Страна как территория творчества. Всероссийский гастрольный план реализуется во всех федеральных округах страны

Фото: Пресс-служба ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

Благодаря Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации в стране возрождается единая гастрольная система, которая работает не только на всей территории России, но и в странах ближнего зарубежья. В плане — две масштабные федеральные программы. Первая — «Большие гастроли» — создана для организации гастролей театров, а вторая программа «Мы — Россия» — для выступлений национальных коллективов. Как прошли в первом квартале 2024 года плановые гастроли российских творческих коллективов во всех федеральных округах страны — на «Ленте.ру».

Гастроли по всем направлениям

Проект «Большие гастроли» реализуется в шести направлениях: ведущие театры, зарубежная программа, межрегиональная программа, театры для детей и молодежи, студенческие театры, негосударственные театры. В 2022 году во Всероссийский гастрольно-концертный план Минкультуры России включило работу со зрителями и творческими коллективами из новых регионов.

Фото: Пресс-служба ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

В этом году уже начата активная работа по всем запланированным направлениям. Так, в рамках программы «Большие гастроли» за три неполных месяца состоялось 112 показов спектаклей в 22 городах 20 регионов. Это были постановки как ведущих театров, так и новых молодежных и негосударственных.

Статистика по программе «Большие гастроли» в первом квартале 2024 года

Ведущие театры — 6 театров, 35 показов, 8 регионов (9 городов)

Региональные театры — 4 театра, 17 показов, 4 региона (4 города)

Детские и молодежные театры — 5 театров, 32 показа, 5 регионов (5 городов)

Студенческая программа — 3 вуза, 5 показов, 3 региона (3 города)

Негосударственные театры — 3 театра, 12 показов, 3 региона (3 города)

Работа со зрителями и театрами новых регионов — 7 театров, 28 показов, 6 регионов (15 городов)

В рамках программы «Мы — Россия» с января по март включительно проходят гастроли шести коллективов с 39 показами концертов в 23 регионах страны. Их выступления уже смогли посмотреть зрители из 41 города России. Причем пять творческих коллективов порадовали жителей малых городов Новгородской, Пензенской, Челябинской, Кемеровской, Иркутской областей, Республик Татарстан и Коми, Удмуртской Республики и Пермского края.

Фото: Пресс-служба ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

Театральные коллективы по творческому обмену гастролируют не только в столицах регионов, но и в небольших городах. Так, городской драматический театр «Студия Любови Ермолаевой» из Омска и Канский драматический театр из города Канска показали спектакли на площадках друг друга. Омские артисты порадовали зрителей Канска постановками «Что случилось в Лесограде», «Про море Черное и акацию белую» и «Принцесса Кру». Омичи, в свою очередь, смогли увидеть спектакли Канского театра — «Рикки-Тикки-Тави», «Похождения Ходжи Насреддина», «Один слуга, два господина». В итоге и зрители, и артисты остались очень довольны.

«Для театра малого города из огромного Красноярского края, празднующего в этом году 90-летие со дня образования, участие в программе "Большие гастроли" — это сотрудничество с новым творческим коллективом, освоение новой сценической площадки, повышение уровня профессионализма команды театра, обмен опытом, знакомство с новой территорией и зрителем», — рассказала директор Канского драматического театра Вера Сазонова.

Стоит отметить, что часто гастроли не ограничиваются выступлениями в соседних регионах или округах, — иногда реквизит и костюмы для постановок приходится перевозить на многие тысячи километров, с одного края нашей большой страны на другой. Например, из Рязани в Анадырь, как Рязанский ТЮЗ, который в течение пяти дней выступал перед юными зрителями Чукотки. Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона в течение четырех дней радовал зрителей Приморского края во Владивостоке. А Театр имени Вахтангова совершил путешествие из Москвы в Петропавловск-Камчатский и подарил жителям Камчатки шесть волшебных дней, показав четыре спектакля абсолютно разных жанров: «Крик лангусты» Маррелла, «Царь Эдип» Софокла, «Сказка о попе и о работнике его Балде» по сказке Пушкина и «Наш класс» Слободзянека — своеобразный срез сегодняшней художественной и творческой жизни коллектива.

Артисты при этом, попадая порой в другой климат и другие часовые пояса, получают живую реакцию от зрителей с совершенно другим культурным кодом.

