Шокирующие кадры из Якутии, на которых люди подорвали дикого медведя с помощью взрывчатки, спрятанной в кастрюле, облетели интернет и подняли волну негодования. В якутских пабликах вскоре появились сообщения, что местные жители к инциденту никакого отношения не имеют — виноваты приезжие вахтовики. В Следственном управлении МУ МВД «Якутское» возбудили уголовное дело о жестоком обращении с животными в отношении неустановленной группы лиц, которые совершили преступление в неустановленном месте. Как выяснила «Лента.ру», подобная ситуация не является чем-то исключительным и даже если запредельно жестокие случаи убийства хищников получают огласку, виновные отделываются лишь незначительными штрафами, а по-настоящему решать проблему никто не хочет.
«Прикормили в той же кастрюле»
Видео, на котором запечатлена расправа над медведем, разлетелось по сети 9 июня 2022 года. На кадрах видно, как животное спокойно подходит к кастрюле, оставленной на обочине дороги. За кадром слышен разговор: люди обсуждают готовность взрывного устройства.
Когда животное сует морду в кастрюлю, кто-то приводит в действие индуктор для подрыва электродетонаторов — накручивает взрывную машинку. Раздается мощный взрыв, и видео обрывается.
Известно, что видеозапись сначала была опубликована в чате вахтовиков.
«Там медвежий край, очень много мишек, они приходят — мы закрываемся, — рассказал один из участников этого чата. — А этого молодого Потапыча прикормили в той же кастрюле. Понятное дело, он стал часто приходить, пытался лезть к людям, а у вахты оружия нет, вызывать егеря каждый раз — не навызываешься, а шашки всегда есть».
Похоже, что собеседника журналистов больше удивило не произошедшее, а глупость авторов видео, которые опубликовали ролик.
«Зачем снимали? В чат бросить, идиоты потому что. Из чата видео и пошло. Теперь за шашки — дело, за медведя — дело, за садизм — дело», — сказал он.
По факту произошедшего следователями МУ МВД России «Якутское» возбуждено уголовное дело по пунктам «а» и «в» ч. 2 ст. 245 Уголовного кодекса — о жестоком обращении с животными, совершенное группой лиц с применением садистских методов («садистских» — именно так написано в УК). Прокуратура Якутска признала решение законным.
Однако о подозреваемых в этом деле пока официально не сообщается, как и о конкретном месте преступления.
Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах подтвердил, что в основе дела лежит пока только видеозапись. По его словам, подобные преступления относятся к числу высоколатентных, то есть реальное их количество намного больше тех, что удается выявлять.
«Головной мозг пострадал, потеряна координация»
Случай в Якутии действительно далеко не первый. В 2015 году большой скандал вызвал видеоролик, на котором белый медведь с окровавленной мордой крутился на месте и терся о снег. В пояснении к записи сообщалось, что сотрудники строительной компании, работавшие на острове Врангеля, сперва якобы прикормили животное, а затем подбросили ему взрывпакет.
Людям, которых заподозрили в живодерстве, и их родственникам стали угрожать в соцсетях. Тогдашний глава Минприроды России Сергей Донской попросил генпрокуратуру взять на контроль расследование этого дела.
«Животному нанесен ущерб, скорее всего, центральная нервная система и головной мозг пострадали. Мы общались со специалистами, и то, что медведь начинает кружиться в одну сторону, означает, что у него потеряна координация. После этого животные не выживают», — сказал министр на пресс-конференции.
Губернатор Чукотки Роман Копин тоже обратился по этому поводу во все региональные правоохранительные структуры. Параллельно зоозащитники собирали подписи за то, чтобы виновных приговорили к лишению свободы.
Подозрения легли на братьев Евгения и Кирилла Юргаев. Они рассказали, что инцидент с белым медведем действительно имел место, но речь шла о вынужденной самообороне. Якобы Евгений выронил ключи, когда вышел покурить, а Кирилл пытался с помощью петарды отпугнуть медведицу, которая пошла на его брата. По словам обвиняемых, зверя прикормили не они, а другие люди.
В государственном природном заповеднике «Остров Врангеля», на территории которого произошел этот случай, тоже настаивали на версии о самообороне, добавив, что медведица выжила и ушла.
Единственное нарушение, которое, по мнению руководства заповедника, совершили братья, заключалось в том, что они находились на улице.
Итогом громкого разбирательства стал протокол об административном нарушении и штраф три тысячи рублей.
Живодеров, мучающих медведей, похоже, вообще не принято наказывать слишком строго. Так, в 2015 году житель Курил восемь раз переехал медведя внедорожником, что было снято на видео. Тут никаких отговорок у фигуранта не было, однако суд приговорил его лишь к шести месяцам исправительных работ и удержанию десяти процентов зарплаты в пользу государства.
Еще более показательной стала история с вахтовиками в Якутии, которые в мае 2016 года давили медведя грузовиком, а затем добивали металлическим ломом. Это тоже сняли на видео. Полиция установила участников событий, в их отношении было возбуждено дело о жестоком обращении с животным, совершенном группой лиц с особым садизмом, однако осудили их в итоге не по этой статье, а за незаконную охоту.
