Спорт
20:34, 17 февраля 2022

«Я сделала все, что могла» Российские фигуристки в Пекине: золото Щербаковой, слезы Трусовой и драма Валиевой

Ангелина Никитина (Старший редактор отдела «Спорт»)
Фото: Evgenia Novozhenina / Reuters

Анна Щербакова — олимпийская чемпионка по фигурному катанию! Спортсменка чисто исполнила обе программы на льду Пекина и уверенно победила. Второй стала другая россиянка Александра Трусова, которая добилась исторического достижения, приземлив пять четверных прыжков в произвольной. Камила Валиева, которая последнюю неделю провела в запредельном напряжении из-за допингового скандала, не справилась с нервами и осталась без медали — бронзу завоевала японка Каори Сакамото. У российских фигуристок были все шансы впервые в истории занять весь пьедестал, но... «Лента.ру» — об итогах личного олимпийского первенства, которое принесло бесконечную радость и ничуть не меньшую боль.

«Это слезы счастья и небольшого огорчения»

Допуск Валиевой до личного старта стал самым радостным событием последних дней: разбирательства в ситуации с положительной допинг-пробой с декабрьского чемпионата России вышли очень изматывающими. В какой-то момент, после подачи апелляции Международным олимпийским комитетом (МОК) и Международным союзом конькобежцев (ISU) на решение снять временное отстранение с россиянки, стало казаться, что теперь ей точно откажут в участии. Верить в это, конечно, не хотелось. Но семичасовое заседание выездной панели Спортивного арбитражного суда (CAS) закончилось для России локальным успехом.

За день до выхода на лед с короткой программой Валиева впервые прокомментировала случившееся. В эфире Первого канала она расплакалась: «Эти дни для меня были очень сложными, мне уже не хватает эмоций. Я радуюсь, но уже эмоционально устала. Это слезы счастья и небольшого огорчения. При этом я, безусловно, рада находиться на Олимпийских играх и представлять нашу страну. Буду надеяться, что максимально настроюсь и покажу результат».

За этим скандалом все будто забыли о существовании Трусовой и Щербаковой. А ведь эти спортсменки оказались в очень непростой ситуации, психологическое давление усилилось на обеих. Кроме того что им не дали возможности выступить в командном турнире, цена ошибки в личном сильно возросла. На фоне происходящего с Камилой этим ученицам Этери Тутберидзе точно нельзя было дрогнуть.

На тренировках программы получались через раз: Александра на протяжении всех дней боролась с тройным акселем, который заявлен у нее в короткой, и с пятью квадами для произвольной, а Анна никак не могла сладить с четверными и каскадом тройных лутца и риттбергера. У нее к тому же уже в Пекине в негодность пришли ботинки коньков, так что их пришлось срочно заменить. Эта ситуация крайне неприятная, ведь обкатка свежих ботинок требует времени и сил.

При этом россиянки даже после всех потрясений оставались главными претендентками на топ-3. Единственной, кто мог вмешаться в медальный спор, казалась японка Каори Сакамото. Из других иностранных фигуристок наибольший интерес представляли соотечественница Сакамото Вакаба Хигучи, кореянка Ю Ен, американка Алиса Лью, бельгийка Луна Хендрикс. Но эти спортсменки вели борьбу за места с пятого и ниже.

«Видите, до какого состояния ее довели»

Короткая программа состоялась 15 февраля, Валиева выходила на лед первой из россиянок. Уровень напряжения в этот момент стремился в бесконечность. Камила появилась очень серьезная, напряженная, но трибуны подарили ей очень громкие овации, что немного разрядило обстановку.

Уже с первым — очень нервным — движением в программе было понятно, что за чистый прокат придется бороться. И сердце сжалось, когда на приземлении с тройного акселя Камила таки дрогнула. Не упала, но допустила степ-аут (потеря равновесия с приземлением на обе ноги — прим. «Ленты.ру»), за что сразу получила значительную сбавку. На тройной флип она собралась, а вот перед каскадом снова задергалась, так что заход на лутц получился не самым уверенным. Однако спасти элемент и даже получить за него хороший плюс россиянке удалось.

С финальным аккордом Валиева разрыдалась было, но очень быстро овладела собой, на несколько секунд прижав ладони к глазам. Зал ревел. У борта спортсменку встречали Этери Тутберидзе и Сергей Дудаков, и после короткого неразборчивого объяснения с ними Камила наконец заулыбалась. В kiss and cry же спортсменка сидела молча, ни слова не сказали и тренеры. На табло загорелись 82,16 балла — оценка очень высокая по общепринятым меркам, но не для Валиевой. Еще в командном турнире она уходила за 90. Мировой рекорд также принадлежит ей (90,45, установлен на чемпионате Европы — прим. «Ленты.ру»).