«Эти гастроли организованы ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. Благодаря финансовой поддержке "Больших гастролей" мы представляем наши спектакли ровно такими, какими их видят зрители в Москве. Никаких скидок нет», –- сообщил накануне гастролей на Камчатке заслуженный деятель искусств РФ, директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок. Театр Вахтангова — самый гастролирующий театр в России, в «Больших гастролях» он участвует с 2014 года. По словам Кирилла Крока, для вахтанговцев "территория творчества и территория работы не ограничиваются", а гастроли — это всегда новый опыт и интересные встречи со зрителями. «И если мы приезжаем за тысячи километров от Москвы, то должны показать самое лучшее и самое любимое, что у нас есть», — заверил он. Так что камчатский зритель смог по достоинству оценить искусство столичных мастеров сцены.

Ведущие российские театры

Ведущие театры страны много лет с удовольствием принимают участие в программе «Большие гастроли». С начала этого года шесть ведущих театров страны уже показали 35 спектаклей в девяти городах восьми российских регионов. Так, кроме выступлений вышеуказанных театров, в январе с большим успехом прошли гастроли Российского государственного академического молодежного театра (РАМТ) на сцене Пермского академического театра, в феврале — Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева на сценах Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина и Чувашского государственного театра оперы и балета в Чебоксарах, в марте — Центра театра и кино на Поварской в керченском ДК «Корабел», в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым в Симферополе и в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского. Также в марте Академический театр балета Бориса Эйфмана из Санкт-Петербурга в течение двух дней выступал на радость зрителям на сцене светлогорского «Янтарь-холла» в Калининградской области.

Некоторые гастроли были приурочены к важным для регионов датам и событиям. Так, спектакли Центра театра и кино на Поварской в Крыму прошли в десятую годовщину со дня возвращения Крыма в состав России.

«Я уверен, что мы были обязаны привезти сюда, в Крым, наш спектакль "12", — рассказал художественный руководитель Центра театра и кино Никита Михалков. — Да, конечно, такие масштабные гастроли организовать невероятно трудно. И мы благодарны РОСКОНЦЕРТу и Министерству культуры Российской Федерации за поддержку и возможность показать наш спектакль зрителям в Крыму».

Фото: Пресс-служба ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

Режиссер рад, что теперь и крымчане участвуют в разговоре, который ведут артисты со сцены. По его мнению, это разговор сложный, многослойный, «но важнейший для нас всех». «Энергетика и атмосфера Крыма очень мощно проявляются в реакции зрителей на наш спектакль. И дело не в аплодисментах, а в тишине, в том, как люди слушают и воспринимают все, что происходит на сцене, –- отметил Никита Михалков. — Это самое дорогое. Это очень важно. И здесь это происходит с удвоенной силой».

Студенческие театры

Традиционно в «Больших гастролях» участвуют и студенческие театры.
С начала 2024 года пять студенческих спектаклей трех столичных театральных вузов прошли в трех российских регионах. В феврале на сцене Ставропольского государственного театра оперетты в Пятигорске состоялись успешные гастроли учебного театра Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, в марте — Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова на сцене Саратовского академического театра драмы имени И.А. Слонова и Ассоциации учебных заведений искусства и культуры (Институт имени Щукина, ВГИК, ГИТИС, Институт имени Щепкина) в сочинском концертно-театральном комплексе «Сириус».

По словам и. о. проректора по учебной работе ВТУ (института) имени Щепкина Веры Тарасовой, для вуза студенческое направление «Больших гастролей» — это, во-первых, возможность показать дипломные спектакли большому количеству зрителей за пределами Москвы, а во-вторых, это бесценный опыт для становления студентов как артистов, поскольку они выходят на профессиональную сцену, к незнакомому зрителю. «Здесь перед ними стоят совсем другие задачи, нежели те, что они выполняют, играя на домашней сцене института. Кроме того, у студентов появляется возможность показать себя будущим работодателям, ведь на наши спектакли приходят артисты, режиссеры, продюсеры, руководство местных театров, чтобы отсмотреть ребят для дальнейшего трудоустройства», –- подчеркнула она.

