Наколдовали Обоснованы ли претензии российских онлайн-сервисов к поисковику

Фото: Митя Алешковский / ТАСС

В срок до 1 апреля «Яндекс» должен привести в исполнение предупреждение Федеральной антимонопольной службы по так называемым «колдунщикам». Антимонопольный орган предписал «Яндексу» опубликовать условия доступа к способам продвижения и обеспечить компаниям, не аффилированным с поисковым сервисом, возможность пользоваться всеми промо-инструментами. Ранее с жалобой по этому поводу в ФАС обратились шесть российских онлайн-компаний. Эксперты, однако, сомневаются в обоснованности этих претензий. В ситуации разбиралась «Лента.ру».

Онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», Tutu.ru, Drom.ru, 2ГИС и Zoon направили в ФАС жалобу на злоупотребление «Яндексом» доминирующим положением в августе 2020 года. Основная претензия этих компаний касается специальных виджетов поисковой системы, так называемых «колдунщиков, которые позволяют пользователям искать билеты, объявления, фильмы и другое без перехода на отдельную страницу. По мнению компаний, попасть туда могут только сервисы «Яндекса», а такой инструмент не показывает наиболее подходящий результат запроса, привлекая внимание пользователя и уводя его на сервисы «Яндекса», что приводит к потере трафика у конкурентов, полагают они.

European Union Commissioner for Competition Margrethe Vestager speaks during a media conference at EU headquarters in Brussels on Tuesday, June 27, 2017. The European Union's competition watchdog has fined internet giant Google over its online shopping service.

European Union Commissioner for Competition Margrethe Vestager speaks during a media conference at EU headquarters in Brussels on Tuesday, June 27, 2017. The European Union's competition watchdog has fined internet giant Google over its online shopping service.. Фото: Virginia Mayo / AP

В «Яндексе» со своей стороны заявляли, что виджеты являются международным отраслевым стандартом, они не закреплены по умолчанию на первых позициях и не имеют никаких преимуществ перед обычными результатами поиска.

Нагуглили

В своей летней жалобе в ФАС онлайн-сервисы ссылались на международный опыт, а именно на разбирательство Еврокомиссии с Google в 2017 году, и сравнивали действия российского поисковика с американским. Google использовал в своей выдаче похожие форматы интерактивных ответов.

Претензии Еврокомиссии были связаны с тем, что Google при формировании результатов поиска по конкретному запросу потребителя выдавал в качестве первого результата сервис Google Shopping. Такой ответ не ранжировался, безосновательно понижая позиции сайтов конкурентов в поисковой выдаче. В частности, даже сведения о самых крупных конкурирующих сервисах поиска товаров Google выдавал только на четвертой странице результатов поиска.

Главное, что установила Еврокомиссия в ходе своего разбирательства, — использование «колдунщиков» Google за несколько лет привело к существенному падению трафика конкурентов, снижая их доли, а в отдельных случаях — к уходу с рынка отдельных компаний. Google злоупотреблял доминирующим положением на рынке поиска и был оштрафован на 2,42 миллиарда евро за нарушение правил антимонопольного законодательства Евросоюза. Именно на этот обстоятельство и ссылаются в своем письме в ФАС представители российских онлайн-сервисов.

Большая разница

Для корректного сравнения антимонопольного разбирательства в Европе против Google и жалобы на «Яндекс» важно разобраться, как обстоят дела с поисковым трафиком на сайтах заявителей, которые обратились в ФАС.

По данным ЕК, с момента выхода на рынок в 2008 году трафик сервиса Google Shopping вырос в 45 раз в Великобритании, в 35 раз в Германии, в 19 раз во Франции, в 29 раз в Нидерландах, в 17 раз в Испании и в 14 — в Италии. Одновременно трафик на конкурирующие торговые сервисы упал на 85 процентов в Великобритании, на 92 процента в Германии и 80 процентов во Франции.

