«Мы немного побаивались» Индонезия — это не только райские пляжи. Чего стоит остерегаться туристам из России?
Российские путешественники описали Джакарту фразой «пробки, грязь и пыль»
Мария Борисова
В последние годы Бали обрел бешеную популярность у российских туристов. Кто-то едет туда за райскими пляжами и незабываемыми закатами, другие преисполняются познаний в йога-ретритах, многие остаются зимовать вдали от угрюмых мегаполисов. Однако забравший на себя все внимание Бали — лишь один из 18 тысяч островов Индонезии. Остальную часть этой огромной страны россияне изучили гораздо хуже — а зря. Она удивляет древними храмами, кислотными озерами в жерлах вулканов, красочными коралловыми рифами и побережьями с розовым песком. В то же время Индонезия многогранна: стоит забрести чуть дальше туристических зон, и можно увидеть беспросветную нищету, преступность и терзающие страну конфликты. Какие природные жемчужины готова предложить Индонезия пытливым путешественникам? С какими трудностями они могут столкнуться в пути и так ли безопасна гостеприимная и солнечная страна для туристов? Разбиралась «Лента.ру».
Незнакомая Индонезия
Остров Ява: колыбель религий
Для кого-то может стать неожиданностью то, что подавляющее большинство населения Индонезии исповедует ислам, а каждый десятый относит себя к католикам или протестантам (отголоски колониального прошлого, когда она была владением Нидерландов). Но так было не всегда. На территории страны располагаются крупнейшие в мире индуистские и буддистские святыни, а чтобы увидеть их, необходимо отправиться на остров Ява.
Прамбанан ― второй в мире по величине индуистский храм после Ангкор Вата в Камбодже. С его возникновением связана красивая легенда. Когда-то жила на свете прекрасная принцесса Лоро Джонгранг (в переводе ― «стройная дева»). Принц Бондовосо без памяти влюбился в нее, но девушка не захотела стать его женой, ведь в борьбе за власть он убил ее отца. Красавица боялась разгневать принца прямым отказом и решилась на хитрость. Она попросила жениха подарить ей на свадьбу храм с тысячей статуй богов, а построить его нужно было за одну ночь. Бондовосо обратился за помощью к темным силам и воздвиг 999 скульптур. Испуганная Лоро Джонгранг попыталась помешать принцу, за что тот превратил ее в последнюю статую. Так она и стоит до сих пор, облаченная в камень, в образе богини-воительницы Дурги, которая сражается с демонами и защищает мировой порядок. Статую почитают особо, хотя она и не является центральной в храме. Во все времена ей приносили жертвы цветами, благовониями, деньгами.
Совсем недалеко от Прамбанана находится крупнейший в мире храмовый комплекс буддистов. Причем строили эти памятники архитектуры практически одновременно, в VIII-IX веках нашей эры, а сейчас оба включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Существование Боробудура ― храма множества Будд ― окутано множеством загадок. Предположительно, комплекс символизировал цветок лотоса и находился посреди озера, которое то ли было засыпано, то ли пропало по иным причинам.
Храм Боробудур сотни лет был погребен под землей, а в XIX веке буквально восстал из пепла
Дело в том, что Боробудур расположен недалеко от вулкана Мерапи. Считается, что храм засыпало в результате извержения в 1006 году. Нашли и откопали его только во времена колонизации.
Опытные путешественники советуют посещать Боробудур рано утром, чтобы избежать толп туристов и встретить рассвет с потрясающим видом на покрытые лесами холмы. Добраться до обоих храмовых комплексов удобнее всего из города Джокьякарта, который считается центром яванского изобразительного искусства. Туда летают самолеты из индонезийской столицы Джакарты и главного города Бали ― Денпасара, а также ходят поезда и автобусы. Отели и турфирмы предлагают экскурсионные туры, хотя путешествовать по Яве можно и самостоятельно (но нужно быть готовым к напряженному трафику и переполненным автобусам).