Вместо штрафа от 100 до 300 тысяч рублей или лишения свободы на срок до двух лет одному из вахтовиков назначили штраф в размере семи тысяч рублей, а его соучастникам — шести тысяч рублей.
«Есть фальшфейеры, есть газовые баллончики»
Опрошенные «Лентой.ру» специалисты не увидели никакого практического смысла в действиях подорвавших медведя вахтовиков. Даже если медведь не прикормлен (хотя здесь наверняка именно тот случай, когда хищник привык к людям), существует отработанная процедура, согласно которой им следовало обратиться к специалистам, объяснил начальник отдела охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий Управления по охране животного мира Амурской области Валерий Погасиенко.
«По каждому случаю решение принимается в индивидуальном порядке, с оценкой специалистами реальной ситуации, — объяснил он «Ленте.ру». — Так, у нас был случай, когда за отстрелом обратились люди, заметившие медведя в пяти километрах от населенного пункта. Им было отказано».
Замечания о том, что вахтовики безоружны и поэтому вынуждены обороняться как могут, эксперт считает бессмысленным даже обсуждать: ружье защитит только опытного стрелка.
Есть фальшфайеры, газовые баллончики. Они эффективно отпугивают медведей. Ружье же никакой гарантии не дает. Человек должен быть профессионалом, иначе медведя он застрелить не сможет
Андрей Иванов, хозяин ручного медведя, путешественник и частный пилот, тоже считает, что зверя не так уж сложно отпугнуть, и для этого не нужно ни оружия, ни взрывчатки.
«Для отпугивания используют и пищалки. Перцовый баллончик, к слову, прекрасно работает — и по бурому, и по белому медведям. Людям, находящимся на природе, лучше иметь с собой посох и баллончик большого объема. Этого хватает, чтобы зверя при встрече отпугнуть», — рассказал Иванов «Ленте.ру».
По его словам, бурый медведь — зверь очень осторожный, даже пугливый, и когда видит потенциальную опасность, то в первую очередь старается спрятаться. Даже когда речь идет о гусе — это Иванов видел собственными глазами.
«Зверь, который не встречался с человеком, не прикормлен им, воспринимает человека как крупного хищника, — продолжает он. — А встреча любого зверя с крупным хищником — это история, прямо скажем, так себе, потому что она может обернуться травмами, из-за которых зверь не сможет добывать себе пищу и помрет»
Наконец, вахтовиков, которые, в отличие от каких-нибудь грибников, находятся долгое время на одном месте, хорошо защитит обычный забор, уверен собеседник «Ленты.ру».
«Проволока прекрасно работает на Камчатке — там есть Кроноцкий заповедник, где туристы фотографируют медведя на расстоянии десяти метров. И медведь не нападает на человека, и человек рядом существует, — говорит Иванов. — Но эта проволока — не со звонком, а под напряжением. Это электропастух, используется и для крупного рогатого скота».
Стоит такое сооружение, по его словам, недорого. При этом крупные нефтедобывающие компании, отмечает он, в принципе запрещают своим сотрудникам выходить за периметр огражденной территории, а вот мелкие фирмы зачастую экономят на всем.
«Людей на вахты забросили, на рудник, вертолетом привезли, высадили в тайге. Как отследить? — объясняет Иванов. — Но с учетом того, что у каждого есть смартфон, люди сами себя или соседа все равно сдадут. Это вылезет — если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра».
По его мнению, вахтовики, взорвавшие прикормленного медведя в Якутии, скорее всего, являются работниками какой-то золотодобывающей компании, на что указывает наличие у них взрывчатки. Нефтяникам она не нужна.
Иванов считает, что подобные расправы зачастую устраивают те же люди, которые до этого прикармливали медведя.
«Потому что это забавно: как же, мишка пришел! Тем более когда он маленький. Когда медвежата приходят, с ними можно и поиграть, ну живая игрушка! — говорит он. — Я думаю, [жестоко убивают медведей] скорее определенная категория людей, которые попадают на вахту. Может быть, из трудных семей, с тяжелым детством. Мне кажется, речь идет о трансформации психики, когда человек к беззащитному существу применяет такое насилие, издевается. Точно так же он будет дома с собакой, с кошкой, в состоянии измененного сознания — с родными».
Все опрошенные «Лентой.ру» эксперты сходятся во мнении, что огульно обвинять в живодерстве вахтовиков и забывать о презумпции невиновности нельзя: большинство этих работяг — люди порядочные и дисциплинированные, зарабатывающие на хлеб тяжелым трудом.
По мнению руководителя Центра поддержки диких животных Виталия Ратнера, к подобным инцидентам склонны те же люди, которые в городе издевались бы над кошкой или собакой.
