На саммите Cop28 в Дубае человечество предупредили о приближении необратимых климатических катастроф, наступление которых возможно еще до 2030 года. Среди них исследователи назвали разрушение больших ледниковых щитов в Гренландии и Западной Антарктике, обширное таяние вечной мерзлоты, гибель коралловых рифов в теплых водах и мангровых зарослей. Из-за большого числа парниковых выбросов планета нагревается слишком быстро, и даже Парижское соглашение, направленное на удержание прироста глобальной температуры в границах 1,5 градуса, не является достаточно эффективной мерой при резком потеплении. Как разные страны искали «реалистичные подходы» к снижению выбросов и сколько денег договорились выделить странам Юга на компенсацию перенесенных климатических невзгод — в материале «Ленты.ру».
Из-за глобального потепления миру грозят пять климатических переломов, последствия которых будут необратимыми. И произойти они могут не в отдаленной перспективе, а еще до 2030 года. Об этом ученые из проекта Global Tipping Points предупредили на Всемирном климатическом саммите COP28, важнейшем мероприятии по климату, которое в этом году прошло в Дубае.
Увеличение общей температуры на Земле на 1,5–2 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня рискует повлечь за собой уничтожение целых экосистем и сельскохозяйственных культур, рассказали исследователи. Среди главных климатических угроз они назвали разрушение больших ледниковых щитов в Гренландии и Западной Антарктике, повсеместное таяние вечной мерзлоты, гибель коралловых рифов в теплых водах и мангровых зарослей, нарушение естественной циркуляции воздуха в Северной Атлантике.
Высоким, по их словам, является и риск срабатывания «эффекта домино». К примеру, разрушения ледников Гренландии могут замедлить циркуляцию Атлантического океана, а это усилит эффект Эль-Ниньо. В результате этого феномена экваториальная часть Тихого океана становится теплее обычного, что влияет на климат всей Земли. Среди других неприятных последствий — массовая миграция населения из ряда регионов, политический и финансовый коллапсы.
Несмотря на предпринимаемые миром усилия, пока целевые показатели выбросов говорят о том, что к концу столетия планета нагреется на 2,5 градуса, заявили на COP28 исследователи из Climate Action Tracker (группа занимается мониторингом действий по сокращению выбросов парниковых газов).
Риски такого сценария высоки, несмотря на Парижское соглашение по климату 2015 года. В нем сразу 197 стран, включая Россию, договорились удерживать порог потепления в пределах 1,5–2 градусов Цельсия. Причем обязательства по сокращению выбросов парниковых газов взяли на себя все страны-участницы Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК), а не только развитые страны и страны с переходной экономикой.
С предыдущего климатического саммита прошло чуть больше года, и за это время было поставлено сразу несколько новых температурных рекордов. Июль 2023 года стал самым жарким, а ноябрь — самым теплым ноябрем в истории.
По прогнозам европейской службы по изменению климата «Коперник» (Copernicus), самым теплым за всю историю метеонаблюдений должен стать и весь 2023 год. Средняя глобальная температура с января по ноябрь достигла максимальной отметки — она на 1,46 градуса Цельсия выше, чем показатели за 1850-1900 годы. Однако такие рекорды несут в себе «ужасные последствия для людей и планеты», предупредила замдиректора службы Саманта Берджесс.
Сильнее всего от аномальной жары этим летом страдали страны Средиземноморья. В Турции и Греции из-за возгорания лесов пришлось эвакуировать туристов — пламя подбиралось к отелям, местные пляжи обволакивал дым. Резкий подъем дневных и ночных температур был зафиксирован также во Франции, Испании, Германии, Италии и Польше. Туристы страдали от тепловых ударов, сразу в десяти итальянских городах был введен высший уровень метеоопасности.
Затем рекордная жара пришла в Россию. В начале августа температура воздуха в Москве прогревалась до плюс 31,4 градуса, а за самым жарким днем в столице последовала вторая за лето тропическая ночь. В дальнейшем жара, сопровождаемая дефицитом осадков, накрыла большинство регионов, в том числе в центральной полосе, Поволжье и на Урале.
В сентябре циклон «Даниэль» добрался до Ливии и Омана. Особенно сильно от разрушений пострадал город Дерна, где из-за прорыва плотин в воду погрузились целые кварталы, 20 тысяч человек погибли в результате наводнения, а еще 10 тысяч пропали без вести.
