Кроп-топы давно стали частью повседневного стиля женщин, однако первоначально укороченные футболки традиционно были атрибутом мужского гардероба. Поначалу мужчины оголяли тела, чтобы показать свою силу и превосходство, а позже — для демонстрации худобы в противовес спортсменам. В 1990-е кроп-топы стали символом протеста гомосексуалов, а XXI век положил начало бесполой моде, сторонники которой отрицают деление вещей по гендеру. Когда появились укороченные футболки и что ознаменовало их возвращение в мужской гардероб — в материале «Ленты.ру».
Несмотря на то что в наши дни кроп-топы считаются исключительно женской одеждой, изначально они были частью мужского гардероба. История укороченных футболок берет свое начало в 1970-х годах, когда в западной культуре преобладал мачизм — демонстрация агрессивной маскулинности.
Движение определяло внешний вид мужчины: он обязательно должен был быть сексуально привлекательным. Главными представителями мачизма на Западе были игроки в американский футбол, легкоатлеты и бегуны. Спортсмены начали носить кроп-топы или обрезать обычные футболки, чтобы подчеркнуть крупное телосложение и рельефные мышцы, над которыми они упорно работали в спортзале. Среди них, например, были олимпийский чемпион в десятиборье Брюс Дженнер и рестлер Дуэйн Джонсон.
Кроме того, в конце 1970-х годов штангистам запретили обнажать грудь во время тренировок и на соревнованиях, поэтому кроп-топы обрели популярность и в среде тяжелоатлетов. Из-за своей практичности они пользовались спросом и у регбистов, которых сложно было ухватить за короткую майку во время контактной борьбы.
Постепенно мода на мужские кроп-топы распространилась и в других контркультурах — например, у панков и андрогинов. В 1980-х годах мужчины в коротких футболках заполнили диско-клубы. В противовес накачанным спортсменам андрогины и панки хотели демонстрировать публике худощавые, в какой-то степени женственные тела, и кроп-топы идеально подходили для этой цели.
Одним из ярчайших представителей андрогинии стал певец Принс, неотъемлемой частью стиля которого был именно кроп-топ. Исполнитель стал первым мужчиной, который носил короткие футболки не для демонстрации крупных мышц, а напротив — чтобы подчеркнуть свою хрупкость. Считается, что именно он задал моду на эту вещь среди музыкантов и их последователей.
Помимо Принса в кроп-топах неоднократно выступали на сцене американский рокер и композитор Ленни Кравиц, певцы Джордж Майкл и Мик Джаггер, а также участники группы The Ramones. В СССР и современной России ярым фанатом кроп-топов был певец Валерий Леонтьев, который по сей день предстает перед поклонниками с полуголым торсом.
Ближе к 1990-м годам определенные признаки внешности, будь то крупное тело или худоба, перестали быть определяющим фактором для появления на публике в кроп-топе. Укороченные футболки уже не считаются атрибутом какой-либо социальной группы, они приобрели массовость и популярность среди мужчин разных слоев населения и социального статуса.
Киноиндустрия тоже не обошла стороной новый тренд: во множестве фильмов 1980-1990-х годов актеры появлялись в укороченном топе, что благоприятно сказывалось на рейтинге картин. Эксперты считают, что женскую аудиторию привлекали оголенные тела актеров. Среди звезд, снявшихся в фильмах в таком виде, были Джонни Депп, Адам Сэндлер, Уилл Смит, Адольфо Киньонес, Киану Ривз, Карл Уэзерс и другие.
Например, в 1984 году Джонни Депп сыграл роль футболиста в фильме «Кошмар на улице Вязов», в котором его персонаж неоднократно надевал белый кроп-топ. Помимо него в укороченной футболке снимались Уилл Смит в сериале «Принц из Беверли-Хиллз», а также Алекс Уинтер и Адам Сэндлер в фильмах «Невероятные приключения Билла и Теда» и «Пустоголовые».
Дизайнеры быстро заметили растущую популярность кроп-топов, поэтому перестали относить их к атрибутам исключительно тренировочного гардероба. В США кроп-топы начали продавать в студенческих магазинах, самой популярной была футболка с надписью UCLA — мерч знаменитого Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Укороченные футболки включали в свои линейки не только спортивные бренды Nike, Adidas и Speedo, но и люксовые, такие как Calvin Klein.
Одной из самых известных рекламных кампаний, в которых покупателям представили мужской кроп-топ, считается фотосессия актера Марка Уолберга и супермодели Кейт Мосс для Calvin Klein в 1992 году. На снимках пара позирует в одинаковых топах без рукавов и широких джинсах. Позже звезды признались, что недолюбливали друг друга во время работы, но несмотря на это съемка обрела широкую популярность и поспособствовала уничтожению границ между традиционно женской и мужской одеждой.
Ситуация резко изменилась в середине 1990-х годов, с началом эпидемии новой болезни — синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД). Ученые прозвали его «болезнью четырех Н» — по заглавным буквам английских слов homosexual, hemophilia, Haiti и heroine (гомосексуалы, больные гемофилией, гаитяне и героин), выделив таким образом группы риска для малоизученного смертельного заболевания.