Однако вряд ли Камилу можно было в чем-то упрекнуть. В тех условиях, что она оказалась, выдать прокат без падений — настоящий подвиг, как бы громко это ни звучало.

Первое, второе и четвертое

Трусова перед прокатом не разминала тройной аксель, а пробовала четверные, хотя в короткой они запрещены: эта стратегия была направлена на поиск психологического комфорта. Делаешь квады — получится и тройной аксель. Но это не сработало, и в прокате спортсменка упала. И хотя дальше она чисто сделала все элементы и в целом выглядела очень заряженной, этот срыв, конечно, сильно отразился на оценке — 74,60.

Щербакова стала первой фигуристкой в заключительной разминке, кто без помарок исполнил программу. Она упростила контент относительно привычного — в каскаде после лутца сделала тулуп, а не риттбергер. Это не было импровизацией: такая связка стояла у фигуристки и в заявке. При этом каждое движение было четким и выверенным. Таких уверенных прокатов у действующей чемпионки не было уже давно. Итог — 80,20.

Закрывала соревновательный день Сакамото. В ее арсенале нет элементов ультра-си, но каталась она чисто, и судьи не поскупились ей на оценки. Японка подобралась вплотную к гроссмейстерской отметке — 79,84.

В итоге Валиева сохранила лидерство, Щербакова менее чем в двух баллах от нее стала второй, Сакамото — третьей. Трусова остановилась на четвертом месте

Кроме Валиевой, тройной аксель в короткой исполнили еще Хигучи и Ен. Они заняли пятое и шестое места. Хендрикс откаталась с ошибками и стала седьмой, Лью финишировала на восьмой строчке. Американка ограничилась акселем в два с половиной оборота, хотя ждали от нее трех с половиной.

«Сколько можно наступать на эти грабли?»

После окончания соревнований Камила не вышла к журналистам и не пришла на пресс-конференцию. В Олимпийском комитете России (ОКР) рассказали, что спортсменка не очень хорошо себя чувствует, поэтому было принято решение как можно раньше отвезти ее в олимпийскую деревню.

Щербакова и Трусова же на несколько вопросов ответили. Анна заявила, что совсем не нервничала и чувствовала, что владеет каждым моментом. «Сегодня во время выступления осознавала, что катаюсь на Олимпиаде. Это не давило, наоборот, давало стимула. Я правильно себя настроила, и это мне только помогало», — добавила она.

Александра, в свою очередь, заметила, что не думает над тем, чтобы отказаться от тройного акселя, который она уже не первый сезон не может чисто сделать на стартах.

Эта позиция не встретила большой поддержки. Двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко, с которым спортсменка работала в прошлом сезоне, осудил ее подход. «Не понимаю, зачем на Олимпиаде включать в программу элементы, которые не отработаны на сто процентов. В Пекине это было именно ее решение. К сожалению, опять неверное. Да, на тренировках она способна прыгнуть чисто даже три акселя подряд! Причем то в одну сторону, то в другую. Но на соревнованиях — срыв за срывом. Сколько же можно наступать на эти грабли?» — цитирует экс-фигуриста «Спорт-Экспресс». А олимпийский чемпион Алексей Ягудин в комментарии «Чемпионат.com» заметил: «Трусовой надо не то чтобы сделать выбор, но решить: либо медаль Олимпиады, либо прыжки».

Но перед стартом произвольной, конечно, хотелось верить, что так вопрос все-таки не стоит.

На страх и риск

В произвольной программе Трусова вновь пошла ва-банк, на пять четверных прыжков. И сделала их! Флип, сальхов, тулуп, два лутца, причем оба во второй части программы и в каскаде! Единственную помарку она допустила на тулупе, который приземлила со степ-аутом.

Никогда в истории девушки не исполняли столько четверных на официальных соревнованиях. Самой фигуристке пять четверных прилюдно покорялись лишь однажды, и то — не на турнире, на открытых прокатах в начале сезона. По технике Александра ушла за 100 баллов — это космическая планка. А в сумме получила 251,73. Чтобы обойти ее, Щербаковой и Валиевой нужно было кататься чисто. Сакамото шансов превзойти россиянку не имела даже математически.

