До старта Олимпийских игр в Токио осталось два месяца, но споры по поводу целесообразности их проведения не стихают. Ситуация с коронавирусом в Японии остается настолько сложной, что в нескольких регионах введен режим чрезвычайной ситуации. Международный олимпийский комитет (МОК) вместе с Оргкомитетом Игр надеются, что ограничительные меры помогут избежать распространения инфекции, однако эпидемиологи и большая часть граждан, включая политиков, не разделяют их оптимизма. Они опасаются, что Игры обязательно приведут к росту заболеваемости, и обвиняют организаторов в пренебрежении человеческими жизнями из страха финансовых потерь. Какой будет Олимпиада, какие за и против обсуждают японцы и насколько оправданна их тревога — разбиралась «Лента.ру».
В январе 2021 года данные соцопроса агентства «Киодо» показывали, что 80 процентов жителей Японии выступают против проведения Олимпийских игр в Токио этим летом. 35,3 процента респондентов считали необходимым окончательно отменить соревнования, еще 44,8 процента настаивали на очередной отсрочке турнира. Тогда премьер-министр страны Есихидэ Суга предполагал, что по мере увеличения темпов вакцинации протестные настроения будут уменьшаться, однако этого не произошло. К концу весны отношение японцев к проведению турнира не поменялось. Доступность вакцины населению остается не такой свободной, как хотелось бы, медицинского персонала не хватает, страна закрыта для въезда туристов, а в части префектур, в том числе и в Токио, действует режим чрезвычайной ситуации.
Еще в июне 2020 года, сразу после переноса Игр из-за пандемии, эпидемиологи предупреждали: 12 месяцев может быть недостаточно для того, чтобы взять ситуацию под контроль и разработать достаточные меры по обеспечению безопасности спортсменов и граждан. Японский специалист Кэнтаро Ивата в комментарии РБК утверждал, например: «Для проведения Игр нужно выполнить два условия. Первое — Япония должна победить коронавирус внутри страны. Второе — победить коронавирус должны другие страны по всему миру. Я настроен пессимистично».
При этом в течение года эксперты из самых разных сфер оценивали риски отмены Олимпиады и также приходили к неутешительным выводам. С финансовой точки зрения один только перенос Игр стоил Японии, по данным LearnBonds, почти шесть миллиардов долларов. Серьезную роль сыграло то, что большая часть расходов на подготовку уже произошла, поскольку решение было принято менее чем за полгода до церемонии открытия.
Ожидалось, что Олимпиада окажет долгосрочное экономическое воздействие на Японию и принесет доход в размере более двух миллиардов долларов за счет туризма, развития инфраструктуры Токио и дальнейшего использования новых объектов. Отмена соревнований будет означать, что страна лишится последней возможности хотя бы минимально восполнить затраченный бюджет.
Между тем серьезные сложности в борьбе с коронавирусом Япония никогда напрямую не отрицала. Показательно, что в марте было решено даже сократить количество лиц, сопровождающих зарубежных лидеров, которые планируют прибыть на мероприятие. Так, представителей посольств призвали ограничить численность членов групп до 11 человек, а министров — до четырех. При этом вопрос отмены соревнований премьер-министр продолжал игнорировать. Последний раз вопрос поднимался в апреле, и то — не премьером Сугой, а генеральным секретарем правящей Либерально-демократической партии Тосихиро Никаи. Он не сказал ничего определенного — лишь заметил, что вероятность отмены остается. Это вызвало бурную реакцию в японском обществе.
В середине мая японский миллиардер и глава Rakuten Group Inc. Хироши Микитани в очередной раз публично выступил с критикой в адрес правительства, выразив мнение большинства японцев. «Тот факт, что мы настолько запоздали с вакцинацией, говорит о том, что сейчас слишком опасно проводить крупное международное событие. Это сравнимо с суицидальной миссией», — заявил он Japan Times. Миллиардер Масайоши Сон в Twitter заметил также: «Нам навязывают Олимпиаду. Кто и по какому праву? Почему МОК решает, будут ли проводиться Игры?»