Негосударственные театры

Частные театры получили возможность присоединиться к большой государственной гастрольной программе с 2021 года. И это направление уже завоевало внимание и любовь публики за счет новых форм и нестандартных интерпретаций известных произведений. Негосударственные театры находятся в постоянном контакте с аудиторией, чувствуют дух времени, экспериментируют и раскрывают новые грани даже в классических пьесах. Но большая часть таких театров, к сожалению, не имеет возможности гастролировать и знакомить со своим творчеством новых зрителей. Поэтому направление «Негосударственные театры» программы «Большие гастроли» оказывает поддержку талантливым коллективам.

Фото: Пресс-служба ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

В марте 2024 года стартовал новый этап поддержки творческих коллективов: три негосударственных театра показали двенадцать спектаклей в трех регионах страны. В «Больших гастролях» поучаствовали «Театр кукол Мабу» из Нижнего Новгорода и два театра из Санкт-Петербурга — «Малый театр кукол» и Театр ЦЕХЪ. По словам руководителя театра ЦЕХЪ Михаила Каргапольцева, он рад, что в этом году у театра снова появилась возможность попасть в список представителей большой и важной программы «Большие гастроли»: «Театральная публика нашей страны культурна, интересна и, самое важное, готова к новым молодым коллективам, открытиям и впечатлениям. Желаю, чтобы этот проект жил и развивался, улучшая качество и увеличивая расстояния вокруг себя, объединяя всех неравнодушных до творчества и любви к искусству».

Искусство в новых регионах

В 2022 году к Всероссийскому гастрольно-концертному плану успешно подключились творческие коллективы из новых регионов. В 2023 году на гастролях побывали 16 театров и национальных коллективов из Луганской и Донецкой народных республик, которые собрали более 90 тысяч зрителей на почти 280 выступлениях. В этом году по маршруту Всероссийского гастрольно-концертного плана отправится не менее 17 творческих коллективов из новых регионов. Весной на гастроли поедут восемь коллективов — они встретятся со зрителями почти 50 городов Уральского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Южного, Сибирского и Центрального федеральных округов.

С начала 2024 года в гастролях приняли участие два театра из новых регионов, которые дали 17 выступлений в 13 городах, а во втором квартале их запланировано уже более 40.

С 29 января по 5 февраля нового зрителя со своим искусством познакомил Донецкий академический симфонический оркестр имени С.С. Прокофьева, выступивший в Михайловке, Городище, Астрахани, Элисте, Волгодонске и рабочем поселке Иловля.

Фото: Пресс-служба ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

На данный момент завершаются гастроли Донецкого республиканского академического молодежного театра в Уральском федеральном округе.

С 16 марта труппа театра показала 11 спектаклей в Когалыме, Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Нягани, Югорске (УФО) со спектаклями «Случайный человек», «У ковчега в восемь», «Шахтерская дочь».

Генеральный директор и художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра Владислав Слухаенко уверен, что театр не может жить без гастролей, и то, что сейчас происходит, по его мнению, очень важно для продвижения профессионального театрального искусства. «Всероссийский гастрольно-концертный план дает неоценимую возможность интеграции представителей культуры ДНР в театральное пространство многонациональной Российской Федерации, — считает он. — Помимо этого, у гастрольных туров есть еще и вторая сторона медали: зрители городов, в которые мы приезжаем, получают возможность познакомиться с донецкими театрами. Одно дело — абстрактные новости в газетах, другое дело — когда люди приходят в зал, видят нашу работу, видят нас».

Пять коллективов из нескольких российских городов уже успели выступить в новых регионах. С начала 2024 года здесь с успехом прошли 11 показов спектаклей. В Мариуполе гастролировал Национальный драматический театр России (Александринский) из Санкт-Петербурга, а в Луганске — Самарский Художественный театр, группа «Квартет ПРО», ансамбль русского танца «Огоньки» имени Г.Н. Полевого из Барнаула и Забайкальский краевой драматический театр имени Н.А. Березина.

Фото: Пресс-служба ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

Таким образом, реализуемый РОСКОНЦЕРТом Всероссийский гастрольно-концертный план Министерства культуры Российской Федерации предоставляет российским учреждениям культуры, творческим коллективам и творческим вузам возможность плодотворно и успешно гастролировать по стране и за рубежом, возрождая, по словам министра культуры России Ольги Любимовой, «одно из главных достижений прошлого — единую гастрольную систему страны, которая формируется по понятным прозрачным правилам».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше