Что такое поколение Z: особенности и характер «цифровых» детей
Эдуард Юсупов
Представители поколения Z или зумеры — это молодые люди, которые не помнят свою жизнь без мобильных телефонов — их считают зависимыми от интернета и неспособными фокусироваться. Согласно теории поколений, всех «цифровых аборигенов» (еще одно название этой возрастной группы) объединяют и другие общие черты характера. «Лента.ру» рассказывает, что такое поколение Z, какими особенностями на самом деле обладают его представители и как гаджеты влияют на их жизнь.
Что такое поколение Z?
Поколением Z называют людей, которые родились с конца 1990-х до начала 2010-х годов. В современном медиапространстве за представителями этого поколения закрепилось название «зумеры», также их иногда называют «зетами» или «центениалами».
Поколенческая классификация стала популярной в начале 90-х годов прошлого века. Авторами теории стали американские историки и социологи Нил Хоув и Уильям Штраус. Их исследовательский подход в беседе с «Лентой.ру» объяснила школьный психолог Анастасия Варламова.
Как работает теория поколений?
Согласно теории поколений, люди, родившиеся в определенный временной период, обладают схожими чертами поведения. Исторический контекст, который окружает представителей каждого поколения, формирует их социально-психологические черты. При этом эти черты универсальны для каждого представителя возрастной группы.
Согласно теории Штрауса и Хоува, смена поколений происходит раз в 15-20 лет
Люди же, рожденные на стыке поколений, образуют пограничную группу — период «пограничья» составляет три-пять лет. Они могут обладать чертами как своего, так и предыдущего или последующего поколения.
Стоит отметить, что эта классификация относится прежде всего к американскому обществу — ведь книги Штрауса и Хоува были написаны именно про США. Кроме того, схожие поколенческие циклы исследователи нашли и в ряде других развитых стран.
Как классифицируются поколения?
Беби-бумеры (или просто «бумеры») — люди, родившиеся с 1946-го по 1963 год. Их детство прошло после окончания Второй мировой войны, а само название поколения возникло из-за резкого взлета рождаемости в послевоенные годы. Бэби-бумеры — оптимистичные и патриотичные трудоголики. Они ставят работу превыше всего, с возрастом становятся консервативными и отстаивают личную стабильность.
Поколение X (или «иксы») — люди , родившиеся с 1964-го по 1980 год. Характер этой возрастной группы сформировали спад в экономике, переоценка семейных ценностей и перестройка привычного образа жизни — для российских «иксов», например, таким событием стал распад СССР. «Иксы» — прагматичные и скептически настроенные ко всему индивидуалисты. Уделяют много внимания материальным ценностям. Выказывают недоверие к власти, но при этом чаще всего остаются аполитичными.
Поколение Y (или «миллениалы») — люди, родившиеся с 1981-го по 1996 год. На формирование этого поколения повлияла относительно спокойная мировая обстановка и быстрое развитие технологий. Миллениалы — эгоцентричные, любящие комфорт люди. Они ценят собственную свободу и делают акцент не на карьерном росте, а на саморазвитии. Людей из этой возрастной группы иногда называют «поколением Питера Пэна» — миллениалы не спешат взрослеть и гораздо дольше живут с родителями.
Поколение Z (или «зумеры») — люди, родившиеся с 1997-го по 2012 год, в условиях глобальной цифровизации общества. Зумеры с раннего детства сильно привязаны к гаджетам, формируют картину мира и взгляды на жизнь на основании рекомендаций друзей и лидеров мнений. Представители этого поколения стараются всегда быть на связи с друзьями. Они считаются вдумчивыми и экономными, бережно относятся к природным ресурсам и следят за собственным ментальным здоровьем.
Поколение альфа — люди, родившиеся с 2010-го по 2024 год. Термин «поколение альфа» предложил австралийский исследователь Марк МакКриндл. Характеристики этого поколения на сегодняшний день сложно полноценно исследовать, однако уже известно, что дети «поколения альфа» считают главной ценностью служение высоким целям, а также не представляют своей жизни без современных технологий.
При этом теория поколений подразумевает цикличность и повторяется примерно каждые 80 лет — это значит, что основные ценности у новых поколений будут частично совпадать с ценностями поколения, которое появилось 80 лет назад.
Обратите внимание, что границы поколений невозможно определить со стопроцентной точностью. В зависимости от конкретной страны поколенческие рамки могут сдвигаться на пять-шесть лет. В России, например, поколение Z возникло не в конце 1990-х, а в 2000 году. Людей, рожденных примерно между 1997-м и 2002 годом, относят к переходному поколению, так называемым «зиллениалам».
В России к поколению Z относят людей, которые родились после 2000 года
Три главных особенности поколения Z
Тесная связь с гаджетами
Школьный психолог Анастасия Варламова подчеркивает, что одной из ключевых особенностей зумеров является их привязанность к гаджетам буквально с рождения. «Наверняка многие из нас слышали мнение о том, что дети поколения Z сначала освоили мобильный телефон, а затем уже научились ходить и разговаривать», — рассказывает она.
По мнению специалиста, цифровизация затрагивает все сферы деятельности поколения Z: такие люди предпочитают общение в Сети, удаленную работу и учебу, а также покупают товары и услуги онлайн. Зумеры не всегда разделяют виртуальный и реальный мир — для них интернет является неотрывной частью реальной жизни.
Однако психолог не считает это проблемой, которая негативно влияет на качество жизни. «Будем честны, практически каждый из нас, не только зумеры, просыпается и засыпает с телефоном, так как смартфон является нашим продолжением — в нем общение, работа, интересы и отдых. Но любому человеку необходимо соблюдать гигиену сна и отдыха, в том числе и от гаджетов», — объясняет Варламова.
При этом слишком активное использование смартфонов, которое характерно для многих представителей поколения Z, способно спровоцировать серьезные проблемы. Так, например, бесконтрольное потребление контента в соцсетях может привести к синдрому упущенной выгоды.
Клиповое мышление и многозадачность
Зумеры привыклиодновременно сидеть в социальных сетях и поддерживать беседу или заниматься другими делами. Одновременно со скроллингом ленты они могут говорить по телефону, слушать музыку или принимать пищу.
92%
зумеров
сидят в интернете параллельно с другими делами, по данным компании Squarespace
Еще одна отличительная черта представителей поколения Z — так называемое клиповое мышление. Анастасия Варламова объясняет, что современным детям и правда легче воспринимать новое через короткие формы и яркие образы. Однако это не значит, что зумеры хуже запоминают информацию и не умеют ее обрабатывать, успокаивает специалист.
При этом именно из-за клипового мышления зумеры не всегда могут составить в голове полную картину происходящего в реальной жизни — они привыкли ориентироваться на новостные заголовки и пропускать сами новости.
Также у представителей поколения Z зачастую наблюдаются проблемы с концентрацией, критическим мышлением и глубоким анализом.
Как клиповое мышление влияет на учебу зумеров?
Варламова уверена, что важная задача представителей старшего поколения — адаптировать свои знания под современные реалии, чтобы донести их до зумеров в понятной форме. Она рассказывает: «Одна из главных задач — научить детей добывать информацию самостоятельно, применяя гаджеты не только для игр и развлечений. Учителя все чаще используют на уроках различные образовательные платформы, могут предложить ученикам самостоятельно найти информацию по изучаемой теме с помощью смартфона или воспользоваться QR-кодом, который перенесет учеников на необходимый ресурс».
При этом школьные учителя стремятся удержать внимание детей в процессе урока — для взаимодействия с зумерами они используют много визуального материала.
Какой визуальный материал лучше всего воспринимают современные школьники:
Поскольку зумеры выросли в мире интернета, у них есть мгновенный доступ к любой информации. Люди поколения Z способны работать с большим количеством данных — это позволяет им стать более независимыми и свободными от предрассудков, чем их родители, бабушки и дедушки.
При этом зумеров гораздо сильнее волнует мировая несправедливость: это касается как обычных проблем в школе и дома, так и глобальных, таких как изменение климата.
При этом зумеры активно используют гаджеты, чтобы выражать свою позицию — социальные сети они называют инструментом гласности.
Какие еще отличительные черты есть у зумеров?
Умеют копить — по данным исследований, представители поколения Z в России лучше всего подготовлены к кризису. Большинство зумеров имеют собственные сбережения, больше половины из них старается получать доход сразу из нескольких источников и ведет учет доходов и расходов.
Амбициозны — на сегодняшний день зумеров считают самым амбициозным поколением. Большинство «зетов» задумывается о создании собственного бизнеса и стремятся влиять на мир с помощью своей работы.
Не торопятся заводить семью — большинство зумеров хочет иметь семью примерно к 27 годам.
Поддерживают инклюзивность — представители поколения Z стремятся сделать пространство вокруг себя более толерантным и готовы оказывать поддержку нуждающимся.
Заботятся о своем здоровье — зумеры поддерживают свое ментальное и физическое здоровье, стараются свести к минимуму употребление алкоголя и табачной продукции.