имеет гарнизоны в Ереване и Гюмри, использует аэродром «Эребуни». Кроме того, российские пограничники охраняют границы республики с Ираном и Турцией, с которой у Армении нет нормальных отношений и которая выступает главным союзником Азербайджана.
Не меньшую роль Россия играет и в экономике Армении, оставаясь ее главным торговым партнером. В июле прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин оценил объем российских прямых инвестиций в экономику республики в два миллиарда долларов. «Газпром Армения» поставляет газ на внутренний рынок, а дочерняя структура ОАО «РЖД» — «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД) — в рамках концессии управляет железнодорожной сетью в республике.
Но не все так гладко было в этих отношениях. Параллельно Россия фактически обеспечивала безопасность Азербайджана, что очень не нравилось Армении. В октябре 2020 года, на фоне боев в Нагорном Карабахе, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что главным поставщиком оружия его страну является именно Россия, а не Турция, активно поддержавшая территориальные претензии Азербайджана.
Это действительно так. За последние десять лет Москва, в частности, продала Баку ЗРК «Бук», реактивные системы залпового огня «Смерч» и противотанковые ракетные комплексы «Корнет».
Все это вызывало обеспокоенность в Армении, поскольку было очевидно, что это вооружение может быть использовано и против нее. В 2017 году тогдашний президент Серж Саргсян назвал поставки оружия в Баку самой болезненной стороной российско-армянских отношений, которая «бросает тень на многое». Вместе с тем он счел опасными призывы пересмотреть связи с Москвой, выразив сомнения, что НАТО ждет армян «с распростертыми объятиями».
Были и другие неприятные моменты в отношениях Армении и России, хоть они и не бросались в глаза. Например, Ереван традиционно поддерживал Москву в Генассамблее ООН при голосовании по крымскому вопросу. Еще в марте 2014 года ассамблея приняла резолюцию, в которой назвала незаконным референдум на полуострове о присоединении к РФ. Армения проголосовала против документа. Кроме нее из постсоветских республик так поступила только Белоруссия. Остальные голосовали за, воздержались или не участвовали в голосовании.
При этом официально Армения так и не признала полуостров частью России. Летом 2020 года Пашинян в интервью РБК отметил, что этот вопрос никогда не поднимался на переговорах с российскими властями. В публичных выступлениях он всегда старался уйти от этого вопроса.
Приход оппозиционера Пашиняна к власти весной 2018 года на волне протестов в целом сильно охладил российско-армянские отношения. Дело в том, что прежние политические элиты и лично бывший президент Серж Саргсян имели достаточно хорошие личные контакты с российским руководством. Поэтому после победы «бархатной революции» возник вопрос о будущем сотрудничестве Еревана и Москвы, ведь ни для кого не секрет, что в Москве подобные сценарии не любят.
Сначала вроде бы все шло гладко. Россия признала новые власти Армении легитимными, а Пашинян подчеркивал, что внешнеполитический курс Еревана не изменится. Однако, как писала «Лента.ру», скоро в отношениях двух стран возникли проблемы. В Армении по делу о разгоне массовых протестов в 2008 году были арестованы второй президент республики Роберт Кочарян и действующий генсек ОДКБ Юрий Хачатуров.
Хачатуров занимал пост генсека международной организации, по сути руководимой Россией. Кочарян — предшественник свергнутого Саргсяна и защитник его режима, ведь протесты 2008 года были связаны именно с избранием третьего президента Армении, то есть они принадлежат к одной группе политических элит, которая, в свою очередь, давно знакома российским элитам. Кроме того, Кочаряна связывают достаточно тесные личные взаимоотношения с Владимиром Путиным, что признавал и сам российский лидер, поздравляя армянского политика с праздниками по телефону.
Неудивительно, что их громкий арест вызвал резкую реакцию в РФ. В разгар событий в сети появилась запись разговора высокопоставленных армянских силовиков, которые говорили, что Пашинян приказывает «закрыть» Хачатурова, но «русские из кожи вон лезут». В итоге Хачатуров был быстро выпущен под залог. Кочаряна за прошедшие два года не раз освобождали из-под стражи и снова арестовывали.
Появились у России и менее громкие, но не менее серьезные поводы для недовольства. Например, уголовное дело, возбужденное армянской Генпрокуратурой по факту отчуждения государственного имущества из концессионных активов ЮКЖД. В апреле 2020 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что некоторые российские компании в Армении «попали в сложную ситуацию», и выразил надежду, что суды «будут урегулированы без каких-либо попыток привнести туда вещи, неподобающие союзникам».
Однако при всем при этом стороны продолжали декларировать приверженность крепкой дружбе. Как заявлял Лавров еще в ноябре 2019 года, при столь обширных связях, как у России с Арменией, могут возникать разногласия по отдельным вопросам, но это не повод ставить под сомнение отношения.
Война в Нагорном Карабахе стала очередным испытанием для российско-армянских отношений. Россия, как и другие страны, призывала к прекращению огня. Пашинян не раз звонил Путину и прочим иностранным лидерам. Сразу после начала конфликта возник вопрос, окажет ли Россия военную помощь своему союзнику, который входит в ОДКБ.
Путин заявил, что Россия «всегда исполняла, исполняет и будет исполнять» союзные обязательства, но боевые действия сегодня ведутся не на территории Армении. В Ереване утверждали, что о военной помощи третьих стран речи не идет, но при необходимости можно обратиться к Москве за новыми поставками оружия.
