Силовые структуры
00:03, 5 сентября 2022

«Сотрите мою жизнь!» Пять лет назад в России подросток впервые напал на школу. Что толкнуло его на жестокое преступление?

Владимир Седов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Михаил Пивнев
Фото: страница Михаила Пивнева во «ВКонтакте»

Ровно пять лет назад — 5 сентября 2017 года в подмосковной Ивантеевке ученик девятого класса образовательного центра №1 Михаил Пивнев, вооружившись тесаком, пневматической винтовкой и самодельными бомбами, зашел в учебное заведение, где напал на учительницу и одноклассников. Насильственные преступления в российских школах случались и прежде. Но Пивнев стал первым, кто планировал нападение, вдохновляясь поступком американских подростков Клиболда и Харриса, устроивших массовый расстрел в школе «Колумбайн» в 1999 году. В результате ЧП в Ивантеевке пострадали четыре человека, а полиция и законодатели были вынуждены по-новому взглянуть на движение «колумбайнеров» (запрещено в России), набиравшее популярность в молодежной среде. Что толкнуло подростка на это преступление, ставшее первым в череде подобных нападений на российские учебные заведения, и почему его не смогли предотвратить — в материале «Ленты.ру».

Во вторник 5 сентября 2017 года все выпуски федеральных новостей начинались с сообщения о ЧП в школе города Ивантеевки Московской области. Телеканалы наперебой демонстрировали кадры с перепуганными до смерти родителями и шокированными учениками, которые так и не успели до конца осознать, что смерть прошла рядом с ними.

В результате произошедших в здании стрельбы и взрывов пострадали четыре человека — учительница информатики и трое учеников. Полицейские задержали нападавшего, которым оказался девятиклассник Михаил Пивнев. Следователи провели большую работу, восстанавливая хронологию событий и пытаясь понять, что толкнуло подростка на страшное преступление.

«Я потерпела неудачу в роли родителя»

В социальных сетях Михаил был зарегистрирован как Mike Klebold. На своей странице он делился фотографиями огнестрельного и холодного оружия, а за несколько месяцев до атаки на свою школу выложил большой пост о расстреле учеников в американской школе «Колумбайн», название которой стало именем нарицательным, обозначающим массовые убийства в учебных заведениях. Нападение совершили Дилан Клиболд (Dylan Klebold, чью фамилию Михаил присвоил своему профилю в соцсети) и Эрик Харрис (Eric Harris).

Примечательно, что фотографии, благодаря которым улыбающиеся Клиболд и Харрис стали известны всему миру, были сделаны незадолго до расправы над одноклассниками. В момент, когда их фотографировали, оба знали, что собираются сделать. Они готовились к нападению на свою школу несколько месяцев и вели видеодневник, в котором позировали с оружием и рассказывали о подготовке к акции.

В ходе стрельбы в школе «Колумбайн» Клиболд и Харрис убили 13 и ранили 23 человека. Закончив расстреливать своих жертв, они свели счеты с жизнью. После случившегося всех совершающих массовые убийства в учебных заведениях подростков стали называть «колумбайнеры». К сожалению, в США этот случай стал лишь первым в череде подобных. Много лет специалисты и родители пытаются разобраться в причинах, заставляющих подростков подражать Клиболду и Харрису.

Впрочем, несмотря на лекции Сью Клиболд о ментальном здоровье и работу специалистов в этом направлении, кровавые побоища в американских учебных заведениях не прекращаются.

«Лучше, если бы я был на месте Эрика и Дилана»

Михаил Пивнев подражал Клиболду и Харрису во всем: на фотографиях он широко улыбается, как они, купил себе черный плащ, как у стрелков из «Колумбайна». Единственное, что видео с тренировками по стрельбе, в отличие от заокеанских кумиров, он не записывал, ограничиваясь постами с оружием в социальной сети.

Родители в увлечении чада оружием ничего плохого не видели. А потому после успешного окончания очередного полугодия отец подарил сыну пневматическое ружье с патронами. С ним он охотно позировал на фотографиях и даже выходил на улицу. С ним же он пойдет в школу.