Как ранее говорили в самом «Яндексе», «колдунщики» российского поисковика не зафиксированы в верхней позиции, они появляются в результатах выдачи, только когда они повышают качество ответа на запрос пользователя. И в этом отличие от антимонопольного разбирательства в Европе с сервисом Google Shopping.

«Главное отличие дела Европейской комиссии в отношении Google Shopping от ситуации с выдачей предупреждения ФАС России "Яндекс" заключается, во-первых, в том, что доля Google на рынках в ЕС составляет до 90 процентов, а в России рассматриваемый рынок более конкурентный, и "Яндекс" очевидно не является его единственным игроком, — считает партнер и руководитель антимонопольной практики BGP Litigation Ирина Акимова. — Во-вторых, Еврокомиссия установила, что само по себе использование механизмов, направленных на обеспечение полезности и эффективности поисковой системы для пользователей (к которым, в числе прочего, относится и использование интерактивных ответов), не является нарушением антимонопольного законодательства. Нарушением была признана необоснованная намеренная приоритизация Google собственного сервиса по сравнению с конкурирующими сервисами на странице с результатами поиска, а также намеренное понижение сайтов конкурентов в поисковой выдаче». По ее мнению, Google было известно, что его собственный сервис не имел бы соответствующей позиции, если бы он ранжировался по тем же правилам, что и вся органическая поисковая выдача.

Сухие цифры

«Лента.ру» решила обратиться к открытым источникам и проверить, как менялся трафик, получаемый онлайн-сервисами через поисковую систему «Яндекс».

«В предупреждении, выданном "Яндекс" ФАС России, содержится вывод о том, что все обогащенные ответы "Яндекса" не подчиняются единым правилам ранжирования и являются дискриминационными, однако на чем он основан — неясно», — говорит Ирина Акимова. Судя по открытой информации, поисковый трафик из «Яндекса» на сайты сервисов, обратившихся в ФАС, активно растет. Так, по данным сервиса SimilarWeb, в период с декабря 2020 года по февраль 2021 года поисковый трафик у ivi вырос на 20,43 процента, у Avito — на 50 процентов, у Zoon — на 54,33 процента, у Drom.ru — на 48,41 процента, у ЦИАН — на 54,86 процента, у 2ГИС — на 59,17 процента и у Tutu.ru — на 50,48 процента.

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Кроме того, общий трафик конкурирующих сервисов зачастую превосходит трафик аналогичных сервисов «Яндекса», которые попадают в так называемые «колдунщики». Так, трафик Циан в несколько раз превосходит трафик аналогичного сервиса «Яндекс.Недвижимость» — 42 миллиона посещений против 7 миллионов, трафик сервиса 2ГИС превышает трафик «Яндекс.Карт» в 32 раза, трафик сервиса Туту.ру в три раза выше трафика «Яндекс.Путешествий». Трафик «Дром» и «Авто.ру» отличается несильно — 55 миллионов посетителей против 50 миллионов. Некоторые сервисы «Яндекса» все же выигрывают в количестве трафика: так, например, «Кинопоиск» обходит ivi в трафике в два раза. Во всех категориях сравнивался трафик только на десктопе и веб-трафик с мобильных устройств.

«В истории с регулированием надо отталкиваться от того, оказывает ли поисковая система определяющую роль на доступ к аудитории и, соответственно, бизнес сайтов, которые через нее демонстрируются, — говорит директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. — Однако поисковый трафик не играет такой значимой роли для бизнеса большинства интернет-ресурсов. В последние годы он заметно падает, наряду с этим растет доля мобильного трафика — то есть аудитория сайтов сейчас приходит в основном через другие каналы». По ее словам, в большей степени это касается сервисов, нацеленных на привлечение подписчиков, например, онлайн-кинотеатров. Для них поисковый трафик вовсе не является показателем успешности и их востребованности у аудитории.

Остается непонятным, на чем основаны и чем мотивированы претензии заявителей: доля поискового трафика всех сервисов-заявителей растет; аудитория каждого сервиса значительно превышает аналогичные сервисы Яндекса. В чем тогда состоит ущемление конкуренции - предстоит разобраться ФАС.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше