В самое ближайшее время Украина собирается отменить безвизовый режим с Израилем из-за «фактически пророссийской позиции» страны и исключить израильских представителей из контактной группы по оказанию военной помощи. Дипломатический конфликт между странами разгорается не на пустом месте. Дело в том, что Израиль — один из немногих близких союзников США, который отказался занять антироссийскую позицию в украинском конфликте. И хотя Тель-Авив периодически выражает моральную поддержку украинской стороне, вводить какие-либо антироссийские санкции, а также поставлять оружие и боеприпасы в зону конфликта еврейское государство отказывается. За это критики обвиняют Израиль в нарушении моральных принципов, призывая оказать давление на Россию ради прекращения спецоперации. Почему Израиль не спешит встать на сторону Украины, какие вооружения украинские власти стремятся заполучить от своего ближневосточного партнера и чего опасаются израильтяне в контексте противостояния России с Западом, — разбиралась «Лента.ру».
Израиль встал на путь тесного сотрудничества с Россией, его представители высказывают противоречивые заявления насчет боевых действий на Украине, а гуманитарная помощь, поставляемая страной в зону вооруженного конфликта, сократилась до минимума. С такими обвинениями посольство Украины в Израиле обрушилось на своего «союзника» и партнера после полугода безуспешных попыток добиться от него хоть какой-нибудь военной поддержки.
Но результат, похоже, оказался прямо противоположным.
Граничащие с отчаянием призывы возникли не на пустом месте. Последней каплей, переполнившей чашу терпения украинских властей, стали заявления премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в интервью газете The Jerusalem Post.
Во-первых, политик рассудил, что западное оружие, которое Украина получает для противостояния Вооруженным силам России, контрабандой попадает к израильским границам. А значит, любая помощь, направленная по просьбе украинцев, рано или поздно может быть использована уже против самих дарителей.
Во-вторых, политик справедливо заметил, что в случае обострения отношений с Россией под угрозой может оказаться безопасность самого Израиля. Речь идет как о столкновении интересов в Сирии, так и о напряженных контактах с Ираном, который в последнее время наращивает военное взаимодействие с Россией.
«Наши пилоты летают рядом с российскими пилотами в небе над Сирией. И, я думаю, важно, чтобы мы сохранили свою свободу действий против попыток Ирана закрепиться в военном отношении на нашей северной границе», — заключил Беньямин Нетаньяху.
Другими словами, политик поставил национальные интересы своей страны выше коллективных европейских и тем более евроатлантических. С точки зрения Украины такие заявления лишь развязывают руки «агрессору» и усиливают его позиции на международной арене.
Главной надеждой, а впоследствии и разочарованием Украины стало израильское оружие, обладание которым теоретически могло серьезно повлиять на расклад сил в конфликте.
Каждая такая батарея может защищать территорию площадью 150 квадратных километров. В условиях регулярных авиаударов по складам и военным базам, а также хронического дефицита ПВО и ПРО украинские власти власти решили заполучить ее во что бы то ни стало.
Первые попытки получить систему были предприняты еще в середине прошлого года, но тогда Израиль ответил категоричным отказом. После к делу подключились США, главный донор Вооруженных сил Украины (ВСУ) и основной стратегический союзник страны.
Соединенные Штаты располагали как минимум двумя батареями и солидным запасом ракет к «Железному куполу», ясно обозначив желание передать их Украине для защиты от военных угроз с неба. Единственной проблемой оставалось разрешение на реэкспорт, которое Израиль, несмотря на угрозы и увещевания, также отказался предоставлять.
Однако израильские власти оказались непреклонными, основным их аргументом снова стала угроза от Ирана
«Израиль — густонаселенная страна. Число жертв с нашей стороны не так велико по одной причине: потому что "Железный купол" сбивает 95 процентов ракет, которые могут ударить по нашим населенным центрам. Если эта система попадет в руки Ирана, то миллионы израильтян останутся без защиты и будут в опасности», — уверял Беньямин Нетаньяху.