«Ужасающее воздействие ужасной жары» комментировал и генсек ООН Антониу Гутерриш. По его словам, человечество «открыло врата в ад» и движется к «опасному и нестабильному миру», а совместные действия стран по борьбе с изменением климата являются «ничтожными» в сравнении с масштабом проблемы.
Смертельные потери и огромный ущерб, причиняемый странам третьего мира изменениями климата, выглядят особенно несправедливыми на фоне того, что сами они наносят наименьший урон экологии, заявил руководитель Управления по координации гуманитарных вопросов ООН Мартин Гриффитс. Некоторые регионы из-за аномальной жары в ближайшие годы просто станут непригодными для проживания, следует из совместного доклада ООН и Красного Креста. Особенно эта проблема касается Сахеля, стран Африканского Рога (Сомали, Эфиопия, Эритрея и Джибути), юго-западной части Азии.
В рамках прошлого саммита CОР27 его участники договорились о создании Фонда ООН для возмещения потерь и ущерба от изменения климата развивающимся государствам. Тогда стороны разошлись в оценках того, нужно ли компенсировать все потери, понесенные странами Юга за время глобального потепления, или только новые разрушения (за последнее выступали страны Запада). Пожертвования должны носить добровольный характер, а выделяемые средства тщательно контролироваться, настаивал Вашингтон. В ноябре 2023-го условия США были фактически приняты: стороны договорились разместить фонд в структурах Всемирного банка.
«Мы все знаем, что ключевой фактор успеха во всей климатической повестке — это финансирование. Слишком долго оно было недоступным», — заметил министр промышленности и передовых технологий ОАЭ, председатель COP28 Султан бен Ахмед аль-Джабер, открывая саммит в Дубае. Чтобы не заставлять страны Глобального Юга (к ним обычно относят государства Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, тихоокеанских островов, а также развивающиеся страны Азии) выбирать между экономическим развитием и климатической активностью, нужно открыть им доступ к финансированию зеленой повестки, дал понять он.
Вслед за этим ОАЭ объявили о создании фонда Alterra, направленного на борьбу с климатическими изменениями. Сами Эмираты инвестируют в него 30 миллиардов долларов, из которых одну шестую часть направят на поддержку стран Глобального Юга. В свою очередь, глава Всемирного банка (ВБ) Аджай Банга сообщил, что финансовая организация почти на четверть, до 40 миллиардов долларов в год, увеличит объем финансирования, выделяемого на борьбу с изменениями климата и адаптацию к ним. Всего за первые пять дней конференции было мобилизовано более 83 миллиардов долларов, а общая сумма взносов в фонд помощи бедным странам к 6 декабря достигла 726 миллионов долларов.
Не обошлось и без споров. Выделить средства в фонд возмещения ущерба согласились 18 государств, включая Германию и Японию. Но Китай и Индия выступили против. Представители этих стран заявили, что высокие уровни выбросов для них являются относительно недавним явлением — в отличие от тех же Великобритании и США. Они также заметили, что являются развивающимися странами, а значит, сами имеют право претендовать на средства фонда.
Перечень развитых и развивающихся стран определен Рамочной конвенцией ООН об изменениях климата, подписанной в 1992 году. Этой весной США уже предприняли попытку лишить Китай статуса развивающейся страны и соответствующих преференций. Закон, обязывающий госсекретаря добиваться изменения статуса Китая в международных организациях, единогласно приняла Палата представителей Штатов. Экономика КНР по размерам уступает лишь экономике Штатов, а значит, ей нужно присвоить статус развитой страны, пояснила автор законопроекта Янг Ким.
Россия рассматривает возможность финансирования нового Фонда ООН для возмещения потерь и ущерба от изменения климата развивающимся государствам за счет замороженных национальных резервов, рассказал на COP28 спецпредставитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
Позиции стран по отказу от ископаемого топлива также разошлись. Посланник США по вопросам климата Джон Керри заявил, что страна откажется от угольной энергетики, и все существующие угольные электростанции Штатов будут постепенно выведены из эксплуатации. Следовать этому примеру он призвал и остальных. Однако Индия отказалась подписывать утвержденное 118 странами соглашение о развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Страна не готова распрощаться с углем в обозримом будущем, дал понять первый замглавы индийского МИД Винай Мохан Кватра.
Султан бен Ахмед аль-Джабер также указал на отсутствие достоверных данных о том, что прекращение использования ископаемого топлива поможет удержать глобальное потепление в границах 1,5 градуса. Постепенное сокращение объемов такого топлива неизбежно, но миру по-прежнему нужны будут источники энергии, заявил Аль-Джабер. На данную тему он призвал смотреть «серьезно и прагматично».
