Украина давно грезила американскими истребителями F-16 — считается, что именно их не хватает Киеву, чтобы получить преимущество в противостоянии с Россией. В середине августа США наконец одобрили реэкспорт боевых самолетов из стран-союзников на Украину. Первыми, кто решил расщедриться истребителями, о которых неустанно просил украинский президент Владимир Зеленский, стали Дания и Нидерланды. Вооруженные силы этих двух королевств принимали участие во всех значимых операциях стран Запада последних лет. Но смогут ли инструкторы из этих государств научить украинских летчиков противостоять российским военно-космическим силам и зенитным ракетным комплексам? «Лента.ру» попыталась разобраться, какой военный опыт имеют ВВС Дании и Нидерландов и почему именно они первыми решились поставить Украине истребители.
«Коалиция истребителей»
Государства, которые решили поставлять Украине F-16, а также обучать украинских военных летчиков использовать эту технику, неофициально называют «коалицией истребителей». Коалиция появилась еще в мае нынешнего года. Ее создателями стали Великобритания и Нидерланды. В конце весны главы правительств двух стран Риши Сунак и Марк Рютте договорились, что будут работать над созданием международной коалиции, чтобы предоставить Украине боевые возможности авиации, поддерживая ее во всем, от обучения до закупки самолетов F-16.
К середине июля «коалиция истребителей» расширилась до 11 государств. В нее, помимо уже упомянутых двух стран, вошли, например, Польша, Норвегия, Бельгия и Португалия. Причем власти Дании и Нидерландов заявили о намерении возглавить эту коалицию. Они же предприняли и первые шаги по оснащению вооруженных сил Украины искомыми F-16: решили передать несколько десятков (точная цифра неизвестна до сих пор) боевых самолетов данной модели украинской армии.
Среди причин, которые подтолкнули Данию и Нидерланды первыми включиться в процесс передачи Киеву F-16, могут быть их личные притязания к России. В частности, у Копенгагена не решен спор с Москвой по поводу Северных морей. Дания за счет владения гигантским островом Гренландия входит в число стран, заявляющих свои права на богатый ресурсами арктический шельф, и претендует там на 1 миллион квадратных километров. На некоторых участках заявленная ею территория пересекается с участками, заявленными Россией.
Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране. На различные участки дна Северного Ледовитого океана претендуют Канада, Дания, Норвегия, Россия и США. Интерес государств к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержатся 83 миллиарда тонн условного топлива, из них около 80 процентов приходятся на долю Баренцева и Карского морей. При этом вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и газа на практически неизученных зонах шельфа очень высока.
Что касается Нидерландов, то в нидерландском городе Гаага расположен окружной суд, который выносил решение по сбитому 17 июля 2014 года на востоке Украины малазийскому Boeing 777. В этом самолете летели 192 гражданина Нидерландов. Суд Гааги 17 ноября 2022 года признал виновными в катастрофе граждан России Игоря Гиркина (Стрелков), Сергея Дубинского и Олега Пулатова. Москва же отказалась экстрадировать этих граждан для отбытия наказания в Нидерландах.
Этим в том числе может объясняться стремление двух королевств поскорее помочь враждующей с Россией Украине.
Остальные участники «коалиции истребителей» к настоящему времени заявили лишь о готовности так или иначе участвовать в подготовке украинских военных летчиков. По оценкам специалистов, курс такой подготовки может занимать почти год. 11 августа газета The Washington Post писала, что первый этап обучения пройдут лишь шесть украинских пилотов. Малое количество обучающихся связано с нехваткой инструкторов. При этом, как рассказали изданию украинские источники, сперва летчикам предстоит закончить четырехмесячные языковые курсы, в ходе которых они освоят все необходимые технические термины, связанные с истребителями F-16, а уже затем начнется сама полугодовая программа боевой подготовки.
Официальные лица высказывают более оптимистичные оценки. В Министерстве обороны Нидерландов рассчитывают, что подготовка украинских летчиков займет шесть-восемь месяцев. Таким образом, первая группа пилотов будет готова к февралю 2024 года. А уже весной истребители F-16 могут появиться на фронте.
Но дело не только в самой подготовке украинских летчиков техническим аспектам управления F-16. Гораздо важнее: имеется ли у инструкторов «коалиции истребителей» необходимый опыт для ВСУ. Возглавляющие коалицию Дания и Нидерланды активно участвовали в основных вооруженных конфликтах последнего времени, в том числе применяли свою авиацию. Насколько актуален опыт их вооруженных сил в условиях специальной военной операции (СВО)?
Маленькое, но вездесущее королевство
Датская армия, несмотря на свою малочисленность, принимала участие в операциях в Афганистане, Мали, Ираке и бомбардировках сил Муаммара Каддафи в Ливии в 2011 году.
человек работают в вооруженных силах Дании, из них только 14 700 — военнослужащие, остальные 4800 — гражданские лица
К операции в Афганистане датчане подключились почти с самого ее начала. Армия США вместе с силами Северного альянса начала наступление на радикальное движение «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация), контролировавшее большую часть Афганистана, в октябре 2001 года.
Датские военнослужащие появились в этой стране спустя несколько месяцев. Уже в марте 2002 года они принимали участие в боевых действиях совместно с контингентами США и Канады против талибов, отрядов «Аль-Каиды» и «Исламского движения Узбекистана» (обе признаны террористическими организациями и запрещены на территории России). В октябре 2002 года на киргизскую авиабазу Манас, которой с 2002 по 2009 год пользовались США и их союзники для нанесения ударов на афганской территории, прибыли шесть датских F-16. До 2013 года, когда из Афганистана была выведена основная часть датского контингента, самолеты королевства 900 раз успели вылететь из Манаса для участия в боевых миссиях.
После июля 2013 года в Афганистане остались около 300 датских военных, чтобы готовить местные полицейские силы, спецподразделения и обслуживать бронетехнику, которую проамериканскому афганскому правительству предоставили страны Запада. Основным местом базирования военнослужащих королевства в указанный период являлась афганская столица Кабул.
Несмотря на небольшие потери (43 военнослужащих были убиты с 2002 по 2021 год и чуть больше двух сотен ранены), значительная часть датского общества негативно воспринимала участие своих военных в боевых действиях на афганской территории. Вернувшиеся в свое королевство военные сталкивались с серьезными психологическими проблемами, некоторые спивались или расставались с жизнью. Последствиям участия в боевых действиях на территории Афганистана посвящен, например, датский фильм «Рыцари справедливости» 2020 года.
Окончательно датские военные покинули Афганистан вместе с другими иностранными войсками летом 2021 года, когда талибы без боя захватили Кабул и большую часть афганских провинций.
Миссия в Ираке для военнослужащих Дании началась в 2003 году и продолжалась четыре года. Максимальной численности за это время королевский контингент достигал в начале 2005 года — 545 военнослужащих. В контингент входили пехотные подразделения и авиагруппа в составе четырех вертолетов. Контингент включили в состав британских войск, основной его задачей было обучение иракских военных и полицейских и охрана грузовых колонн.
Снова датские военные появились в Ираке в 2014 году, когда террористическая организация «Исламское государство» (запрещена на территории России) захватила почти треть страны, включая второй по численности населения город Мосул. На этот раз в операциях против террористов принимали участие королевские F-16. Они вылетали с американской авиабазы в Кувейте для нанесения ударов по предполагаемым объектам террористов.
Весной 2011-го датские королевские военно-воздушные силы (ВВС) вместе с другими самолетами западной коалиции совершали вылеты с острова Сицилия для нанесения ударов по силам Муаммара Каддафи в Ливии. За полгода (до октября 2011 года) датские F-16 совершили 599 боевых вылетов и сбросили почти тысячу управляемых боеприпасов на ливийскую территорию. После расправы над Каддафи операция иностранных ВВС была свернута.
В Мали датчане оказались в 2014-м. Совместно с рядом других европейских стран они на основании мандата ООН принимали участие в операциях против местных исламских радикалов. ВВС королевства выделили один военно-грузовой самолет для доставки военных грузов. Кроме того, несколько десятков спецназовцев принимали участие в отдельных миссиях совместно с другими иностранными военными. В 2022 году датчане покинули Мали.
Если суммировать, то самой значительной для датчан войной последнего времени стала война в Афганистане. Именно в ней королевские военнослужащие приняли самое активное и значительное участие.