26 мая в газете «Асахи Симбун», которая известна оппозиционными взглядами и часто жестко критикует правительство Суги, вышла разгромная редакционная статья с заголовком «Премьер-министр, пожалуйста, отмените Олимпиаду этим летом». Журналисты указали, что пандемия не взята под контроль, так что проведение турнира противоречит здравому смыслу. «Правительство страны, токийское правительство и олимпийские чиновники отказываются обращать внимание на проблемы общественности. Естественно, недоверие людей растет. Мы требуем, чтобы премьер-министр Есихидэ Суга спокойно и объективно оценил ситуацию и принял решение не проводить Олимпийские и Паралимпийские игры этим летом. Жизнь и здоровье граждан должны быть на первом месте», — говорится в материале.
Во второй части статьи авторы ставят под сомнение сохранность принципов олимпийского движения и человеческой составляющей Игр. «Пандемия помешала некоторым спортсменам соревноваться на отборочных стартах. Существует огромный разрыв между странами, где был достигнут прогресс в массовой вакцинации, и теми, где это не было сделано. Олимпийская хартия призывает к равным возможностям, дружбе, солидарности, честной игре и взаимопониманию и выступает за создание общества, которое поддерживает человеческое достоинство. Очевидно, что некоторые ее части стали мертвой буквой», — отмечают журналисты.
В заключение они сделали вывод, что Суга не отказывается от проведения соревнований, хотя это в его компетенции, потому как все это — политическая игра и манипуляция: «Олимпиада стала инструментом для его администрации, чтобы остаться у власти и выиграть следующие выборы. Премьер-министр полон решимости провести ее независимо от того, что скажет японский народ». Цитаты из статьи разошлись по самым крупным мировым изданиям в тот же день.
Единственной официальной реакцией на материал стали слова главы Оргкомитета Игр Тосиро Муто, который подчеркнул, что у разных СМИ могут быть разные точки зрения, и это нормально. «Отмена или отсрочка соревнований на последнем заседании комитета не обсуждались», — добавил он.
Одним из последних же на данный момент с предостережением выступил глава Союза врачей Японии Наото Уэяма. 27 мая он заявил, что проведение Олимпиады может серьезно осложнить эпидемиологическую ситуацию, так как с большой вероятностью будет способствовать появлению «олимпийского» штамма коронавируса по аналогии с британским или индийским. По мнению Уэямы, на соревнования приедут представители 200 стран, которые привезут в Японию варианты COVID-19 со всего мира. «Все разнообразные мутантные штаммы вируса, существующие в различных местах, соберутся здесь, в Токио. Мы не можем отрицать даже возможность нового штамма, который возникнет после Олимпиады», — заявил он.
Единственной страной, отказавшейся от поездки в Токио, стала Северная Корея. Об этом было объявлено в начале апреля. Пхеньян аргументировал это попыткой защитить спортсменов от глобального кризиса в области здравоохранения. МОК пытался связаться с правительством республики, но сделать это не удалось. Согласно официальным заявлениям КНДР, подтвержденных случаев заражения COVID-19 в стране между тем по-прежнему нет.
При этом МОК утверждает: опасаться нечего, Игры пройдут в штатном режиме. Еще в сентябре 2020-го вице-президент организации Джон Коутс заявил: «Олимпиада пройдет — с коронавирусом или без него. Это будут Игры, победившие COVID-19». Для этого была разработана целая система ограничительных мер, создан многостраничный гайд, в котором подробно описаны требования к спортсменам и их сопровождающим. В частности, въезжать в Японию можно будет только при наличии отрицательного теста на COVID-19, еще одно тестирование придется пройти на месте, а в ожидании результатов соблюдать самоизоляцию в номере гостиницы. Дальше тестировать будут каждый день.