Что еще стоит посмотреть на Яве
Флорес и Комодо: «хоббиты», вараны и розовый песок
Отдельного путешествия заслуживает остров Флорес, куда можно долететь или доплыть на пароме с Бали. Там достаточно развита туристическая инфраструктура, есть чистые пляжи с возможностями для зрелищного дайвинга. Вдали от насиженных мест находятся аутентичные этнические деревни. Например, их много вблизи городка Баджава, где расположены колоритный рынок, горячие источники и водопады.
Также туристов притягивает возможность подняться на спящий вулкан Келимуту. Три его кратера заполнены водой разного цвета, который к тому же постоянно меняется. В окрестностях Рутенга находится сталактитовая пещера Лианг Буа ― пристанище «хоббитов», первобытных людей маленького роста. Еще одна достопримечательность Флореса ― рисовые плантации, которые по форме напоминают паутину.
Чтобы успеть увидеть все жемчужины Флореса, поездке стоит уделить минимум несколько дней. Тем более рядом находится другой примечательный остров ― Комодо. С ним связана еще одна удивительная история
В начале XX века легкомоторный самолет летчика Хендрика ван Боссе потерпел крушение, упав в море. Голландец выжил и вплавь добрался до ближайшего острова. Там ему встретились поразительные существа ― огромные плотоядные ящеры, напоминающие то ли драконов, то ли динозавров. Авиатор смог вернуться в цивилизацию и рассказать современникам о своей находке. Сегодня мы знаем этих животных как комодских варанов ― самых больших из ныне живущих ящериц. Их популяция достигает 5,7 тысячи особей и бережно охраняется.
После знакомства с хладнокровными аборигенами Комодо туристы могут отправиться на один из красивейших пляжей мира с розовым песком, который приобрел такой цвет благодаря планктону определенного вида. На планете таких «барби»-побережий всего около десятка.
Ломбок и Гили: черепахи и отсутствие машин
Для коротких поездок с Бали подойдет соседний остров Ломбок. Хотя там есть свой аэропорт, добираться удобнее по воде. Ломбок порадует меньшим количеством туристов, спокойной береговой линией с мягким песком и магазинчиками с местными товарами. Здесь тоже есть свой вулкан, водопады и озеро. Серферы на Ломбоке тусуются на пляжах Кута (не путать с одноименным балийским) и Селонг-Бланак. А за местным колоритом отправляются в деревни коренных жителей острова ― представителей племени сасаков.
Еще большее уединение можно найти на близлежащих островах архипелага Гили ― Травангане, Мено и Аире. Они настолько маленькие, что обойти их можно пешком, но даже на такой небольшой территории есть свои особенности.
В акватории архипелага Гили живут морские черепахи. Если повезет, за ними можно будет понаблюдать, плавая с маской и трубкой в кристально чистой воде.
Борнео: бок о бок с орангутангами
Остров Борнео (Калимантан) Индонезия делит с Брунеем и Малайзией. Это лакомый кусочек для любителей сафари и экотуризма, ведь здесь находится национальный парк Танжунг Путинг. Там живет большая популяция орангутангов и обезьян-носачей, и туристы могут понаблюдать за их жизнью в естественной среде.
Посетители заповедника изучают его с традиционных открытых лодок ― клотоков. Плавучие дома спокойно скользят по реке, увлекая натуралистов все дальше в джунгли. То и дело на глаза наблюдателям попадаются яркие птицы, крокодилы и насекомые. Путешественники советуют отправляться в Танжунг Путинг минимум на несколько дней, чтобы слиться с дикой природой. Добираться до Борнео нужно самолетом из Джакарты, далее ― на такси или общественном транспорте.
