Силовые структуры
00:01, 5 апреля 2024

«Я возил им оружие из Махачкалы» Что удалось узнать о напавших на «Крокус Сити Холл» террористах и их сообщниках?

«Лента.ру»: число обвиняемых по делу о теракте в «Крокусе» достигло 14 человек
Владимир Седов, Игорь Надеждин (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Ровно две недели назад, 22 марта 2024 года, террористы атаковали концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. По последним данным, жертвами теракта, крупнейшего в истории России со времен захвата школы в Беслане в 2004 году, стали 145 человек — и это число продолжает расти. В ходе расследования арестованы уже 14 человек: накануне, 4 апреля, в Москве, Екатеринбурге и Омске задержали еще троих предполагаемых сообщников террористов. Следователи выясняют их роли в организации теракта и по крупицам восстанавливают картину произошедшего. Что удалось выяснить следствию спустя две недели после трагедии — в материале «Ленты.ру».

Раннее утро 23 марта 2024 года, район деревни Хацунь (Карачевский район Брянской области). По трассе в сторону границы с Украиной мчится белый Renault Symbol, который преследуют машины ДПС с мигалками и звуковой сиреной. По громкоговорителю полицейские требуют, чтобы водитель Renault остановился, но тот лишь сильнее жмет на газ.

Преследователи открывают огонь по колесам, и Renault, потеряв управление, переворачивается. Из машины вылезают три человека и скрываются в лесу. Четвертый не успевает — его задерживают на месте. Впрочем, его сообщники тоже не смогли далеко уйти: их нашли при помощи квадрокоптеров, тепловизоров и служебных собак. Уже вечером все задержанные оказываются в Москве. Вскоре им предъявили обвинение в атаке на концертный зал «Крокус Сити Холл».

***

В Брянской области задержали четверых уроженцев Таджикистана: 32-летнего Далерджона Мирзоева, 30-летнего Рачабализоду Муродали, 25-летнего Шамсидина Фаридуни и 19-летнего Мухаммадсобира Файзова. Предполагаемых исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» на время следствия отправили в СИЗО.

Вечером того же дня, 23 марта, директор ФСБ России Александр Бортников доложил президенту России Владимиру Путину о задержании в связи с терактом 11 человек. Одновременно в Таджикистане начались следственные действия с родственниками задержанных, которые были шокированы новостью об участии их близких в атаке на «Крокус Сити Холл».

Пять дней спустя, 28 марта, в Следственном комитете России (СКР) заявили о том, что получены доказательства связи обвиняемых с украинскими националистами. Она подтверждалась словами задержанных, данными на изъятых у них технических устройствах и сведениями о финансовых операциях.

По предварительным данным следствия, обвиняемые могли познакомиться за три-четыре недели до теракта в «Крокус Сити Холле». Кураторам, подбиравшим исполнителей, было важно, чтобы кандидаты ранее не были замечены в поддержке радикальных исламистов или в участии в экстремистских движениях.

Это делалось из опасений, что российские спецслужбы могут узнать о плане теракта через свою агентуру среди радикалов. Руководителем группы террористов отдельные источники называли Шамсидина Фаридуни, что, впрочем, следователи никак не комментировали.

Однако известно, что именно с ним за месяц до преступления заказчики теракта связались через канал, принадлежащий афганскому крылу запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ) в одном из мессенджеров. Этот канал работал на аудиторию в Таджикистане.

«Их превратили в фанатиков за две недели»

В момент вербовки Шамсидин Фаридуни находился на территории Турции — туда он приехал якобы потому, что у него истекли 90 дней безвизового пребывания в России. Поэтому ему потребовалось совершить так называемый визаран — выехать из страны и въехать обратно.

В настоящее время правоохранительные органы устанавливают, что именно Фаридуни делал в Турции и не проходил ли он там боевую подготовку. Уже известно, что обвиняемый общался в мессенджере с пользователем, который представился помощником проповедника и пообещал полмиллиона рублей за массовое убийство людей.

По одной из версий, Фаридуни получил от вербовщиков некие инструкции, которые потом передал остальным участникам террористической группы и поделился с ними планом нападения на «Крокус Сити Холл».