Впрочем, стоит отметить и участие датских ВВС в бомбардировках Ливии. Благодаря авиаударам западной авиации ливийским мятежникам в итоге удалось свергнуть и убить Каддафи. Однако и в Афганистане, и в Ливии военные летчики Дании фактически не сталкивались с серьезным противодействием. В Афганистане была по сути «игра в одни ворота»: талибы и их союзники не обладали никакими серьезными средствами, чтобы противостоять истребителям и бомбардировщикам иностранных войск и афганского правительства. В Ливии иностранной авиации противодействовали лишь весьма устаревшие советские средства ПВО.
Летят там, где не достанут
В XXI веке ВВС королевства Нидерланды принимали участие в тех же войнах, что и датские военные летчики: Афганистан, Ирак, Ливия и Мали. Были еще несколько миротворческих миссий по мандату ООН, которые вряд ли можно считать значимым опытом, — например, миссия в Южном Судане, где иностранные военные главным образом охраняли сами себя.
В Афганистан нидерландское правительство отправило своих военных в 2003 году. Три года спустя в центральной провинции Урузган была даже построена отдельная база для нидерландского контингента — Kamp Holland. Средняя численность военнослужащих базы составляла около 1200 нидерландских и 400 австралийских солдат и офицеров. Их основная миссия заключалась в обеспечении безопасности в административном центре провинции и окрестностях, а также в попытках убедить местное население участвовать в проектах по восстановлению Афганистана.
Авиаподдержку базе оказывало подразделение королевских ВВС, в которое входили вертолеты. Потери нидерландских военных с 2006 по 2010 год (в том году база была передана афганским проправительственным силам) в весьма неспокойном Урузгане составили 24 убитых и 140 раненых. База была захвачена талибами без боя в августе 2021 года, когда иностранные силы спешно покидали страну.
С 2010 года нидерландские военные сделали акцент на подготовке афганских полицейских. Значимого участия в боевых действиях в стране европейцы не принимали. Участвовали в эвакуации иностранцев и афганцев в августе 2021-го из Кабула, и на этом их деятельность в неспокойной стране завершилась
В Ираке военнослужащие нидерландского королевства принимали участие в боевых действиях с 2003 года. Спустя два года королевский контингент свернул свою миссию. Осенью 2014 года восемь нидерландских F-16 участвовали в ударах по силам ИГ в Ираке в составе международной коалиции. Боевые самолеты вылетали с безопасной базы Аль-Салти в Иордании. Потерь они не понесли, самолеты также остались неуязвимы для террористов, которые номинально обладали советскими зенитными ракетными комплексами. Правда, подтверждения, что эти комплексы были в рабочем состоянии, нет.
Также с февраля 2016 года нидерландские ВВС наносят удары с баз в Иордании по Сирии. Законное правительство Сирии, кстати, считает это нарушением своего суверенитета. Для бомбардировок используются самолеты типа F-16. Однако об эффективности их использования судить трудно, так как они, как правило, вылетают в составе многонациональных авиазвеньев.
Самой значимой проверкой качества работы нидерландских ВВС в войнах последних десятилетий стала операция стран Запада против Югославии в 1999 году. Тогда нидерландский F-16 вступил в бой с югославским МиГ-29 и одержал победу. Машина советской разработки была сбита. Это был очень редкий случай непосредственного боевого столкновения ВВС западной коалиции и югославской авиации.
***
Суммируя опыт двух королевств в конфликтах последних лет, можно утверждать — опытом, чтобы противостоять современным системам ПВО и самолетам ВКС России, они не имеют. Королевства задействовали свои авиасилы исключительно при подавляющем превосходстве в воздухе. Летчики королевств могут поделиться знаниями в управлении F-16, но научить, как использовать их именно против российской армии в зоне СВО, не смогут.
24 августа о намерении передать Украине самолеты F-16 объявила Норвегия. Но опыт этого, третьего, королевства схож с опытом Дании и Нидерландов. Какую роль смогут сыграть указанные самолеты на поле боя (если они все же действительно дойдут до ВСУ), можно будет судить лишь по факту. Ведь и российские войска готовятся противостоять западным образцам боевой авиации.