Интернет и СМИ
00:01, 19 апреля 2022

«На хвосте не только копы, но и весь мир» Как в даркнете начался передел рынка наркотиков после падения «Гидры»

Вениамин Лыков (редактор отдела «Интернет и СМИ»)
Фото: Blair Gable / Reuters

С момента закрытия немецкими силовиками крупнейшего в мире маркетплейса наркотиков «Гидра» прошло ровно две недели. Первоначальная уверенность пользователей даркнета в том, что магазин скоро восстановит работу, не оправдалась: никаких намеков на то, что маркетплейс воскреснет, не появилось. На этом фоне рынок продажи нелегальных веществ, подстегиваемый постоянным гигантским спросом на них, начинает консолидироваться вокруг альтернативных ресурсов. «Лента.ру» разобралась в том, что придет на смену закрывшейся «Гидре».

Даркнет-рынок наркотиков начал перестройку

Ключевое событие последних нескольких дней — арест в Москве Дмитрия Павлова, которого американские власти напрямую обвинили в участии в создании «Гидры», — в российском даркнете осталось почти незамеченным. Объясняется это совсем просто: бывшие пользователи маркетплейса уже не пребывают в шоке от его закрытия. Они думают о том, как занять наиболее выгодную позицию при неизбежном переформатировании рынка, который уже начался: тот, кто окажется более расторопным сегодня, имеет все шансы на получение сверхприбылей завтра.

Именно поэтому конкретные имена людей, которые могут быть причастны к созданию и управлению «Гидрой», отходят на второй план. Новости о них вызывают в даркнете некоторый интерес, но не более. Налаженное производство и армия простаивающих сотрудников бывшего монополиста вкупе с потребителями, которые не снизили спрос, привели к тому, что магазины, сотрудничавшие раньше с крупнейшим маркетплейсом, активно осваивают новые площадки.

«Сейчас мы наблюдаем полную перестройку рынка и передел сфер влияния как среди магазинов, так и среди маркетплейсов. Вся эта кутерьма продлится еще очень долго, ибо лично я не вижу ни одного маркетплейса из всех доступных, который мог бы объединить под своим именем большинство дилеров и покупателей. У кого-то не доходят переводы, у кого-то блокируются аккаунты при больших пополнениях, а кто-то вообще не может организовать бесперебойную работу», — считает создатель одного из авторитетных Telegram-каналов (здесь и далее: «Лента.ру» не может приводить названия некоторых каналов и ссылки на них, поскольку они посвящены культуре потребления запрещенных веществ).

Бывшие модераторы не знают, что будет с «Гидрой»

Параллельно на одном из теневых форумов появились два бывших модератора «Гидры», личности которых пользователям площадки удалось подтвердить, — Black и Buntta. Оба они признали, что у маркетплейса практически нет шансов восстановить работу.

«Я думаю, ресурс не поднимется; ни старый, ни на новом адресе. В ближайшее время — так точно. На хвосте не только копы, но и спецоперация (пользователь употребил другое слово — прим. «Ленты.ру»), и весь мир», — написал Black.

«Учитывая нестабильность ситуации, я ухожу. Моя личность, сформированная на проекте "Гидра", сейчас неактуальна, но из даркнета я не пропадаю. Это сообщение я адресую своим коллегам. Думаю, пора хотя бы временно уйти в подполье», — объявил Buntta.

Последнее сообщение косвенно подтверждает, что бывшие модераторы «Гидры» с трудом находят способы связаться друг с другом. Более того, нет никаких доказательств того, что даже администраторы (или непосредственные владельцы) площадки могут связаться со своими бывшими сотрудниками.

«Я, как и многие из вас, буду искать себе новое место работы или просто займусь чем-нибудь другим. Я слишком давно не спал крепко по ночам, давно просто по-человечески не говорил людям правду, отвечая на звонки, как простые люди. Сегодня я — простой парень, которому есть кого кормить. Просто сидеть — точно не вариант», — резюмировал Black.

У «Гидры» появляется основной преемник

Занимающийся сбором статистики оборота наркотиков в даркнете Telegram-канал DrugStat провел опрос среди подписчиков на тему того, какими площадками они пользуются для покупки запрещенных веществ теперь. Не исключено, что бывшие модераторы «Гидры» будут искать работу на одном из этих ресурсов.

Наиболее популярным из фактурных вариантов стал ответ «беру с рук», но это возвращение к романтике 1990-х и 2000-х почти наверняка касается только регионов и небольших городов, где такой формат взаимодействия продавца и покупателя никогда не исчезал полностью. В миллионниках, в которых камеры есть практически на каждой улице или у каждого подъезда, подобный сценарий реализовать сложно.

Пока на роль преемника (и, возможно, будущего монополиста) отчетливо претендует одна из площадок, которая стала лидером опроса: она набрала 16 процентов голосов. Второй и третий по популярности ресурсы в сумме набрали лишь пять процентов. Еще семь процентов пользователей закупаются в Telegram-ботах, которые завели бывшие магазины с «Гидры», либо на отдельных сайтах этих магазинов, быстро сделанных «на коленке» в последнюю неделю. Эти результаты наглядно демонстрируют, что запрещенные вещества россияне хотят приобретать именно в маркетплейсе и именно у монополиста.

«Мертвые не открывают диспуты»

Ключевая причина такого поведения потребителей кроется в сформировавшейся привычке: блуждать по отдельным ресурсам и каналам в мессенджерах всегда сложнее, чем приобретать вещества на маркетплейсах, которые предлагают более выгодные цены и более удобную географию закладок. Кроме того, отдельные сайты наркомагазинов (даже под известными брендами) всегда могут оказаться приманкой, организованной силовиками.

«Мы создали свой сайт через неделю после падения "Гидры", там был определенный спрос в первые дни, но затем мы приняли решение открыть представительство на одном из новых маркетплейсов. Продажи стали куда более серьезными, и это при том, что мы работаем лишь в двух округах Москвы. И мы видим, что так поступают десятки других игроков», — сказал в беседе с «Лентой.ру» оператор одного из даркнет-магазинов.

Многие в даркнете считают, что, как это ни парадоксально, уход «Гидры» с рынка повлечет за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Ключевое из них связано с тем, что бывший монополист следил за качеством продаваемых запрещенных веществ: штатные химики регулярно проводили контрольные закупки товара, служба безопасности наказывала проштрафившиеся магазины, сама площадка уделяла серьезное внимание качеству и местам расположения закладок.

«Мы строго и регулярно контролировали качество товаров, магазины могли спокойно закупать большой опт у проверенных оптовиков, а простые наркоманы могли спокойно употреблять любые наркотики, включая "соли" и опиаты, потому что с нашей системой на витринах не оказалось бы недоваренных новичками в подвале "солей" (группа особо опасных и относительно дешевых наркотиков, часто вызывающих галлюцинации и бред преследования, самый популярный представитель класса — альфа-PVP — прим. «Ленты.ру»), проданных людям, которые стали бы инвалидами, вкусив чистой непрущей ртути или алюминиевой пудры, — написал Black. — У нас был жесткий контроль и большие штрафы за подмену. Мертвые не открывают диспуты».

Магазины на «Гидре» придерживались нескольких базовых правил безопасности: 25-метровое минимальное расстояние между кладами, 50-метровое — от детских площадок, зданий силовых структур и госорганизаций. Новые маркетплейсы их пока не соблюдают.

«Правила, которые действовали в "Гидре", больше не работают, — заключает создатель одного из Telegram-каналов. — Да, на маркетплейсах, на которые сейчас все переходят, есть правила и штрафы, однако многие маркеты организовали собственную торговлю вне площадок, так что они вряд ли будут выдерживать минимальные расстояния между адресами, а это влечет за собой опасность для покупателей. Также сейчас не будет никаких запрещенных мест, что может привлечь ненужное внимание к теневой торговле».

Прямо сейчас для покупателей, особенно для тех, кто употребляет запрещенные вещества регулярно, это не играет особой роли. Сейчас их не останавливают ни проблемы в работе новых маркетплейсов, ни отсутствие четких правил игры. Но для самого рынка подобные маркеры комфорта, по мнению многих, кто наблюдает за развитием ситуации, станут ключевыми, и именно они определят, кто станет новым монополистом.

< Назад в рубрику