Во время соревнований атлеты должны будут использовать приложение, в котором нужно отчитываться о самочувствии. Всем причастным к соревнованиям также следует избегать физического контакта с окружающими, включая рукопожатия, соблюдать социальную дистанцию в два метра, повсеместно носить маски. Покидать отель можно будет только на специальном транспорте и только для выезда на арены. Прогулки и даже посещения чужих соревнований находятся под строгим запретом. Это не все, лишь основное. По-другому такой формат называется пузырь.
Еще одним аргументом в защиту проведения Олимпиады стало то, что многие соревнования в условиях пандемии с успехом проводятся и не вызывают вспышек заболевания. Так, еще год назад состоялся розыгрыш Кубка Стэнли, где был опробован формат «пузырей». Сейчас идет первый раунд плей-офф Национальной хоккейной лиги (НХЛ), по всему миру завершаются национальные футбольные чемпионаты и определяются победители международных кубков, продолжаются игры в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Евролиге, в марте прошел чемпионат мира по фигурному катанию, совсем недавно — чемпионат Европы по водным видам спорта, по спортивной гимнастике и так далее. Регулярное тестирование позволяло вовремя выделять и изолировать зараженных, если таковые были.
Спортсмены в подавляющем большинстве поддерживают решение МОК. Они признают сложности, которые сопровождают проведение турниров, но отказаться от олимпийской мечты даже в таких условиях не могут. И их можно понять. Ожидается, что от России в Токио отправятся 350 атлетов.
Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Светлана Колесниченко в интервью «Известиям» 20 мая, например, заявила: «После Будапешта (там прошел ЧЕ-2021 — прим. «Ленты.ру») у меня сложилось четкое понимание, что Олимпиаду можно организовать. Да, с серьезными ограничениями, но можно. Так что читаю много статей про нежелание японского населения проводить Олимпиаду в период пандемии, но надеюсь, что все будет хорошо, и Игры состоятся».
Чемпионка мира по волейболу Евгения Старцева объясняла: «Для кого-то из участников именно эта Олимпиада может стать последней в карьере, а кто-то шел к ней всю жизнь. Ни в коем случае эти соревнования отменять нельзя». А 13-кратная чемпионка мира по художественной гимнастике Дина Аверина заметила в беседе с РИА Новости: «Мы верим, что Олимпиада состоится, потому что мы уже ждем год. Обязательно все будет, тем более что придумали вакцину».
Что до прививок, кстати, то в начале мая появилась информация: на Олимпиаде и Паралимпиаде атлеты смогут привиться от коронавируса вакцинами Pfizer и BioNTech. Следовательно, справку у прибывающих спортсменов требовать не будут: эти препараты доступны не везде, к тому же вакцинация не носит обязательный характер.
Прокомментировать ситуацию в Японии и оценить эффективность мер, которые собирается принять МОК, «Лента.ру» попросила профессора Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона, биолога Анчу Баранову.
«Лента.ру»: Сейчас в Японии настоящая истерия. По данным соцопроса, 80 процентов населения против проведения Олимпиады. Насколько оправданны опасения японцев?
Анча Баранова: Я и как эксперт, и как человек скажу: опасения японцев абсолютно правомерны. Да, каждая страна стремится стать хозяйкой Олимпиады, это помогает экономике, развивает туризм и так далее. Но сейчас никакого смысла в этом мероприятии нет. Оно привлекает к Японии только негативное внимание, травмирует местное население.
Тем не менее всерьез об отмене речи все же не идет. Организаторы надеются, что ограничительные меры будут эффективны. Соревнования уже проводились в таком режиме, и никто не заболел. Например, чемпионат Европы по водным видам спорта на прошлой неделе успешно завершился.
Олимпиада — мероприятие помасштабнее, чем чемпионат Европы, и риски выше. Может быть, все и будет хорошо. Японцы такой народ — умеют организовывать и контролировать. Но если так произойдет, что кто-то из спортсменов все-таки заразится и это сломает его карьеру? Или он вообще погибнет? Это будет катастрофа для олимпийского движения.