Большие надежды в этой связи украинские власти возлагали на визит в Киев министра иностранных дел Израиля Эли Коэна, который состоялся в феврале. Президент Владимир Зеленский даже угрожал отменить встречу с дипломатом, если страна заранее не пообещает публично осудить «российское вторжение», поддержать территориальную целостность Украины, ее «мирный план» урегулирования, а также одобрить кредит в размере полумиллиарда долларов.
По итогу Эли Коэн, хотя на словах и выразил Украине «моральную поддержку» и даже согласился начать переговоры о кредите на 200 миллионов долларов на восстановление гражданской инфраструктуры, не дал никаких гарантий. Ни слова о запросах Украины военной помощи сказано не было.
В конце июня посольство Украины в Израиле назовет результаты этого визита бесплодными и обвинит своего партнера в намерении наладить отношения с Россией и ее руководством.
Тем не менее российско-израильские отношения также сложно назвать теплыми: конфликт на Украине привнес в них целый ряд новых проблем.
Например, в вопросах трактовки истории. До начала специальной военной операции (СВО) сторонам удавалось добиться поразительного взаимопонимания в вопросе сохранения памяти о Второй мировой войне: израильские политики регулярно благодарили российских коллег за то, что Красная армия освободила концентрационный лагерь Освенцим, и приезжали в Москву на День памяти Холокоста, а российская сторона хвалила Израиль за «стремление сохранить историю».
Однако после начала активных боевых действий на Украине между странами вспыхнуло сразу несколько скандалов на этой почве. Поводом для первого сталоинтервью министра иностранных дел России Сергея Лаврова, где тот не исключил наличие еврейской крови у Адольфа Гитлера.
Тогда дело дошло до вызова российского посла Анатолия Викторова в Министерство иностранных дел (МИД) Израиля — в ведомстве слова Сергея Лаврова назвали непростительной и возмутительной исторической ошибкой. Министр связи Израиля Йоаз Хендель позднее возмутился, что Сергей Лавров якобы пытался «оправдать ужасные действия, которые россияне совершают на Украине».
Другой скандал вокруг исторической памяти вспыхнул в июне: тогда посол Израиля на Украине Михаил Бродский заявил, что Украина может сама выбирать своих героев — будь-то даже Степан Бандера, поскольку он в том числе «боролся за независимость страны». После этого представителя Израиля Ронена Крауса вызвали в МИД России, где дипломату напомнили, «что Россия и Израиль немало потрудились вместе над тем, чтобы дать достойный отпор попыткам переписывания истории и "прославления" приспешников нацистских карателей».
Пресс-секретарь МИД России Мария Захарова назвала позицию Михаила Бродского «проблемой МИД Израиля». «О каких "героях" может говорить Михаил Бродский? Так же и в Германии в конце 1920-х-начале 1930-х годов немецкое общество находилось в поиске своей идентичности и своих героев», — возмущалась дипломат.
Тогда в вопросе понимания истории стороны так и не сошлись. Однако словесные перепалки вряд ли могли серьезно повлиять на доверительный характер отношений, в отличие от другого вопроса, обострившегося сближения России с Ираном — непримиримым врагом еврейского государства.
Иранский вопрос — первый в списке проблем российско-израильского сотрудничества, считает проректор Тель-Авивского университета профессор Эял Зиссер.
Беспокойство израильских властей вызывают предполагаемые поставки иранских дронов в Россию, о которых не раз писали западные СМИ (при этом обе стороны эти сообщения не раз отрицали).
По сообщениям арабоязычных каналов Al Arabiya и Al Hadath, именно из-за предполагаемых поставок Израиль, предположительно, нанес удары по военному заводу в иранском городе Исфахан в январе.
