Суд в Воронеже приступил к рассмотрению уголовного дела подполковника МВД Игоря Качкина — бывшего замглавы регионального управления ГИБДД, которого обвиняют в получении взяток на 45 тысяч рублей. Впрочем, эта сумма кажется смешной по сравнению с теми активами, которые нашла прокуратура у семьи полицейского в ходе следствия. Как уверяют в надзорном ведомстве, подполковник Качкин вместе с близкими сумел незаконно приобрести 22 квартиры стоимостью в десятки миллионов рублей. Однако пожилые родители полицейского утверждают, что их сын, да и они сами стали жертвами клеветников и завистников. В истории подполковника Качкина, которая опровергает утверждение о том, что служба в органах — это неблагодарная работа, разбиралась «Лента.ру».
Подполковник МВД Игорь Качкин — замглавы управления ГИБДД по Воронежской области — стал известен на всю страну в начале 2020 года, после обнародования итогов прокурорской проверки. Но вплотную надзорные органы занялись им еще в 2019 году. Тогда воронежская прокуратура получила интересную информацию о Качкине от регионального управления ФСБ.
Если сотрудники прокуратуры и полицейские иногда спорят между собой, то с чекистами обычно спорить не хочет никто. Именно поэтому в отношении подполковника Качкина сразу же начали проверку. Она показала, что родители полицейского владеют 31 объектом недвижимости, купленным в 2008-2018 годах, — квартирами, домами и участками — на общую сумму более чем в 63 миллиона рублей.
В прокуратуре пришли к выводу, что 22 квартиры из этого списка приобретены пенсионерами Качкиными незаконно, при этом в их покупке, по версии надзорного органа, участвовал сам 42-летний подполковник МВД.
В результате в сентябре 2019 года надзорное ведомство направило в воронежское управление ГИБДД представление «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции». При этом в своем представлении прокуратура аккуратно подсчитала доходы Качкина, о которых он сам отчитывался как госслужащий.
Оказалось, что за последние десять лет годовой доход полицейского вырос с 333 до 777 тысяч рублей. Всего же с 2009 по 2018 год он заработал чуть более шести миллионов рублей, а в последнее время получал немногим больше 60 тысяч рублей в месяц.
Даже если бы полицейский не тратил из этих средств ни копейки, то мог бы позволить себе лишь четверть от девяти квартир, купленных лично, или одну десятую всех активов, записанных на семью Качкиных.
Родители полицейского Николай и Нина Качкины также подверглись тщательной прокурорской проверке как легальные владельцы большей части недвижимости семьи. По официальным данным, Николай Качкин получал доход от собственного бизнеса — автомойки. А у Нины Качкиной были доходы от продажи наследства и накопления со времен 90-х.
Всего, по данным прокуратуры, за годы, когда пенсионеры Качкины приобретали все свои многочисленные активы, их доход составил немногим меньше 11 миллионов рублей. Из них около 1,3 миллиона рублей — пенсии, 6,3 миллиона рублей — доходы от бизнеса и продажи транспорта, а 2,9 миллиона рублей — деньги от продажи наследства.
Стоит отметить, что у самого подполковника Качкина есть жена и двое несовершеннолетних детей. Но даже если бы Качкины-старшие и Качкины-младшие десять лет сообща откладывали все свои доходы, ни тратя ни копейки, то в итоге в их распоряжении оказалось бы около 17 миллионов рублей — вчетверо меньше трат на недвижимость за эти годы.
Когда к началу 2020 года семейство Качкиных оказалось в центре скандала, Николай — отец полицейского — назвал все обвинения клеветой и черной завистью.
В частности, Качкин-старший пояснил, что особняк площадью 270 «квадратов» он построил еще в 1992 году, когда занимал должность директора мебельного комбината. Пенсионер был уверен, что невиновность его сына будет доказана в суде.
Между тем в воронежском управлении МВД, где работал подполковник Качкин, поначалу посчитали, что поводов для увольнения полицейского нет: раз формально вся недвижимость принадлежала не ему, значит, и отчитываться за нее не было нужно. Сам подполковник тогда отмечал, что происходящее — это «величайшее эмоциональное напряжение», и «он в шоке».
Но в последний день 2019 года начальник управления ГИБДД по Воронежской области преподнес Игорю Качкину «подарок» — наложение взыскания о неполном служебном соответствии за нарушение антикоррупционного закона о прозрачности доходов. Так подполковник оказался на грани увольнения.
Пытаясь защитить себя, подполковник Качкин и его близкие выдвигали различные версии, которые легко «сыпались» при ближайшем рассмотрении. Сам полицейский заявлял, что владеет лишь своей квартирой в ипотеке и комнатой в общежитии. Это было единственное выступление Игоря Качкина в СМИ еще в самом начале квартирного скандала.
