На прошедшей в апреле Неделе люксовой свадебной моды в Нью-Йорке (New York Luxury Bridal Fashion Week) многие дизайнеры представили цветные вариации подвенечных платьев. Марка Lien Studio показала персиковый наряд, Anne Barge — лавандовый, Yellow by Sahar — красный, Honor — желтый, Vivienne Westwood — изумрудный, Kyha — черный. Модные редакторы соглашаются: свадебный наряд более не обязан быть белыми. «Лента.ру» разбиралась, почему и как возник новый тренд на яркие подвенечные образы и какое будущее его ожидает.
Европейская традиция свадеб подразумевает белое или очень светлое подвенечное платье, обычно пышное, вечернего покроя — в пол, с кринолином, турнюром, корсетом и тому подобными излишествами. Такие наряды во второй половине XX и в XXI веке стали повсеместными — как для невест из Западной Европы и США, так и для китаянок, кореянок, японок и девушек с Ближнего Востока.
При этом, как ни странно, этот привычный нам свадебный наряд для европейских невест стал постоянным и даже обязательным только в середине XIX столетия. Считается, что эту моду задала британская королева Виктория, которая в 1840 году вышла замуж за принца Альберта Саксен-Кобург-Готского в кипенно-белом платье с шлейфом и легкой фате. Спустя несколько лет супруги снова облачились в свои подвенечные костюмы, чтобы сделать памятную фотографию; она считается одной из первых свадебных фото знаменитостей.
Белые платья были (и остаются) традиционной одеждой для девочек-католичек на церемонии первого причастия и для юных протестанток на конфирмации — обряде «церковного совершеннолетия». В этом случае белизна символизирует невинность девушки. Виктория хотела подчеркнуть свою чистоту и вышла замуж в белом. До нее особы королевской крови и знатные женщины выбирали платья из парчи, глазета с золотным шитьем или цветного шелка.
У этого тоже имелось свое объяснение. Национальные традиции разных стран, в том числе и европейских, изначально предполагали цветные наряды для невесты на свадьбе. Почти все они покрывались особыми узорами и вышивкой, которым придавалось значение оберега для невесты. По верованиям практически всех народов, невеста как бы пребывает в межвременье между двух стабильных состояний — незамужней девушки и замужней женщины, и потому особенно уязвима для козней злых духов. Брак — обряд перехода, ритуальные орнаменты — одно из средств уберечь молодую от колдовства и нечистой силы.
В Китае традиционно красный считался цветом счастья и благополучия, поэтому девушки выходили замуж в красном: так было и в старину, и в XX веке, пока в Поднебесную не пришла европейская мода. Индианки тоже предпочитали сари красного либо фуксийно-розового и оранжевого цветов с богатым декором (например, из крошечных зеркалец — они тоже должны были отгонять злых духов). Красный цвет считался праздничным и на Руси.
Традиции — вещь по определению консервативная, и меняются они очень медленно. Поэтому и 100, и даже 150 лет спустя после венчания королевы Виктории ее белое платье со шлейфом, узким корсажем и пышным кринолином считалось эталоном для многих невест, которые мечтали выглядеть на своей свадьбе «как настоящие принцессы».
Разумеется, за прошедшие со свадьбы британской монархини без малого два века мода на подвенечные платья (как и на повседневные наряды) много раз менялась. Кринолин уступил в 1870-е место турнюру, позже исчез и он. После того как парижский модельер Поль Пуаре официально освободил женщин от неудобных корсетов, фасоны женской одежды, в том числе и свадебной, стали более естественными. В «ревущие 1920-е» в моде были укороченные прямые платья, а пышная фата и тиара уступили место головным повязкам c драгоценными деталями и плюмажем (перьями) — так называемым бандо. Украшения для них делали все ведущие ювелирные дома того времени, включая Cartier и Chaumet.
Послевоенное возвращение к женственности, ознаменованное легендарным New Look Кристиана Диора, вернуло в моду пышные свадебные наряды. Свою роль в этом сыграло и растущее после Второй мировой благосостояние элиты, особенно жителей США и Западной Европы. Женщины хотели выходить замуж с шиком, как кинозвезды вроде Грейс Келли, Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор, а многочисленные предприниматели из свадебной индустрии и их маркетологи были только рады новому веянию.