Как считают в правоохранительных органах, «помощник проповедника» перевел Фаридуни на карту первую часть вознаграждения — 250 тысяч рублей, а затем, уже в России, через тайник передал оружие и обозначил цель. Причем, судя по всему, это оружие террористам доставили из Махачкалы.

Это выяснилось 1 апреля — после того, как в ходе контртеррористической операции в городе Каспийске (Дагестан) были задержаны четверо предполагаемых участников террористической ячейки.

По версии следствия, задержанные планировали устроить теракт на набережной Каспийска в районе парка Победы. Они провели разведку местности, собрали самодельное взрывное устройство (СВУ) и приобрели автоматическое оружие, а после преступления собирались бежать из России.

Базой предполагаемых террористов служила квартира Микаэля Алигаджиева, кандидата в депутаты сельского поселения Моксоб Хасавюртовского района; жилье обвиняемым сдал его брат. Спецназ взял квартиру штурмом и задержал всех квартирантов, включая двоих нелегальных мигрантов из Таджикистана — 36-летнего Абдувохида Файзуллоева и 24-летнего Рустама Саидзоду.

В ходе обысков в квартире обнаружили револьвер, пистолет Макарова, патроны и паспорт на имя Мадины Н., которая могла быть сообщницей террористов. При этом один из задержанных почти сразу признался, что снабжал оружием тех, кто напал на «Крокус Сити Холл» в Красногорске.

На главных ролях

Сегодня известно, что за несколько недель до теракта в «Крокус Сити Холле» Шамсидин Фаридуни проводил разведку объекта. 7 марта, во время концерта итальянского тенора Алессандро Сафины, его видели в комплексе сразу несколько человек. Первым был 16-летний дежурный администратор Александр.

По долгу службы он помогал посетителям ориентироваться в «Крокус Сити Холле» и хорошо запомнил непонятливого человека восточной внешности, который осматривался в здании и несколько раз спрашивал, что где находится.

Александр подумал, что незнакомец ищет гардероб, и дважды указал на него Фаридуни, но тот так и остался в куртке

Причем именно в той же куртке он пошел на теракт — и именно по ней его вспомнил молодой человек. Кроме того, Фаридуни опознал таксист, который подвозил его к концертному залу. По его словам, пассажир был в хорошем настроении и пытался говорить с ним на таджикском.

Однако позже по просьбе водителя Фаридуни перешел на русский язык и рассказал, что концерт Алессандро Сафины ему якобы не понравился: приобретя билет у перекупщика за восемь тысяч рублей, он «выкинул деньги на ветер».

Вторым исполнителем теракта следствие считает 32-летнего Далерджона Мирзоева. К слову, именно его, а не Фаридуни главный редактор RT Маргарита Симоньян на следующий день после атаки на «Крокус Сити Холл» назвала главарем террористов. Мирзоев купил тот самый белый Renault Symbol, на котором террористы передвигались до и после атаки.

Их третий предполагаемый сообщник, 19-летний Мухаммадсобир Файзов, был успешным парикмахером. Молодой человек работал в барбершопах и парикмахерских в Ивановской области. Хозяйка барбершопа в Тейково Ямина Сафиева отзывалась о Файзове как о сотруднике, считавшемся хорошим мастером и не вызывавшем подозрений. Однако следствие считает его одним из непосредственных исполнителей теракта.

Четвертый предполагаемый исполнитель — 30-летний Рачабализода Муродали, который при задержании спецназом лишился части уха. Про него известно мало: Муродали родился в городе Вахдата под Душанбе, женат, у него есть ребенок. Ранее его единственными проблемами с законом были просроченная регистрация и исполнительное производство из-за неуплаченного штрафа в размере 2,5 тысячи рублей.

В кругу пособников

Пятый фигурант дела о теракте в «Крокус Сити Холле» — 24-летний россиянин Диловар Исломов, который продал свой Renault Symbol Далерджону Мирзоеву. Тот сообщил, что машина якобы нужна для работы в такси. Позже Исломов вместе с 33-летним братом Аминчоном и 64-летним отцом Исроилом были задержаны и отправлены в СИЗО.