Японка при этом сделала все, что от нее зависело. Она не исполнила ни одного элемента ультра-си, но со всем своим контентом справилась на максимум. Ее баллы — 233,13

Щербакова пошла на два квада — фирменные флипы. Как и накануне, у фигуристки получилось все, и даже больше: она наконец вернула каскад тройной лутц — тройной риттбергер. Хотя Щербакова проиграла Трусовой по произвольной программе за счет более низкой технической составляющей, задел после короткой вывел ее на первое место с суммой 255,95. Получи Трусова чуть больше за компоненты, отрыва могло и не быть.

«Ну и что ты вообще перестала бороться?»

Валиева закрывала соревнования — лидерство после короткой обеспечило ей заключительный стартовый номер. На льду она появилась с опущенной головой и потерянным взглядом. Закралось предчувствие, что побеждать сейчас сил у нее нет.

Первый прыжок — четверной сальхов — она с трудом вытащила, а потом действительно посыпалась: касание рукой на тройном акселе, четверной тулуп со степ-аутом, падение с тройного сальхова и четверного тулупа, степ-аут на тройном тулупе... Возможно, худший прокат в ее карьере случился в самый важный момент.

После окончания выступления Валиева не плакала, только махнула рукой. Она, кажется, понимала, что мечта так и осталась мечтой: после первого дня соревнований у нее не было достаточного запаса. Более того, на кону стояло уже хотя бы попадание в тройку. «Ну что ты так отпустила-то все? Ну и что ты вообще перестала бороться?» — такими словами встретила ученицу Тутберидзе.

Волю слезам фигуристка дала уже в kiss and cry, когда на табло загорелась скромная для нее сумма в 224,09 балла. Она проиграла Сакамото почти 10 баллов и стала четвертой. Ну кто еще неделю назад мог подумать, что все закончится так?

Перед началом чествования призеров Валиева молча покинула каток. И это, пожалуй, самая грустная история пекинской Олимпиады.

Вслед за Валиевой соперницы распределились в таком порядке: Хигучи, Ен, Лью, Хендрикс. При этом все, кроме бельгийки, сделали тройной аксель

***

Олимпийская чемпионка Наталья Бестемьянова сформулировала чувства российских болельщиков в паре фраз. «Я поздравляю Аню Щербакову, поздравляю Сашу Трусову, они заслужили эти прекрасные места. Молодцы! Но то, что сделали с Валиевой, не поддается никакому описанию. Ее просто сломали. Это так грустно! Это в сердце заноза!» — цитирует ее «Матч ТВ».

За Щербакову и правда бесконечно радостно. Путь спортсменки был очень сложным, она всегда всего добивалась как бы вопреки. И победы на прошлогоднем чемпионате России, где выступала в практически предобморочном состоянии, и на мире, когда форма также была максимально далека от идеала, и серебра Европы после странного срыва в короткой программе... И вот теперь главное золото в карьере — после разговоров о том, что брать ее на Игры не стоит вовсе. «Закончив прокат, я поняла, что сделала максимум в нужном месте в нужное время. Я собралась, и в тот момент почувствовала, что добилась своей цели и выдохнула с облегчением», — рассказала спортсменка.

И невозможно представить, каково при этом Трусовой, которая выдала исторический прокат и все равно проиграла. После окончания турнира спортсменка в истерике заявила: «Я ненавижу этот спорт! У всех есть золото, а у меня — нет!» Слышать это больно, ведь Трусова, пожалуй, самый смелый человек в современном фигурном катании. Она всегда заявляет максимальную сложность и рискует так, как не рискует никто. «Я довольна своими прокатами, довольна своими выступлениями. Я сделала все, что могла. Что творилось в душе, когда говорила, что ненавижу спорт? Я три года не выигрывала крупные соревнования. Я думала, что если прыгну все, выиграю, но этого не случилось», — уже спокойно, но все так же разочарованно призналась Александра на пресс-конференции.

Награждение-таки состоится: МОК обещал отменить церемонию только в случае попадания Валиевой в тройку. И если кто-то действительно добивался того, чтобы Камилы не было в призах, то миссия выполнена. Случившееся с ней — тема для отдельного обсуждения, и в том, что вообще произошло, еще предстоит разобраться. Очевидно лишь, что самая талантливая фигуристка мира находится в абсолютно разобранном состоянии. И от этого горько.

Но несмотря на всю сложность и неоднозначность ситуации, есть в этой истории один бесспорный факт. Ученицам Тутберидзе вторую Олимпиаду подряд нет равных. Даже если весь мир против них.

< Назад в рубрику