На своей странице Михаил регулярно размышлял над возможным преступлением и над жизнью и смертью Харриса и Клиболда. Через их судьбу он, как сквозь призму, смотрел на собственную жизнь. Размышления о «Колумбайне» в голове неудовлетворенного жизнью подростка смешивались с мыслями о суициде. Как установили следователи, этими размышлениями и мыслями он регулярно делился с одноклассниками и друзьями, рассказывая о том, что он, подобно своим заокеанским кумирам, хочет совершить массовое убийство и свести счеты с жизнью. Впрочем, сверстники лишь посмеивались над увлечениями Пивнева, не придавая этим рассуждениями значения.

Михаил жил в полной семье: отец, мать и сестра. Он рос под родительским контролем, особенно со стороны матери. Она, по словам одноклассников, докучала сыну чрезмерным вниманием: звонила ему по несколько раз на дню, а бывало и несколько раз в час, узнавая, где он, с кем и что делает. Материнская опека раздражала подростка.

В общении со сверстниками у Пивнева, на первый взгляд, проблем не было. У него была пара приятелей и подруга, с которыми он хорошо ладил. Они отзывались о нем как о человеке с юмором и ничего плохого вспомнить не могли. Среди одноклассников Михаил никак не выделялся: душой компании он не был, но и отверженным одиночкой тоже. Врагов не нажил, не псих, не дурак — обычный мальчишка, слушал разную музыку, интересовался девчонками, обсуждал их с приятелями, как и все.

Единственное, как рассказали знакомые после случившегося силовикам, — Пивнев интересовался массовыми убийствами и оружием, но подростков это не беспокоило: в этом возрасте многие школьники, стремясь эпатировать сверстников и взрослых, хвастают странными увлечениями. В частности, близкая подруга Пивнева увлекалась ножами и даже собирала коллекцию. Позже она вспоминала, что будущий стрелок признавался ей в желании совершить «колумбайн», но она не верила, что он может сделать это на самом деле.

«Он носил плащ и берцы»

За год до трагедии — в восьмом классе — классный руководитель и другие учителя обратили внимание на то, что Михаил стал хуже учиться. У бывшего хорошиста, а по некоторым предметам даже отличника, резко упала успеваемость, он стал перебиваться с двойки на тройку, на замечания учителей стал реагировать дерзко и даже агрессивно.

Его пренебрежение к их мнению проявлялось и в том, что он стал ходить в школу в берцах, которые, по мнению преподавателей, были недопустимы для ученика образовательного центра №1, и брюках на подтяжках, а за пределами школы носил черный плащ. Преподаватели регулярно критиковали Пивнева за его внешний вид, особенно часто ему доставалось из-за ботинок.

Мрачный стиль одежды лишь подтверждал его внутренние переживания — в общении с одноклассниками он чаще говорил на волновавшую его тему о группах смерти. Не всем, вероятно, нравились эти разговоры — некоторые насмехались над Пивневым, по крайней мере, об этом после случившегося говорили родители и учащиеся. А один одноклассник даже признавался, что из-за его шуток Михаил собирался убить его после Калмыковой.

По настоянию педагогов родители отправили Михаила к психологу, которым оказалась студентка психолого-педагогического университета. Она занималась с ним полгода и, согласно ее заключению, после прохождения курса у Михаила улучшилось настроение и он стал более общительным.

Однако эффект от психологической помощи получился кратковременным. Напряженные отношения с учителями обострились после конфликта с учительницей информатики — 38-летней Любовью Калмыковой, которая, как ему казалось, сильнее остальных допекала его своими придирками. Именно в ее лице он нашел главного врага.

Озлобившись, подросток стал готовится к преступлению, причем не скрывал от сверстников своих намерений, но они не придавали значения его словам. Одни советовали Михаилу вырасти и перестать «увлекаться стрелялками», другие воспринимали разговоры о массовых убийствах как чудаковатый юмор. Впрочем, по словам одноклассницы Михаила, были и те, кто доносил о его планах педагогам и директору школы, но они лишь отмахивались. Позже преподаватели опровергали слова школьницы. Как установила экспертиза, проведенная Пивневу во время следствия, на момент совершения преступления он был вменяемым и осознавал характер своих действий.