Появление СПИДа изменило отношение общества к мужчинам с нетрадиционной сексуальной ориентацией, поскольку большинство ВИЧ-инфицированных были гомосексуалами. Первоначально у СПИДа даже было другое название — иммунодефицит, передаваемый гомосексуалами (Gay Related Immuno Deficiency), или гомосексуальный рак (A Gay Cancer).
С тех пор кроп-топы носили только яркие представители ЛГБТ-сообщества в знак протеста против гомофобии. В то время появление на публике в данном предмете гардероба считалось смелым поступком. Очень скоро короткие футболки стали главным атрибутом активистов на гей-парадах.
Доцент кафедры моды Винчестерской школы искусств Шон Коул объяснил ослабление популярности кроп-топов еще и тем фактом, что в конце прошлого века мужская часть общества начала считать моду легкомысленным и женским явлением, а дизайнеры переключили свое внимание на женскую аудиторию.
Укороченные футболки стали воплощением того, от чего дистанцировались мужчины в конце 1990 — начале 2000-х: гомосексуальности и женственности. Тогда на смену кроп-топам пришли широкие майки и неопрятные, облегающие тело «алкоголички», которые, в противовес топам, якобы олицетворяли мужественность.
Итальянский модельер Джорджио Армани называл «алкоголичку» «альфой и омегой алфавита моды». В итоге их полюбили не только мужчины, но и женщины, а в магазинах эти майки начали продавали по завышенным ценам. Такие майки обрели широкую популярность не только на Западе, но и в СССР, где вскоре стали ассоциироваться с гардеробом алкоголиков.
В течение нынешнего века рейтинг сексуальных меньшинств значительно вырос, с каждым годом отношение общества к ЛГБТ становится все положительнее. Толерантность спровоцировала возвращение многих модных трендов из прошлого: мужчины делают яркий макияж и красят ногти цветным лаком, смело носят одежду «женского» розового цвета, а артисты вновь возвращают в моду кроп-топы.
Кроме того, многочисленные исследования демонстрируют, что сегодня больше половины представителей поколения Z покупают вещи, предназначенные для противоположного пола. Активно завоевывают популярность бренды, в коллекциях которых представлены одежда и обувь унисекс, а также гендерно-нейтральные аксессуары.
Все чаще знаменитости размывают грань между мужским и женским, некоторые идентифицируют себя как небинарных персон и просят фанатов называть их местоимением «оно». Среди таких звезд — певица Деми Ловато, актрисы Эллиот Пейдж и Жанель Монэ, а также поп-исполнитель Сэм Смит.
Полвека спустя именитые дизайнеры включают кроп-топы в свои коллекции. Например, мужские укороченные футболки появились в линейке La Montagne французского бренда Jacquemus, показ которой состоялся в начале июля 2021 года.
Симон Жакмю — не единственный модельер, который вновь разработал и показал публике мужские кроп-топы. Манекенщики прошлись по подиуму в оголяющих живот футболках на показах таких марок, как Fendi, Astrid Andersen и J.W. Anderson. Помимо этого, кроп-топы появились в ассортименте различных масс-маркетовых ретейлеров, таких как H&M, Zara и Asos, вернулись на прилавки спортивных магазинов Adidas и Nike.
Популяризаторами стиля прошлого стали многие представители ЛГБТ-сообщества — например, певец Сэм Смит, актер Брэндон Флинн, рэпер Lil Nas X и блогер Джеймс Чарльз. Кроп-топы возвращают в моду не только гомосексуалы, но и гетеросексуальные знаменитости, среди которых рэпер Кид Кади, певцы Дамиано Давид и Конан Грей.
Знаменитые мужчины носят не только кроп-топы, но и другие предметы женского гардероба. Например, поп-исполнитель Гарри Стайлс неоднократно принимал участие в фотосессиях, в которых снимался в платьях и с цветным маникюром.
Вопреки многочисленным предрассудкам, следовать мировым трендам удается и российским звездам. Среди них — блогер Даня Милохин, который неоднократно позировал в женской одежде и делился этими кадрами в Instagram. Например, в мае тиктокер примерил вечернее платье вместе с телеведущей Настей Ивлеевой, а в феврале сфотографировался в коротком кружевном сарафане.
Несмотря на это мужские кроп-топы так и не стали нормой для большей половины общества, а появление мужчин в укороченных футболках по-прежнему вызывает неоднозначную реакцию. Это подтверждает случай, который произошел с украинским футболистом Артемом Довбиком.
Спортсмен снял футболку во время матча чемпионата Европы, и в объективы фотографов попал короткий спортивный топ на его обнаженном торсе. Довбик стал объектом насмешек в соцсетях: поклонники решили, что футболист надел под форму женское бра. Однако позже выяснилось, что в действительности футболист вышел на поле в спортивном топе STATSports, который предназначен для анализа различных показателей организма.
Мужчины в кроп-топах уже давно стали нормальным явлением для западной культуры. По этой причине в ассортименте многих европейских брендов все чаще появляются мужские укороченные футболки. В то же время в восточных странах преобладает консервативное мышление, поэтому их жители все еще воспринимают кроп-топы исключительно как женский предмет гардероба.