Суматра: родина экзотики
Остров Суматра по площади значительно превосходит Белоруссию, Польшу и Германию, так что изучить его проездом вряд ли получится. А там есть что посмотреть. Например, крупнейшее в мире вулканическое озеро Тоба. Посреди него находится остров Самосир, размеры которого сравнимы с Джакартой. У северной оконечности озера располагается самый высокий в стране (120 метров) водопад Сиписо-Писо. Также на Суматре есть национальные парки Гунунг-Лусер и Керинчи-Себлат, где живут слоны, суматранские тигры, носороги, леопарды, некоторые виды редких экзотических животных. Там же встречаются удивительные растения, в том числе огромные цветы-паразиты ― раффлезии.
По наблюдениям путешественников, несмотря на обилие достопримечательностей туристы на Суматре пока в диковинку. «Местные смотрели на меня, открыв рты, и все время пытались дотронуться. Здесь не очень много европейских туристов. Гостиницы гораздо менее комфортные, а в домах часто не бывает света и горячей воды», ― рассказывает тревел-блогер Вероника Гризик. По ее словам, на острове почти нет интернета и не работают банковские карты.
Большинство жителей Суматры моются, обливаясь водой из ковшика. Комфорт и удобства здесь преимущественно для туристов и для богачей
Такая разная Джакарта
Особого внимания заслуживает Джакарта. Здесь есть все присущее столице одной из крупнейших стран мира: сверкающие небоскребы, модные кафе и бары, пятизвездочные отели, роскошные торговые центры, исторические кварталы. С другой стороны, хотя Индонезия считается седьмой экономикой мира по величине ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, условия жизни огромной части населения сложно назвать благополучными. В 2024 году она заняла только 75 место из 85 в рейтинге стран Numbeo по уровню жизни, обогнав такие страны, как Иран, Ливан, Венесуэла и Нигерия. Каждый десятый индонезиец живет за чертой бедности, причем в стране сильно заметен разрыв в доходах, и туристы могут увидеть это своими глазами.
Стоит отъехать от столицы на несколько километров, и можно попасть на одну из крупнейших в мире свалок Бантар-Гебанг. Она занимает площадь 200 футбольных полей и ежедневно принимает семь тысяч тонн отходов из Джакарты. Здесь, среди вони и гнили, тоже живут люди ― по разным оценкам, от 6 до 20 тысяч человек. Мусорщики рыщут по свалке в поиске пластика, дерева, металла и всего, что можно сдать на переработку. Даже кости животных имеют ценность: их используют для изготовления украшений или в качестве ингредиента для плитки или бетона. Так людям удается заработать до 10 долларов в день.
Авторы блога «Путешествия без багажа» Виталий Багров и Антон Гилмор рассказывают, что им довелось побывать в трущобах индонезийской столицы. Там они увидели нищету, лачуги, громоздящиеся в кварталах без водопровода, электричества и транспорта, и детей, которые играют среди мусорных куч и учат уроки прямо на тротуарах.
Удивительно, но среди такой бедности туристам встречаются радостные и гостеприимные люди. «Главное впечатление — это открытость местных жителей. Мы сначала даже немного побаивались заходить в трущобы, не понимали, что нас ожидает. Но на деле все оказалось очень позитивно. Местные жители готовы рассказать о своей жизни, пустить домой и даже угостить», ― говорит Виталий Багров.
Какие опасности поджидают туристов в Индонезии?
В Индонезии намешано множество культур и религий, ее острова развиты неравномерно, а значительная часть населения прозябает в нищете. Возникает вопрос: как это может сказаться на приезжих? Эксперт по туризму Майя Котляр считает, что Индонезия достаточно безопасна для путешественников. Действительно, индекс преступности по подсчетам ООН там не самый высокий ― 45,9 на 100 тысяч человек. Для сравнения: в самой опасной стране мира Венесуэле он составляет 83,76; в Китае ― 60,8; в США ― 47,7; в России ― 39,7.
Тем не менее есть в Индонезии места, куда туристам вход заказан. Совсем небезопасно в провинциях Папуа и Западное Папуа на востоке страны ― и об этом не понаслышке знает новозеландский пилот Филипп Мертенс, который уже больше года находится в плену у папуасов-сепаратистов. 7 февраля 2023 года он прилетел на аэродром Паро в регентстве Ндуга, чтобы забрать рабочих, которые строили в этом районе медицинский центр. Радикально настроенные местные жители облили его самолет бензином и сожгли, а Мертенса увели в джунгли, где он остается до сих пор.