При этом нельзя сказать, что Израиль сидит сложа руки: судя по всему, страна пытается всячески осложнить отношения России с Ираном, в том числе, конечно, в военной сфере. Ведь если сотрудничество стран будет укрепляться, у последнего появится более передовое оружие — а значит, и больше возможностей потеснить Израиль на Ближнем Востоке.
Например, по данным источников издания Bourse&Bazaar, еврейское государство также пытается препятствовать договоренностям России и Ирана по поставкам российских истребителей Су-35. Представители дипкорпуса и аппарата безопасности Исламской Республики обвиняют Россию в отсрочке этих поставок — якобы истребители не попадут к иранцам до конца этого года.
В израильско-российских отношениях украинский конфликт скорее усилил старые противоречия, а не стал новой причиной разногласий сам по себе. И аспект иранско-российского сотрудничества, и вопросы исторической памяти — критичные для Израиля вопросы, которые, впрочем, вносили смуту в его отношения с Россией еще до начала СВО.
Нейтралитет Израиля в вопросах вокруг специальной военной операции вызывает удивление не только у Украины, но и у чиновников из США, которые регулярно пытаются убедить самых разных союзников России ослабить сотрудничество.
Профессор Эял Зиссер в беседе с «Лентой.ру» рассказал, что главная причина, по которой Израиль сохраняет отношения с Россией, — это общие интересы стран в регионе, в частности в Сирии.
Еще в феврале этого года Беньямин Нетаньяху призвал учитывать российское военное присутствие в Сирии даже в вопросах украинского конфликта. Как отмечает газета «Коммерсантъ», многие из тех, кто связан с вопросами безопасности в Израиле, считают важным поддерживать диалог с российскими коллегами.
Хотя Россия и вывела часть войск из арабской республики, она сохраняет там свое присутствие, помогает сирийскому правительству укреплять оборону и участвует в мирном урегулировании наравне с Турцией.
Другой аспект, сохраняющий отношения между России и Израилем, — активность российской диаспоры в еврейском государстве.
По данным издания The Jerusalem Post, речь почти о 500 новых солдатах. Как объяснял депутат Государственной Думы Алексей Чепа, это может быть связано с большими размерами российской диаспоры в стране. Сами же израильтяне обращают внимание не только на это, но и на связи своей страны еще с Советским Союзом, поддержавшим образование Израиля в 1948 году.
Наконец, еще один немаловажный аспект российско-израильского сотрудничества, предохраняющий отношения от развала, — рост товарооборота. По данным израильского Центрального статистического бюро (ЦСБ) от мая 2023 года, Россия в прошлом году увеличила экспорт товаров в Израиль по сравнению с докризисным 2019 годом.
Наряду с Ираком, Казахстаном и Азербайджаном Россия является главным поставщиком сырой нефти для израильтян.
Увеличивается и объем израильских поставок в Россию. По данным прошлого года, только в экономику России Израиль вложил 280 миллионов долларов, говорил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов. В ЦСБ при этом уверяют, что только в январе еврейское государство экспортировало в Россию товаров на 64,4 миллиона долларов — на 2 процента больше, чем в январе предыдущего года.
В образовавшемся 24 февраля прошлого года треугольнике Израилю явно непросто. Однако позитивные аспекты отношений с Россией перевешивают для еврейского государства негатив, связанный с давлением США и других западных стран. К тому же, как напомнил профессор Эял Зиссер, американцы при всем желании не смогут заставить Израиль изменить себе — он не входит ни в НАТО, ни в другие крупные западные альянсы.
Израиль в контексте противостояния России и Запада, безусловно, опасается сопутствующего ущерба: ужесточения санкционных режимов, сближения российских властей с другими партнерами — теми же иранцами — и «отвлечения» от региональных конфликтов, где российская сторона продолжает играть колоссальную роль (как, например, в Сирии).
Впрочем, Израиль все равно продолжает тратить миллионы долларов на помощь Украине, пытаясь нащупать для себя золотую середину. Пока что получается.