Всех троих обвиняют в пособничестве террористам, но они утверждают, что сами пришли в полицию для объяснений, когда увидели свой автомобиль в новостях. Однако, по версии следствия, Исломовы могли помогать террористам связью и логистикой.

Восьмым фигурантом дела о теракте в «Крокус Сити Холле» стал 32-летний уроженец Кыргызстана Алишер Касимов. Гражданин России, живший с женой и тремя детьми в Красногорском районе Подмосковья, Касимов владел сетью кафе, где сам периодически готовил. Именно он, по версии следствия, сдал квартиру Шамсидину Фаридуни и другим обвиняемым. Касимов утверждает, что не знал о готовящемся теракте, а арендаторы сами нашли его по объявлению в сети.

30 марта по решению Басманного суда Москвы в СИЗО попал девятый фигурант дела о теракте, 24-летний Назримада Лутфуллои, — его считают ответственным за финансовые операции группы террористов.

В России он находился больше года, жил в хостеле в Химках и работал на стройке

За несколько дней до теракта Лутфуллои уволился, сообщив, что нашел работу на пару дней за 30 тысяч рублей. Когда его спросили, за что платят такие деньги, он ответил «за уборку мусора». Следователи установили связь Лутфуллои с террористической группой и тот факт, что именно он получал криптовалюту с Украины. Адвокат обвиняемого сообщила, что он частично признал свою вину.

Десятым обвиняемым по делу о теракте стал 25-летний Якубджони Юсуфзода — нелегальный мигрант, работавший на стройке без регистрации. Его задержали в рамках операции «Нелегал» и отправили под административный арест на 12 суток за неповиновение полиции. Но затем следствие выяснило, что Юсуфзода за несколько дней до теракта перевел деньги с банковской карты одному из фигурантов дела.

Известно, что Юсуфзоде, как и другим фигурантам дела, предъявлено обвинение по статье 205 УК РФ («Террористический акт»). Между тем директор ФСБ Александр Бортников докладывал президенту России Владимиру Путину об 11 задержанных, однако имя последнего соучастника следствие пока не раскрывает.

Известно лишь, что он, как Лутфуллои и Юсуфзода, участвовал в схеме финансирования террористов и передал одному из них банковскую карту.

Работа для разведки

Сегодня следствие по делу о теракте в «Крокус Сити Холле» по-прежнему ведет Главное следственное управление СКР, однако оно передано из Управления по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности в Управление по расследованию военных преступлений, геноцида и реабилитации нацизма.

Если в первом случае оперативное сопровождение осуществляют сотрудники МВД и ФСБ, работающие внутри страны, то во втором это сотрудники подразделений внешней разведки.

Это указывает на приоритетную версию о том, что теракт в «Крокус Сити Холле» был совершен под руководством иностранных спецслужб

Главная задача для следствия — установить заказчиков преступления и получить доказательства иностранного влияния. Ключевой она стала по одной важной причине: строго говоря, юридических оснований считать произошедшее терактом (а не массовым убийством) пока нет.

Дело в том, что теракт, как следует из диспозиции самой статьи, — это насильственные действия «в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений». Но никаких данных об этом пока не получено. Объектом преступления стал развлекательный комплекс, жертвы — случайные, никаких требований от нападавших или от их кураторов до сих пор не поступало.

А поскольку расследование оказалось под пристальным вниманием международных организаций, следствие должно доказать террористический характер преступления

На это неоднократно указывали председатель СКР Александр Бастрыкин и другие высокопоставленные лица. Между тем сегодня следователи активно изучают память изъятых у обвиняемых гаджетов и находят там следы транзакций, имеющих отношение к преступлению.

Здесь важно выявить первоначальный источник денег — по мнению следствия, это однозначно укажет на организаторов и может стать доказательством террористического характера атаки на «Крокус Сити Холл».

По горячим следам

Второе направление работы следствия — это установление всех маршрутов передвижения нападавших во время преступления и до него. Это сложная и объемная работа складывается из допросов арестованных, показаний свидетелей и данных с камер видеонаблюдения — как внутригородских, так и системы «Безопасный город».

Сейчас активно опрашивают свидетелей, протоколы допросов немедленно изучаются, из них выделяют для анализа показаний о том, где находились свидетели в разные моменты нападения и где они наблюдали стрелявших.