Как писал ранее WSJ, сложности намечаются также в Южной Африке и Индонезии. Сомнения стран в экономической целесообразности быстрого отказа от угля ставят под угрозу срыва ранее данные ими обязательства в области энергетического перехода (just energy transition partnerships, JETP). Эти страны полагаются на уголь не только для производства электроэнергии, но и для предоставления рабочих мест десяткам тысяч шахтеров. Уголь поддерживает местную экономику и промышленность.
Помимо прочего, заявленные в Парижском соглашении цели идут несколько вразрез с увеличением мировых субсидий на ископаемое топливо. В прошлом году их объем достиг рекордных 7 триллионов долларов, следует из отчета Международного валютного фонда (МВФ).
Российская сторона на саммите также планировала отстаивать отсутствие необходимости принуждения к отказу от каких-либо видов топлива. Такой позиции придерживается и научный мир, и деловое сообщество, и гражданское общество страны, рассказали российские ученые в публикации, подготовленной в преддверии COP28. В ее подготовке были задействованы представители Проектного офиса развития Арктики, Общественного совета при Минприроды и Общественного совета при Росгидромете. Экспертное сообщество и государство сходятся в понимании, что долгосрочное решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств мира и под пристальным вниманием научного сообщества и общественных организаций, указали они.
«Мы ожидаем, что риторика российской делегации в Дубае будет отражать ключевые принципы, учтенные в новой Климатической доктрине нашей страны, подписанной президентом РФ 26 октября этого года», — пояснили авторы доклада. Достичь углеродной нейтральности Россия, согласно данной доктрине, планирует не позднее 2060 года, а проблема изменений климата в ней охарактеризована как «один из самых серьезных вызовов XXI века».
К 2030 году страна намерена удвоить мощности возобновляемых источников энергии, с 6 ГВт до 12 ГВт, рассказал на COP28 первый замминистра экономического развития России Илья Торосов. За это время доля зеленой энергетики в стране вырастет до 39,7 процента (с текущих 37,8 процента). Половину прироста планируется реализовать за счет удвоения производства из возобновляемых источников энергии.
Уже в кулуарах СOP28 замминистра экономического развития России Владимир Ильичев сообщил о позитивных изменениях в позициях стран-участниц саммита в определении климатических обязательств. Они становятся более рациональными и сдержанными, дал понять он. «Потихоньку, на наш взгляд, приходит понимание, что те амбициозные цели, которые ставятся, должны относиться с реальностью. И что в любом случае без определенных видов энергии достичь этих целей не получится», — отметил замминистра.
Среди других положительных моментов саммита спикер выделил инициативу утроить мощности ядерной энергетики к 2050 году (относительно базового 2020 года). В пользу этого высказались 22 страны, включая США, Канаду, Японию, Францию, Великобританию и ОАЭ.
В то же время ситуация со статусом газа остается сложной, дал понять Ильичев. Ряд стран не готовы воспринимать его как топливо, без которого невозможно осуществить энергопереход, рассказал представитель Минэкономразвития. Российская же сторона настаивала на том, что газ стоит рассматривать как транзитное топливо с наименьшими показателями выбросов.
Принятие итогового проекта 28-й Конференции шло сложно. О планах заблокировать документ, если в него войдет положение о постепенном отказе от ископаемых видов топлива, предупредил, в частности, источник в Саудовской Аравии. Такой подход не только создаст угрозу для стран, экономическое развитие которых зависит от экспорта углеводородов, но и вызовет негативные последствия для энергобезопасности всего мира, заметил он. Найти реалистичные подходы к сокращению выбросов призвал участников конференции и генсек ОПЕК. Страны ЕС же настаивали на полном отказе от ископаемого топлива.
Судя по всему, сторонникам рационального подхода все-таки удалось настоять на своем. В опубликованном в понедельник проекте итогового документа не оказалось положения о полном отказе от углеводородов. В нем говорится лишь об «уменьшении их потребления и производства» с целью достижения углеродной нейтральности к 2050 году. В описании проекта отмечено, что он был предложен председателем COP28 Султаном бен Ахмедом аль-Джабером. Похоже, финансовый вклад, который ОАЭ собрались внести в решение общей проблемы, оказался значимым аргументом для участников COP28.