Тестировать на коронавирус будут много и часто. Разве это не поможет?
Сейчас никто не говорит о том, чтобы тестировать в желудочно-кишечном тракте, как в Китае, где делали анальное тестирование. Все говорят только о вирусе в носоглотке. На самом деле среди молодых людей очень много тех, кто длительно носит вирус в ЖКТ, и есть вероятность заражения других через туалет. Если это произойдет, как быть? Мне непонятно. Да, тестирование — хорошо, но это до тех пор, пока не проскочит какой-то такой случай.
Было вот исследование в лагере морских пехотинцев. Ребят вначале протестировали на коронавирус, все тесты были отрицательные. Их изолировали, они усиленно тренировались, и все это время их продолжали тестировать. Это, считайте, модель Олимпиады. Там они между собой контактировали, проводили спарринги и так далее. И в конце концов оказалось, что кто-то заразился. Потом они повторно заражались: были позитивные, потом негативные, потом снова позитивные. Вывод в том, что человек мог быть негативным, а потом может стать позитивным. Правда, это все было до вакцинации. Сейчас, как я понимаю, все спортсмены поедут провакцинированные?
Нет, принудительно их не вакцинируют.
Это, кстати, интересно. Считается, что вакцина не оказывает влияния на здоровье, но это не так. Например, в течение нескольких месяцев после вакцинации голова может болеть сильнее. Скажем, у меня мигрень, и когда я получила вторую дозу вакцины, было ощущение, что из головы Чужой лезет. Это не является осложнением после вакцинации, потому что у меня и так была мигрень. Но все-таки она бывает больше или меньше. Сейчас она меньше, а сразу после вакцинации была больше. А спортсмены стараются выйти на пик формы к важным стартам. И если есть хоть небольшая вероятность, что во время такого ответственного соревнования будут обстоятельства, которые способны этому помешать, то могу представить, что кто-то не захочет прививаться. Если кто-то получил вакцину три месяца назад, для него эта проблема уже неактуальна. А если так вопрос ставится: получил вакцину, а потом поезжай на Олимпиаду... Спортсмены могут не захотеть рисковать.
Японцы опасаются также, что после приезда иностранных делегаций произойдет ухудшение эпидемиологической обстановки из-за встречи разных мутаций вируса.
Это ерунда. Мутации вируса встречаются друг с другом постоянно. Вот летают, например, в Калифорнию люди из разных стран: из Индии, Бразилии, Мексики. Зачем тут Олимпиада-то? Приехали одни, другие, обменялась вариантами вируса. Я бы не стала этому особенное значение придавать.
Японцы, может быть, рассуждают так: «У нас пока бразильского варианта нет, потому что к нам не летают. Прилетят и привезут». Но это тоже бессмысленно, потому что варианты возникают все время. Даже если Япония полностью изолируется, и туда никто вообще не прилетит никогда, то однажды какой-нибудь страшный самурайский вариант все равно возникнет сам по себе, просто у локальных пациентов. Вирус эволюционирует пропорционально тому, какое количество людей болеет и чем они лечатся. Лечатся они примерно одинаково, а болеют... В Индии больше болеют, чем в Японии, да, это точно. Вот в Индии вариант возник, а в Японии пока что нет. Но это же просто вопрос времени.
Последней попыткой японцев хоть как-то повлиять на действия властей стала петиция на платформе Change.org. В начале мая ее опубликовал Кэндзи Уцуномия, общественный деятель и бывший кандидат на пост губернатора Токио. Требование собрало 400 тысяч подписей и активно разошлось в соцсетях. Разумеется, эффекта это не возымело.
Олимпиада все-таки состоится — сейчас это практически неоспоримо. Проблема в том, что оценить реальные риски трудно. Эти Игры призваны доказать, что человечество сильнее вируса и близко к победе над ним. Но что если все пойдет по плохому сценарию?