Вечером 4 сентября 2017 года знакомая Пивнева Мария встретила его возле дома. На ее вопрос «как дела?» он ответил: «Планирую устроить теракт». При себе у Михаила был чехол с предметом, похожим на ружье. Но школьница, привыкшая к его чудаковатости и рассказам о «колумбайнах», восприняла его слова как бахвальство.

«Я пришел сюда сдохнуть!»

Утром следующего дня Пивнев изменил статус страницы пользователя Mike Klebold на «delete my life», что в переводе с английского означает «Сотрите мою жизнь», после чего отправил сообщение Марии, в котором написал, что она зря не поверила в серьезность его слов о теракте.

Михаил сложил в сумку кухонный топорик (секач), две самодельные бомбы, собранные из петард, и пневматическое оружие, надел черный плащ и направился к школе

Прежде чем зайти в школу, Михаил на какое-то время задержался возле кустов, высаженных вдоль учебного заведения, а затем отправил сообщение сестре, которая как раз была в школе. Он попросил ее уйти, но девочка увидела это сообщение уже после случившегося.

Пивнев вошел в школу после начала третьего урока — около 10 часов, спокойно прошел мимо охранника, спрятав оружие под полами длинного плаща, и поднялся на второй этаж к кабинету ненавистного ему учителя информатики.

Михаил вошел в класс, и Любовь Калмыкова стала его отчитывать за то, что он не постучал, опоздал, да еще и явился в верхней одежде. Учительница вывела его из класса в коридор, а там школьник громко крикнул ей: «Я ждал этого три года» — и, выхватив секач, ударил им учительницу по лицу, затем выхватил оружие и выстрелил в нее. Потом он еще раз нажал на спусковой крючок, но вторая пуля попала в потолок.

Раненая учительница бросилась прочь, а Пивнев направился в классную комнату, но находившиеся там ученики успели забаррикадировать дверь. Тогда он начал взрывать самодельные бомбы, отчего во всем здании задрожали стекла в окнах. Испуганные ученики, забаррикадировавшиеся в классе информатики, стали выпрыгивать из окна третьего этажа, кто-то пытался спрятаться в подсобном помещении. Трое детей в результате падения с высоты получили травмы различной степени тяжести, одна девочка долго лечилась после травмы позвоночника.

После безуспешной попытки прорваться в запертую комнату Пивнев отправился на четвертый этаж, где занималась вторая половина его класса. К счастью, все они к этому моменту успели выбежать из школы. В это время к зданию уже прибыл наряд полиции. Силовики окружили периметр, ворвались внутрь и скрутили стрелка.

«Шесть минут, за которые я постарела на шесть лет»

Полчаса ученики ждали на школьном стадионе, пока полицейские осматривали помещения в поисках взрывных устройств. Лишь после этого им было разрешено вернуться и забрать свои вещи. Многие девочки из младших классов плакали и никак не могли успокоиться. Больше всего их напугали звуки взрывов и паника старших учеников. Попытки учителей объяснить детям, что все это учения или игра, не помогали.

О случившемся почти сразу узнали сотни жителей Ивантеевки, ошеломленные родители не могли связаться со своими детьми, находившимися в школе.

Родители в панике перезванивали друг другу, набирали учителям, которые не могли ответить, потому что в это время выводили детей. Паника и непонимание порождали самые чудовищные слухи.

«Он не представляет никакой опасности»

Оказавшись в полиции, Пивнев не отпирался и охотно давал показания. В ходе обыска у него дома нашли различную пиротехнику, биту с гвоздями, пули к пневматической винтовке и составные части оружия. Пивнева арестовали и отправили в СИЗО, затем провели психолого-психиатрическую экспертизу в институте имени Сербского.

Уголовное дело было возбуждено по статье 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств»), затем следователи переквалифицировали его на покушение на убийство. В 2018 году Пивнева начали судить в закрытом режиме как несовершеннолетнего. На процессе он утверждал, что в школе его затравили, а убивать он никого не хотел и полностью раскаялся. Его адвокат Виктор Запрудский отмечал, что за время пребывания в СИЗО Михаил все осознал и исправился.