Что нужно знать об истории с плененным пилотом?
Западная часть острова Новая Гвинея (на восточной части находится государство Папуа ― Новая Гвинея), как и остальная территория современной Индонезии, с XVIII века была колонией Нидерландов. После нескольких лет борьбы в 1949 году европейские колонисты признали независимость Республики Индонезия, сохранив при этом власть над богатым ресурсами Папуа. Западная Новая Гвинея вошла в состав Индонезии только в 1969 году. Там прошел референдум, однако сторонники независимости поставили его результаты под сомнение и сформировали «Движение за свободное Папуа». Началась затяжная борьба против властей, которая с разной степенью интенсивности продолжается до сих пор.
Поскольку регион Папуа на много лет оказался оторван от исторического процесса Индонезии, там выросло поколение, для которого она стала совершенно чуждым государством с иным уровнем развития. Возник разрыв между капиталистической культурой одной из самых густонаселенных стран мира и системой традиционных ценностей папуасов. После десятилетий не очень успешной интеграции Папуа за регионом закрепилось определение самого отсталого, бедного, маргинализированного и изолированного. Имели место факты расовой дискриминации местного населения, пытки и расправы над мирными людьми в ходе вооруженных столкновений с солдатами. Отсюда постоянная озлобленность папуасов, жертвой которой стал Мертенс.
Вооруженная группа повстанцев пригрозила казнить новозеландца, если правительство Новой Зеландии не убедит власти Индонезии начать переговоры о независимости Папуа. «Наша новая цель — все иностранцы: США, ЕС, австралийцы и новозеландцы, потому что они поддерживали Индонезию в убийстве папуасов в течение 60 лет. Колониализм в Папуа должен быть отменен», ― сказал представитель движения Себби Самбон. В ответ индонезийские власти начали масштабную, но безрезультатную военную операцию, попытки освободить новозеландца повлекли только новые потери.
Описанные события разворачивались в отдаленной и труднодоступной части страны, куда тем не менее иногда попадают туристы. Так, в Западном Папуа находится архипелаг Раджа-Ампат с нетронутой морской природой. Считается, что это одно из лучших мест для дайвинга на планете. Хотя встреча с сепаратистскими группировками едва ли грозит путешественникам, не стоит забывать о рисках, которые всегда есть в чужой стране.
Сообщения о происшествиях с туристами поступают регулярно. Так, совсем недавно гид заманил клиентку в отель и изнасиловал. Мошенники придумали новый способ обманывать отдыхающих, перекрашивая машины в цвета известных компаний такси. Голландец попал под грузовик на арендованном мотоцикле и лишился головы... И этот перечень можно продолжать.
«Как таковых опасных зон на Бали нет, но есть регионы, где больше криминала. Это Кута, Легиан и Убуд, где часто фиксируются случаи краж, в том числе у иностранцев. Надо быть осторожнее на дорогах — ездят очень плохо, часто случаются аварии. Бывает лихорадка Денге, особенно в сезон дождей. Случаются обманы гидами и экскурсионными фирмами», — предупреждает Майя Котляр
Эксперт напоминает, что путешественникам нужно с уважением относиться к местной культуре. «Запрещено мусорить, посещать святые места в шортах и неприглядном виде. Нельзя работать без официального разрешения властей, невежливо себя вести по отношению к местным жителям и другим туристам. Запрет относится в том числе к постам в соцсетях», — добавляет Котляр.
«Чтобы не нарваться на неприятности, нужно всегда быть приветливым к людям, здороваться, спрашивать разрешения сфотографировать или просто пообщаться, — заключает опытный путешественник Виталий Багров. — Тогда и местные будут относиться к вам аналогично».