Но сотрудники прокуратуры и ФСБ обратили внимание на одну из квартир, которую подполковник по доверенности купил для матери. Сам Качкин говорил, что «помогал родителям осуществлять сделки ввиду их возраста». Так, в 2018 году он купил квартиру стоимостью 4,8 миллиона рублей — для Воронежа это весьма солидная недвижимость.
Учитывая, что официально подполковник Качкин на тот момент получал около 60 тысяч рублей, такая квартира равнялась 80 его окладам за более чем 6,5 года непрерывной работы вообще без расходов.
Консьерж в доме, где полицейский купил это жилье якобы для матери, рассказал сотрудникам управления по работе с личным составом (УРЛС) региональной полиции, что проживал в элитной квартире именно подполковник Качкин.
Также УРЛС выяснило, что жена полицейского сдавала часть из 22 квартир в аренду, причем этот доход не был оформлен легально. Даже если предположить, что Качкины сдавали одни квартиры ради накопления денег на покупку других, эти средства явно были теневыми и никак не отражались ни в налоговых декларациях, ни в других документах.
Все это явно не играло на руку семье полицейского на процессе, который инициировала прокуратура. В надзорном ведомстве решили забрать у семьи Качкиных 22 квартиры, законность приобретения которых выглядела сомнительной. Легальность владения остальными 9 из 31 объекта недвижимости пожилые родители полицейского все же сумели доказать.
Процесс по «раскулачиванию» семьи Качкиных шел туго. Сперва после нескольких заседаний судья по этому делу взяла самоотвод — она вдруг вспомнила, что у нее работает родственник в прокуратуре, а потому в этом процессе она не может ручаться за свою беспристрастность.
На процессе сторона ответчиков предоставила экспертизу, согласно которой за десять лет доход Качкиных-старших составил 97,75 процента от стоимости квартир, то есть они вполне могли купить их. Правда, специалист, подготовивший экспертизу, не был назначен судом, и его не предупреждали об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Грубо говоря, эксперт просто представил ряд доводов в пользу заказчиков экспертизы — семейства Качкиных. Тогда суд отклонил это исследование и назначил официальную бухгалтерскую экспертизу, по которой для Качкиных все вышло даже более печально, чем по предварительным оценкам прокуратуры.
Эксперт от правового центра «Бухгалтерские экспертизы» подсчитал, что на недвижимость и автомобили Качкины потратили почти 84 миллиона рублей, хотя подтвердить доходы они смогли лишь на 21 миллион рублей.
Суд возобновился лишь после того, как полицейский отказался от наследства. В итоге всю недвижимость Николая Качкина унаследовала его вдова Нина, а процесс об изъятии их недвижимости в доход государства после нескольких серьезных остановок продолжается до сих пор.
Пока у семьи Качкиных изымали недвижимость по решению суда, сам подполковник попался на взятке. К тому моменту Игоря Качкина в сети прозвали «самым честным гаишником Воронежа» — просто потому, что с таким количеством квартир его, по логике вещей, должны были абсолютно не интересовать мелкие взятки.
Но все оказалось иначе: на время судебного разбирательства полицейского перевели на другую должность — начальника тыла в отделе полиции по Панинскому району Воронежской области.
Этим подчиненным оказался начальник экзаменационного отделения МРЭО воронежского управления ГИБДД Александр Дорофеев. На встрече Качкин предложил ему 30 тысяч рублей, чтобы тот помог знакомому подполковника получить водительские права. Сразу после этого «самого честного гаишника Воронежа» задержали.
Вообще, предложение взятки стало весьма странным поступком для полицейского, который прекрасно знал, что под него одновременно «копают» ФСБ, прокуратура и полицейское управление собственной безопасности (УСБ). Сразу после задержания подполковник Качкин сознался в преступлении и был отправлен в СИЗО. Вскоре после этого его уволили со службы в полиции по отрицательным мотивам.
Но беда, как известно, не приходит одна: вскоре на арестованного полицейского завели еще одно уголовное дело — по версии следствия, Качкин ранее пытался дать взятку в размере 15 тысяч рублей одному из сотрудников ГИБДД. Об этом стало известно одновременно с итогами бухгалтерской экспертизы, которая, казалось, закопала семью Качкиных глубже некуда.
Поэтому ждать, что еще нароют на него коллеги, гаишник, судя по всему, будет в одной из своих многочисленных квартир. Между тем самый интересный вопрос в деле подполковника Качкина, который до сих пор остается без ответа, — как именно были получены те десятки миллионов рублей, на которые позже его семья приобрела знаменитые 22 квартиры.