В 1950-1980-е свадебные расходы семей будущих новобрачных и доходы организаторов торжеств росли как на дрожжах. Глянцевая пресса и стремительно увеличивающее свое влияние телевидение, красочные рекламы модных и ювелирных домов делали свое дело: свадьбы превращались в дорогостоящие пышные мероприятия, а подвенечные платья стоили как небольшой автомобиль.
Параллельно с этим неформальные движения вроде хиппи и панков предлагали свою нонконформистскую альтернативу голливудским свадьбам. Девушки-хиппи выходили замуж в цыганских юбках и блузах, индейских туниках с бахромой, с повязками на волосах (чем-то, к слову, напоминавшими роскошные бандо 1920-х годов). А подруги панков одевались в присущем движению стиле — с разрывами ткани, разрезами, булавками, неровными краями одежды. Это субкультурное явление, кстати, стало одним из факторов головокружительной популярности королевы панка — модельера Вивьен Вествуд: наверняка все помнят ее свадебное платье для Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер в киноверсии «Секса в большом городе».
Гламурные 1980-е сменила эпоха стиля гранж, чем-то напоминающего панковский: та же небрежность, брутальность, контрасты — вроде шелкового платья-комбинации в сочетании с тяжелыми армейскими ботинками. Поэтому сохранилась и мода на нонконформистские свадьбы: пары появлялись на церемониях в джинсах, футболках, тех же платьях-комбинациях и так далее. Небогатые новобрачные после экономического кризиса 1998 года радостно подчеркивали, что, сэкономив на особых свадебных нарядах, они могут носить то, в чем женились, и в обычной жизни.
Нынешний тренд на лаконичные подвенечные платья эксперты объясняют отчасти все тем же стремлением сэкономить: в отличие от пышного платья, простую вещь можно надеть потом на вечеринку, выпускной в университете или, наконец, на свадьбу друзей. Кстати, недорогие наряды выбирают сейчас и те невесты, у которых денег достаточно на покупку сотни разных платьев. Для них это скорее вариант экологичного потребления. Так поступила, например, известная американская гимнастка Симона Байлз. Экотренд в благополучных странах «золотого миллиарда» никто пока не отменял, хотя события последних лет и внесли в него свои коррективы.
Но даже самые экономные и настроенные на зеленую повестку виновницы торжества иногда просто хотят чего-то особенного. Почти 200 лет белых свадебных платьев успели всем просто надоесть. Все чаще девушки смело выбирают не только белые или почти белые (светло-голубые, бледно-розовые, оттенка экрю) наряды, но и бескомпромиссно-красные, изумрудно-зеленые и всякие другие платья просто потому, что им так захотелось. В Азии это иногда представляют и как популярное теперь возвращение к корням: если 15 лет назад китаянки выходили замуж «как в Европе» или «как в Голливуде», то сейчас они могут с гордостью надеть красный подвенечный наряд потому, что так одевались на свадьбу их прапрабабушки.
«Я выходила замуж в платье цвета расплавленной ртути, поэтому с пониманием отношусь к желанию приобрести свадебное платье нестандартного цвета, — комментирует тенденцию известный российский дизайнер Светлана Тегин, которая одевала актрис Викторию Толстоганову, Дарью Мороз, Екатерину Вилкову и других знаменитостей на фестивальные красные дорожки. — В свадебной коллекции дома Tegin есть платье и фата фисташкового цвета, а также платье с крупными синими цветами. Мы шили на заказ и черное свадебное платье, и красное, и голубое. Помню всех этих экстравагантных невест. Важно, чтобы цвет платья был созвучен настроению невесты и стилю торжества, чтобы создавался неповторимый уникальный образ».
Алена Демина, основательница российского бренда Edem Couture, при создании дизайнов вдохновляется средневековой и викторианской эстетикой. В свадебных нарядах марки цвет появляется на контрасте: например, голубая сетка поверх платья традиционного для подвенечного платья оттенка экрю с «готическими» пышными рукавами с манжетами. Марка Nesty Odina обожает не только цвет, но и оборки и фестоны — кстати, типичная деталь стиля бохо, который, похоже, снова возвращается в свадебную моду под влиянием ренессанса хиппи и воспоминаний об атмосфере музыкальных фестивалей начала 2000-х вроде Coachella.
