Культура
00:01, 21 января 2023

Царь-братушка. Новый сериал про Фандорина — настоящий русский киберпанк с роботами в Петрограде 2023-го. Каким он вышел?

Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Кадр: сериал «Фандорин. Азазель»

На «Кинопоиске» состоялась премьера сериала «Фандорин. Азазель», вольной интерпретации романа одного из главных беллетристов России Бориса Акунина от сценаристов «Метода» и недавнего «Монастыря». В этом шоу киргизский режиссер Нурбек Эген («Мажор», «Алиби») изображает настоящую киберпанковую Россию XXI века, да еще и с монархией у власти. «Лента.ру» посмотрела две первых серии и рассказывает, каким вышел этот необычный детектив.

Российская империя, 2023 год. Большевистской революции не произошло, и монархия в стране сохранилась. Столицей так и остается Петроград, а у власти до сих пор находится династия Романовых. На престоле сидит молодой император Николай III (Максим Матвеев), человек в политических делах весьма неуверенный, а в любовных — глубоко несчастный и даже самодурствующий. Желтая пресса, например, уже вовсю строчит памфлеты о его интрижке со светской львицей Амалией (Милена Радулович).

Тем временем молодой служащий Сыскного управления Эраст Фандорин (Владислав Тирон) получает задание расследовать серию таинственных самоубийств, произошедших в столице. В этом ему помогает скучающая аристократка Лиза (Мила Ершова). Расследование приводит Фандорина в школу леди Эстер (Марина Игнатова) для детей-гениев, на вечеринки августейших особ и даже в анархо-коммуну художников-акционистов — и в результате выводит на след опасного убийцы по прозвищу Азазель.

Даже удивительно, почему на российском телевидении так мало экранизаций работ Бориса Акунина. Писатель является одним из самых популярных авторов в стране — в различных топах ему удавалось оставаться и в 2020-м, и в 2021-м, и даже в 2022-м, когда его имя после высказываний о будущем страны стало исчезать из российского инфополя — например, из определенных книжных магазинов и с театральных афиш Москвы и Петербурга. Более того, обе полнометражные адаптации его произведений — «Турецкий гамбит» и «Статский советник» — стали настоящими народными хитами.

«Азазель» среди всех работ Акунина оказался наиболее востребованным кинематографистами — еще в 2002-м сериал по нему с Сергеем Безруковым снял Александр Адабашьян, тогда же права на экранизацию приобрела кинокомпания Пола Верховена U Squared Productions (причем режиссером должен был выступить великий Пол Верховен). Впрочем, англоязычная версия «Азазеля» свет так и не увидела. Что ж, на «Кинопоиске» выходит куда более дерзкая интерпретация романа — хотя бы уже потому, что действие ее разворачивается не в конце XIX века, а в альтернативной России настоящего.

Решение разыграть сюжет в современности, кажется, самый мощный шаг шоураннеров. Начнем с того, что идея о возрождении в России монархии то и дело звучала в стране с самого распада СССР, — отчасти благодаря заигрыванию с этими мечтами, к примеру, набирал свой политический капитал ныне покойный Владимир Жириновский. Словом, один только сеттинг определенно привлечет к «Азазелю» массу зрителей. Да и поклонникам Акунина, вероятно, будет интересно взглянуть на столь нестандартную адаптацию.

Перед нами уже не псевдоисторический детектив, а полноценная научная фантастика с оригинальной, ни на что не похожей вселенной

Имперская Россия в «Азазеле» выглядит невероятно живой и интересной, и все благодаря миллиону мелких деталей, которыми украшены сцены. Это и бульварная газетенка «Светiло» (намек на британский таблоид The Sun), и социальная сеть «Портретъ», и повсеместное использование букв «ять», «и десятеричное» (оно же i) и «ер» (он же твердый знак), и квартал небоскребов в стиле ар-деко, возвышающихся над петроградскими каналами. Можно копнуть еще глубже: без наследия Октябрьской революции Россия XXI века оказывается населена экстравагантными аристократами, горделивыми потомственными офицерами, а также живущими в старинных усадьбах интеллигентами. Страна при этом пережила тотальную цифровизацию и даже заменила всех городовых на роботов — а это уже настоящий отечественный киберпанк во плоти.

И это не все. Перенеся действие в 2023 год, шоураннеры не побоялись наполнить его отсылками на реальных личностей. Причем смутные намеки, вроде Дмитрия Андреевича Орлова в премьер-министрах (играет его Евгений Стычкин), дополняют вполне однозначные аллюзии на акциониста Петра Павленского и участников арт-группы «Война», а также на легендарную акцию последних «*** в плену у ФСБ». Шутки над мумией Ленина в Аргентине, мефедрон как бич даже имперских офицеров, кроссдрессинг-вечеринки по мотивам знаменитых балов Екатерины II и многое другое — сеттинг у «Азазеля» вышел не просто многогранным, но крайне озорным и оттого невероятно увлекательным.

Печально только, что при столь занятной вселенной детективная история — то есть центральная для сериала вещь — кажется не такой уж интригующей. Сложно как понять мотивацию многих ключевых персонажей, так и вообще их полюбить — слишком уж одномерными и плоскими выглядят простоватая Лиза, загадочная Амалия и влюбленные в нее студенты. Да и не меньше вопросов возникает, когда Максим Матвеев вместо пьяного грустного императора начинает изображать какого-то пацанчика с района. С другой стороны, почему нет?

О том, как бы в действительности вел себя настоящий бухой потомок Романовых, мы вряд ли когда-нибудь узнаем

Даже образ молодого Фандорина получился не слишком оригинальным — буквально такого же наивного идеалиста в исполнении Кузьмы Сапрыкина выводили в детективной буффонаде «1703», вышедшей несколькими месяцами ранее. Словом, когда действие отвлекается от быта имперской России и фокусируется на расследовании молодого сыщика, хочется воскликнуть: да какая разница, кто там кого убил, тут же настоящая «Корона» а-ля рюс разворачивается! Детективная линия, к слову, не сильно волновала и автора оригинала: как признавался сам Акунин, роман «Азазель» он задумал, чтобы показать альтернативную систему воспитания, воплощенную в школе леди Эстер. По словам писателя, именно этот персонаж, а вовсе не Фандорин, был в книге центральным.

Впрочем, истории с расследованиями и убийствами еще есть где развернуться. Первый сезон «Азазеля» будет состоять из шести серий, и за это время главному герою, скорее всего, предстоит с головой окунуться в дворцовые скандалы и геополитические интриги. Обещают показать и оставленную купцам и боярам Москву с Китай-городом в виде настоящего Чайна-тауна. Империя тем временем медленно втягивается в конфликт на Ближнем Востоке, так что и в альтернативной истории России 2023-го избежать боевых действий, похоже, не получится.

Сериал «Фандорин. Азазель» можно посмотреть на платформе «Кинопоиск HD»

< Назад в рубрику