Хотя официально Армения не обращалась за военной помощью к России (по крайней мере публично), первые лица республики и руководство непризнанной НКР по сути призывали Москву вмешаться в конфликт под предлогом борьбы с международным терроризмом — почти как в Сирии. Армянская сторона настаивала, что фактически воюет не с Азербайджаном, а с Турцией, которая якобы прямо участвует в боевых действиях и поставляет в зону конфликта террористов с Ближнего Востока.
Президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) Араик Арутюнян призывал сформировать международную антитеррористическую коалицию, чтобы помешать планам Анкары «превратить Азербайджан в логово терроризма на Южном Кавказе». Он обратился с открытым письмом к Путину, в котором заявил, что отношения между Арцахом и Россией имеют многовековую историю, и попросил личного прямого вмешательства в ситуацию. «Вы являетесь человеком и руководителем, имеющим огромный личный авторитет в мире и нашем регионе», — написал лидер Карабаха.
Россия, со своей стороны, прикладывала максимум усилий для урегулирования ситуации, но заняла подчеркнуто нейтральную позицию на переговорах, соответствующую статусу посредника в урегулировании конфликта. Но далеко не все в Армении это поняли.
Итоги боевых действий в Нагорном Карабахе закончились для армян национальной трагедией. По итогам трехсторонних соглашений, оперативно заключенных между Москвой, Ереваном и Баку в ночь на 10 ноября, Азербайджан оставил за собой все занятые позиции и получил территории трех районов, куда война не дошла. Теперь Карабах не имеет общей границы с Арменией, их связывает только Лачинский коридор, охраняемый миротворцами.
В стране не утихают массовые протесты с требованием отставки Пашиняна, которого обвиняют, ни много ни мало, в предательстве. Под огнем критики оказалась и Россия. В СМИ и социальных сетях можно в избытке найти заявления армян, что Россия вовсе не настоящий союзник, она не пришла на помощь Армении в трудную минуту, более того — способствовала победе Азербайджана. Припомнили Москве и многолетние поставки оружия Баку.
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО Станислав Притчин считает, что отношения России и Армении претерпели серьезные изменения. Армянское общество действительно полагает, что Россия должна была воевать на армянской стороне, послать свои войска на защиту Карабаха. «При том что, как мы знаем, сложности были даже с отправкой армянской армии в Карабах», — заметил эксперт.
Москва в текущем конфликте заняла более нейтральную «равноудаленную» позицию и пыталась усадить стороны за стол переговоров. «Позиция России строилась на том, что территории Армении ничто не угрожает. С юридической точки зрения так оно и есть, но с точки зрения общественного восприятия — армяне считают, что Россия их предала», — отмечает собеседник «Ленты.ру».
На этих настроениях могут сыграть противники Пашиняна. Сейчас вероятность того, что власть в Армении сменится, составляет 50 на 50. Хотя эксперты отмечают, что, судя по последним уличным акциям, негативный сценарий более вероятен. Возможно, на смену Пашиняну придут силы, которые обвинят в поражении Россию и захотят отвернуться от нее. Тем более что, как писала «Лента.ру», администрация нового президента США Джо Байдена явно будет заигрывать с Ереваном: армян станут убеждать, что Россия — ненадежный союзник, поэтому оставаться в ОДКБ и ЕАЭС невыгодно.
С другой стороны, Запад по сути проигнорировал последний конфликт в Нагорном Карабахе и никак не помог Армении. Минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой вместе с Россией выступают Франция и США, себя не проявила. До этого переговоры по решению карабахского вопроса длились много лет, но оказались безрезультатными. Возможно, отчасти это связано с тем, что Турция — член НАТО, а ее армия — вторая по мощи в Североатлантическом альянсе.
И, возможно, именно поэтому даже сейчас в Армении можно услышать противоположные призывы — к еще более тесному сотрудничеству с Россией. Например, для того, чтобы восстановить боеспособность собственной армии. Многие уверены, что Азербайджан использует нынешнее перемирие всего лишь как передышку, чтобы через некоторое время с помощью Турции попытаться взять под контроль весь Нагорный Карабах. Защиту от будущего нападения снова видят в отношениях с Россией.
Кроме того, территорию НКР некоторые эксперты открыто называют «российским протекторатом», поскольку снабжение проживающих там людей водой, продуктами, теплом взяла на себя Россия. По мнению Станислава Притчина, у Армении нет других вариантов, кроме как сохранить отношения с Москвой — а значит, и придерживаться мирных соглашений по Карабаху, которые обеспечивает и на которых настаивает российская сторона.
Даже те гипотетические силы, которые могут прийти к власти на волне протестов, в большинстве своем понимают, что пересмотр соглашений — не лучшее решение. Это будет означать новую эскалацию вооруженного конфликта, на которую у Армении просто нет ресурсов. Последняя карабахская война изменила статус-кво. Ереван потерял все стратегически выгодные позиции, которые имел до 27 сентября, и в случае нового конфликта уже не сможет отстреливаться в горах с минимальными потерями.
А еще надо понимать, что мир и безопасность для армянского населения, в первую очередь в Карабахе, сейчас обеспечиваются только благодаря российским миротворцам, и в Армении это понимают. Выступления против России означают прекращение миротворческой миссии, а собственных ресурсов для выполнения этих задач нет ни у одной силы в Армении. Поэтому даже в случае смены власти в Ереване продолжат «дружить» с Москвой. «Но это будет дружба скрепя сердце», — предупреждает Притчин.