Суд допросил десятки свидетелей вооруженного нападения на школу, установив, что подросток действовал умышленно из хулиганских побуждений. В ходе допросов Пивнев вел себя очень спокойно, пытаясь разобраться, что именно стало причиной его поступка. Он винил семью: оказалось, что материнская опека и отцовский контроль не были достаточными для Михаила, искавшего у них поддержки. Жалобы на обижавших его одноклассников родители не воспринимали всерьез. В 13 лет он спросил у матери, как себя вести с девочками, но в ответ получил от нее подзатыльник со словами: «Какие тебе девочки в этом возрасте!» Даже когда сын признался, что впервые влюбился, он не нашел душевного отклика ни у отца, ни и матери.

Проблемы в школе у него действительно были, но они не выходили за рамки тех, с которыми сталкиваются все подростки его возраста. Как-то ему сломали очки, однажды налили в ботинки воды, и ему пришлось идти домой босиком. Именно тогда Михаил и подсел на группы смерти и захотел отомстить одноклассникам за свои обиды, начал искать информацию о том, как собрать бомбы из подручных материалов. Следователям он признавался, что готовился к мести два года, на протяжении которых регулярно говорил сверстникам об этом, но никто почему-то ему не верил.

Именно желание показать всем, на что он способен, и стало для Пивнева мотивирующим для нападения на школу, а вдохновлял его пример кумиров, устроивших первый в истории «Колумбайн».

В случившемся виноваты родители и учителя, которые не прислушивались к словам подростка о готовившемся нападении, заявила уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова.

Прокуратура настаивала на 9,5 года заключения для Михаила Пивнева. В итоге его отправили в воспитательную колонию на семь лет и три месяца и обязали возместить материальный и моральный вред потерпевшим на сумму свыше двух миллионов рублей.

Опасные сети для подростков

Случившееся в ивантеевской школе имело далеко идущие последствия. В 2018 году президент России Владимир Путин подписал закон, внесенный в Госдуму депутатом Ириной Яровой, о защите детей от колумбайн-сообществ в интернете. С этого дня хостинг-провайдер обязан незамедлительно ограничивать доступ к интернет-ресурсам, склоняющим к действиям, опасным для жизни или здоровья других лиц, а также с призывами к самоубийству. Оказалось, что к сентябрю 2017 года в сети было около десятка групп колумбайн-тематики, в которых состояло почти полторы тысячи подростков.

4 апреля 2022 года движение «Колумбайн» было внесено в перечень террористических и экстремистских организаций и запрещено в России.

Сенатор Елена Мизулина после случившегося в Ивантеевке заявила о росте популярности среди несовершеннолетних компьютерных игр, пропагандирующих жестокость.

В министерстве образования заявили о необходимости возвращения в школу психологов. Власти на всех уровнях настаивали на блокировке жестокого и опасного контента в соцсетях и в целом в интернете. Но, несмотря на принятые меры, нападение в Ивантеевке стало лишь первым в печальной череде подобных трагедий.

— 15 января 2018 года произошла резня в школе №127 Перми, пострадало 15 человек.

— 17 октября 2018 года студент Керченского политехнического колледжа 18-летний Владислав Росляков заложил взрывное устройство в столовой и открыл стрельбу по учащимся и сотрудникам. Погиб 21 человек, 67 пострадали.

— 14 ноября 2019 года студент Даниил Засорин из Амурского колледжа строительства и ЖКХ, подобно Михаилу Пивневу, зашел в аудиторию с опозданием, а после того как его выгнали, зарядил оружие и вернулся. Один студент погиб, еще трое получили ранения.

— 11 мая 2021 года 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в казанской гимназии №175. Он открыл огонь, когда охранник попытался помешать ему войти в школу. В результате нападения погибли семь учеников 8 класса и два учителя. Еще 23 человека получили ранения.

— 20 сентября 2021 года 18-летний Тимур Бекмансуров, вооруженный охотничьим ружьем, атаковал Пермский государственный университет. Отправляясь убивать, он написал: «Я долго думал об этом, прошли годы, и я понял, что пришло время сделать то, о чем я мечтал». От его рук погибли шесть человек.

Не менее 50 нападений на учебные заведения в различных регионах России российским силовикам удалось предотвратить.

< Назад в рубрику