Модный эксперт рекомендует бохо-невестам выбирать платья или комплекты любого цвета, однотонные или с принтом, но непременно нежного и немного припыленного оттенка. «Если включите яркость и контрастность выше обычного, то рискуете превратиться в невесту из табора, — предостерегает Булгакова. — Ярусные платья в пол, пышные рукава, открытые плечи и бахрома уже достаточно акцентны сами по себе». Заменить традиционную фату может по-цыгански завязанный платок — такие платки, пончо, накидки позволяют невесте менять свой облик на протяжении вечера.
Альтернативой бохо-стилю может выступить и нечто совершенно необычное с точки зрения фасона — например, свадебный комбинезон. Этот вид одежды был невероятно популярен в 2010-е. Комбинезоны (как повседневные, из ситца и денима, так и вечерние атласные) шили все — от люксовых брендов до массмаркета. Неудивительно, что некоторые невесты, стремящиеся к оригинальности, захотели выйти в нем замуж. Дизайнеры свадебных платьев тут же пошли им навстречу: так, подвенечный комбинезон предложила популярная у американских знаменитостей марка Vera Wang.
Еще один тренд 2023 года — платья-трансформеры. «Это может быть длинная юбка, надетая поверх короткой либо узкой, которая меняет платье до неузнаваемости, — отмечает Елена Вакуленчик, основательница ателье свадебных образов Momentofbeauty Wedding. — Той же цели служат и съемные рукава. Когда они надеты — платье смотрится торжественно на церемонии бракосочетания, когда сняты — получается лаконичный изысканный фасон для неофициальной части». У клиенток Елены Вакуленчик популярны платья цвета пыльной розы, кораллового и бежевого оттенков.
Другая популярная историческая тема — все те же «ревущие 1920-е» и эпоха джаза: бисер, стеклярус, миди-длина, плоские банты, пайетки, бахрома, асимметричный крой на одно плечо и боковые длинные разрезы на юбке.
Бохо-стиль и экстравагантный нонконформизм свадебного образа подразумевает и соответствующие аксессуары. Тут и дизайнеры, и невесты чувствуют себя совершенно свободно. «Наши невесты надевают ковбойские сапоги, ботинки, туфли на низком каблуке. Иногда и жених, и невеста надевают одинаковые кроссовки с надписями Just Married. Почти всегда в образах мы используем шляпы», — подтверждает Вакуленчик.
Соломенные шляпы как элемент свадебного наряда в стиле бохо выделяет и Лариса Булгакова, рекомендуя выдерживать дух выбранного образа: можно надеть сандалии на танкетке или платформе, сапоги-«казаки». Вместо свадебного атласного ридикюля — повесить на локоть корзинку из рафии, заменить стразы на бижутерию ручной работы или винтажные украшения, а дорогой готовый букет — на охапку полевых цветов.
Кстати, об украшениях: свадебные тренды и здесь серьезно меняются. Причем речь идет не только о дополнении к подвенечному платью, но и к самой главной драгоценности невесты — помолвочном кольце. Много лет, с легкой руки компании De Beers, единственно возможным вариантом для помолвки считалось кольцо с бесцветным бриллиантом, чаще всего классической круглой огранки. Позже женихи стали дарить своим избранницам камни разной формы, и не только бриллианты, но и другие: например, Жаклин Бувье получила от Джона Кеннеди на помолвку изумруд, а принц Чарльз (нынешний британский король Карл III) подарил своей первой невесте Диане Спенсер ланкийский сапфир.
Как и любая мода, свадебная подстраивается под общие мировые тенденции. Mermaidcore, Barbiecore и прочие актуальные в 2023 году стили заметно повлияли и на наряды современных невест. Отсюда — неожиданный интерес покупательниц к подвенечным нарядам черного цвета, явно вдохновленным образами героини «Уэнсдей» в исполнении актрисы Дженны Ортеги. В эпоху соцсетей не могли не обрести актуальность и платья, будто специально созданные для съемки контента: кутюрье из Дубая Рами Аль Али, к примеру, украсил полупрозрачное платье кристаллами Swarovski, которые эффектно сверкают при записи видео для Reels и TikTok. Однако большинство все еще отдают предпочтение классическим цветам, ведь свадьба, в отличие от красных ковровых дорожек, не обязывает невест придерживаться тех или иных вечно меняющихся трендов.