Эта работа займет длительное время, но без нее само уголовное дело вряд ли сдвинется с места

Третье направление — изучение вопросов комплексной безопасности здания «Крокус Сити Холла» (в том числе в плане пожарной безопасности) и антитеррористической защищенности этого объекта. По предварительным данным, нарушений действующих нормативно-правовых актов не выявлено, но вот содержание инструкций и рекомендаций вызывает вопросы.

В частности, по утвержденным на 22 марта планам вооруженная охрана площадки не планировалась, что и стало косвенной причиной трагедии. У следствия в связи с этим есть вопросы к правоохранительным и административным органам Московской области, но источники «Ленты.ру» называют эти вопросы риторическими.

Например, после поступления информации о нападении дежурный территориального ОМВД доложил руководству о сигнале, а затем, в строгом соответствии с подтвержденными приказами и планами, дал команду всему личному составу собираться на территории отдела, а не на месте происшествия.

Поэтому в действиях дежурного формальных нарушений пока не выявлено

Отдельно стоит вопрос о пожарной безопасности в «Крокус Сити Холле». Достоверно установлено, что часть эвакуационных выходов была заперта на дополнительные, не предусмотренные документами запоры — велосипедные замки. Также известно, что произошло это не накануне нападения, а за много лет до него.

Исследуется вопрос и о работе автоматических систем пожаротушения: свидетели говорят, что ни одна не сработала, владельцы утверждают, что эти системы просто не справились с огнем. Точный ответ должна дать экспертиза, которая займет в лучшем случае несколько недель.

Уголовные перспективы

Сегодня очевидно, что материалы, связанные с пожарной безопасностью в «Крокус Сити Холле», будут выделены в отдельное уголовное дело по статьям 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») или 293 («Халатность») УК РФ. Они будут расследоваться отдельно от основного дела о теракте.

Скорее всего, в отдельное дело выделят все вопросы, касающиеся бюрократических нарушений в концертном комплексе.

Уже известно, что паспорт безопасности объекта на момент трагедии не действовал уже более двух лет: его нормативный срок истек в декабре 2021 года

Это автоматически должно было привести к приостановке проведения массовых мероприятий в «Крокус Сити Холле», но такая приостановка, в свою очередь, привела бы к критическим убыткам, которые поставили бы весь комплекс на грань банкротства.

Между тем за эти два с лишним года руководство подмосковного главка МЧС передало надзорное дело «Крокус Сити Холла» в районный Госпожнадзор, а тот не имел законных оснований выйти на объект в связи с правительственным постановлением о снижении нагрузки на бизнес и отмене плановых проверок.

По версии следствия, именно поэтому двери в концертном комплексе оказались заперты, а пути эвакуации неправильно оформлены. Впрочем, чиновники утверждают, что все это не имело ключевого значения.

Есть и еще несколько направлений: оружейное, автомобильное, документальное, — по ним ведется работа следователями и оперативниками. Среди прочих проверяется версия о том, что нападение на «Крокус Сити Холл» должно было произойти во время концерта певца Шамана 7 марта, однако кураторы террористов в тот день атаку отменили.

Скорее всего, отменили потому, что на концерте Шамана ожидались ВИП-персоны, поэтому его охраняли вооруженные бойцы Росгвардии

Специалисты также продолжают исследовать останки погибших, многие из которых обгорели до неузнаваемости. Потребуются сравнительные генетические экспертизы с участием родственников посетителей концертного комплекса, которые считаются пропавшими без вести.

Сейчас основная нагрузка лежит на экспертно-криминалистических подразделениях ФСБ, СКР, МВД и Минюста: назначено более тысячи экспертиз, из которых около ста — сложные и особо сложные. Но именно они лягут в основу судебного процесса.

***

Днем 4 апреля ФСБ сообщила о задержании в Москве, Екатеринбурге и Омске трех пособников атаковавших концертный зал «Крокус Сити Холл» террористов. Один из задержанных — гражданин России, двое других — иностранцы. Двое обвиняемых на вопрос о причинах задержания прямо заявили, что оказались в наручниках из-за теракта в Красногорске.

< Назад в рубрику