«От безделья люди до такого доходят. Ну мешает вам медведь — налейте керосина, зажгите факел. Есть сто способов прогнать. Мух же, которые вам мешают, вы находите способ отогнать? — рассуждает он. — А тут, когда нечего делать, можно и к кошке банки привязать, и стрелять по собакам. Ну, а что вы говорите — детей бьют и убивают. К таким людям я отношусь как к сумасшедшим».
«Без ружья и собак люди идут пешком в одиночку несколько дней»
Проблемы и риски, связанные с медведями, намного больше касаются российских оленеводов, чем вахтовиков, уверен председатель Общероссийского профсоюза Негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин.
«Начнем с того, что львиная доля работ в зоне вечной мерзлоты проводится зимой, когда медведи спят, — поясняет он. — У тех, кто работает по перекачке нефти или газа, во-первых, сетка стоит — 3D-заборы, а во-вторых, у них там постоянно шум, и здоровые животные, те же медведи, не подходят».
В случаях, когда какие-то животные все-таки начинают их тревожить, вахтовики первым делом оповещают об этом руководство, которое обращается в местные подразделения по охране природы и в правоохранительные органы.
«Самим вахтовикам запрещено иметь оружие. Даже такие шутки среди них ходят, что наиболее боязливые работники просят коллег сопровождать их в туалет», — продолжает эксперт.
У оленеводов же, по словам Галочкина, проблемы куда более серьезные, особенно весной, в период отела оленей. Медведи буквально теряют голову, желая заполучить эту добычу.
Между тем от оленеводов требуют, чтобы они хранили свое оружие в сейфах, отмечает Галочкин, а находиться в окружении агрессивных голодных медведей для этих людей — дело обычное. Поэтому оленеводов выручают только собаки, которые в крайней ситуации отвлекают зверя на себя и дают людям время убежать, добраться до сейфа. И зачастую собаки гибнут.
Самое же опасное время для оленеводов — это выборы, уверен собеседник «Ленты.ру».
Есть практика, когда их забирают из стойбищ на вертолете, чтобы проголосовать, без ружья и собак. Обратно же человек должен добираться сам. Порой люди идут пешком в одиночку несколько дней
«Он будет смотреть на тебя, а потом даст лапой в спину»
Как говорят эксперты, лучше бы людям и медведям вообще не пересекаться, слишком эти хищники непредсказуемы. По этой же причине возникают сложности со спасением медвежат и поиском зоопарка для изъятых у людей взрослых медведей.
«Они коварные по характеру, их сложно содержать, поэтому приюты стараются их не брать. Медведи [если им сделать зло] будут всю жизнь помнить», — говорит «Ленте.ру» руководитель Центра поддержки диких животных Виталий Ратнер.
Я не могу ничего сказать о своих питомцах, но все равно мы с ними общались через решетку. Из того, что мне про них рассказывали, — никогда не знаешь, что с ними произойдет. Он будет смотреть на тебя, а потом даст лапой в спину. Это сложная машина
Особенно опасных медведей в природе отстреливают, этим занимаются профессиональные охотники. Один из них на условиях анонимности рассказал «Ленте.ру», что работы у него и его коллег немало: в ряде регионов, включая Якутию, отмечается рост популяции бурого медведя и случаев выхода этих зверей к населенным пунктам. По этой причине создаются специальные бригады по регулированию их численности.
В Якутии с начала года вынесено решение об отстреле 43 медведей, создавших угрозу для жизни местных жителей, однако ликвидировано только 11.
«Ведь они не ждут, что за ними придут, а нам приходится их искать, и это очень непросто, — говорит охотник. — Однако моя задача — не добыть медведя любой ценой, а защитить селян. Если зверь ушел, не став людоедом, то и пусть».
Бывают случаи, когда приходится ждать медведя неделю или две в засаде возле того места, где он вышел к людям. У каждого отстрелянного опасного медведя берут анализы, которые отправляют на экспертизу, а тушу сжигают. По словам собеседника «Ленты.ру», заядлых медвежатников, то есть охотников на медведей, в стране не так уж много, очереди за лицензиями на добычу нет.
«Нередко охота на медведя заканчивается неудачно, то есть так, что охотник сам почти становится добычей для зверя, — отмечает он. — После такого опыта люди долго в лес не возвращаются или переходят на других зверей»
Собеседник «Ленты.ру» уверен, что отстрел крупных агрессивных медведей идет на пользу популяции. У этих хищников развит каннибализм, и, добывая самца, охотники защищают медвежат, которых тот бы безжалостно убил.
Но инцидент в Якутии охотник оценивает как чистое преступление. Убитому медведю, по его словам, было не больше трех лет, и никакой угрозы для людей он не представлял.
Повлиять на ситуацию, на его взгляд, может только наказание за прикорм медведей. Причем ответственность должна лежать и на тех, кто просто оставляет объедки в лесу.
«С едой вообще надо быть аккуратнее, особенно той, что медведю хорошо знакома, — говорит охотник. — Сколько случаев, когда на рыбаков они нападали, а ведь не люди им нужны были, а рыба»