Андрей Ермак, руководитель офиса президента (ОП) Украины, пришел в большую политику в 2019 году. За пять лет он выдавил из окружения Владимира Зеленского и старых олигархов, и бизнес-партнеров по студии «Квартал-95» и полностью изменил систему власти в стране. Еще недавно успешный кинопродюсер, теперь он не только определяет информационную картину мира для президента, но и является неофициальным премьер-министром и «главным кадровиком» страны. При этом после серии громких отставок высокопоставленных чиновников в прессе заговорили об аппаратном усилении Андрея Ермака и его планах стать человеком номер один в украинской политике. Кто такой Андрей Ермак, чем он прославился за неполные пять лет и как оказался самым близким человеком к Владимиру Зеленскому — в материале «Ленты.ру».
В конце марта в высшем политическом руководстве Украины произошла серия громких отставок.
Накануне увольнения Алексей Данилов в очередной раз вызвал международный скандал. Выступая в эфире национального телемарафона, чиновник оскорбил спецпредставителя Китая по делам Евразии Ли Хуэя, нецензурно исковеркав его фамилию. За месяц же до того он прославился обещанием создать на территории России «зону демилитаризации», которую Вооруженные силы Украины «продвинут до Москвы и Санкт-Петербурга».
Но если об отставке Алексея Данилова говорили давно, то увольнение Сергея Шефира стало неожиданностью — директор и основатель студии «Квартал-95», продюсер сериала «Слуга народа» считается другом и держателем личных активов президента.
Во время очередного видеообращения Владимир Зеленский объяснил отставки обновлением властной вертикали: «Мы продолжаем перезагрузку государственных институций. На этой неделе произошло несколько замен. Это еще не все решения, которые подготовлены».
Считается, что отставка Сергея Шефира также на руку Андрею Ермаку — старый друг президента оставался для Владимира Зеленского последним независимым источником информации о состоянии дел в стране.
Интересно, что в марте команду покинул еще один друг президента, бывший исполнительный директор «Квартала-95», заместитель руководителя ОП Сергей Трофимов.
Эксперты сходятся во мнении, что мартовские перестановки привели к очередному усилению фигуры руководителя ОП.
Хотя Андрей Ермак никогда не участвовал в выборах, не несет публичной ответственности перед избирателями и ему не доверяют почти две трети граждан, на Украине руководителя президентской администрации называют неформальным премьер-министром и вторым человеком в стране.
До 2019 года Андрей Ермак, как и Владимир Зеленский, был далек от большой политики. По словам чиновника, он вырос в простой семье. Его мать родом из Санкт-Петербурга, отец работал техническим специалистом при посольстве СССР в Афганистане. Сам он окончил Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, там же получил степень магистра по международному праву.
В конце 1990-х годов он вместе с одногруппниками открыл юридическую фирму, благодаря которой в 2010 году познакомился с Владимиром Зеленским. Его компания оказывала консалтинговые услуги телеканалу «Интер», где генеральным продюсером был будущий президент.
Комментируя свое назначение еще на должность помощника президента, Андрей Ермак рассказал о близких отношениях с Владимиром Зеленским.
При этом с телевидением он был знаком не понаслышке. Созданная им в 1997 году Международная юридическая компания специализировалась на защите прав интеллектуальной собственности и в разное время работала с медиагигантами вроде Universal, Disney и Pixar.
Спустя пару лет после знакомства с Владимиром Зеленским Андрей Ермак вместе с братом Денисом основал кинокомпанию «Гарнет Интернешнл Медиа Групп» и лично спродюсировал несколько фильмов. По подсчетам журналистов, с 2016 по 2020 год его медиабизнес получил более 53 миллионов гривен из бюджета.
При этом у амбициозного кинопродюсера возник конфликт с тогдашним руководителем ОП Андреем Богданом, который завершился не в пользу последнего: в феврале 2020 года Андрей Ермак сменил его на посту.
Что интересно, Андрей Богдан представлял в президентской команде «партию олигархов» — бизнесмен Игорь Коломойский, например, называл его своим личным адвокатом. Возвышение же Андрея Ермака ознаменовало победу «квартальских», партии бизнес-партнеров президента.
Нельзя, однако, сказать, что безупречной репутацией обладал его преемник. Уже будучи советником президента, он стал частью запутанного международного скандала, связанного с работой Хантера Байдена, сына действующего президента США Джо Байдена, в украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings.
В июле 2019 года Андрей Ермак, не проконсультировавшись с украинскими дипломатами, обратился к Руди Джулиани, юристу Дональда Трампа, и предложил начать на Украине расследование против сына политического оппонента Трампа. Уже в сентябре того же года представители Демократической партии воспользовались этим фактом как предлогом для того, чтобы инициировать в Конгрессе процедуру импичмента Дональда Трампа.
Позже Андрей Ермак будет оправдываться, что исходил из лучших побуждений и сделал все правильно.
Не обошлось и без обвинений в связях с Россией. По информации некоторых украинских СМИ, одним из многочисленных бизнес-партнеров чиновника был российский предприниматель Рахамим Эмануилов, который якобы имел связи с Федеральной службой безопасности (ФСБ) России. Отвечая на обвинения в сотрудничестве с российскими спецслужбами, Андрей Ермак пояснил, что его контрагент был другом отца, и добавил, что они прекратили вести дела еще в конце нулевых.
С момента активных боевых действий на Украине Андрей Ермак сосредоточил в своих руках еще больше рычагов власти.
По неподтвержденной информации, чиновник стоит даже за конструированием образа всесторонней поддержки Украины в Голливуде.
Схожая ситуация наблюдается на внутреннем информационном фронте: считается, что именно он привлек к пропагандистской работе одного из самых популярных на Украине спикеров Алексея Арестовича (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга).
Кроме того, он остается архитектором большинства громких обменов военнопленными с украинской стороны. Например, в ноябре 2022 года чиновник лично встречал пленных из бригады «Азов» (запрещенная в России террористическая организация) в Турции.
Но при этом сам Андрей Ермак не считает, что его полномочия после начала конфликта серьезно расширились.
Формально он прав. Как объяснил в разговоре с «Лентой.ру» эксперт в области конституционного права Иван Брикульский, юридически ОП — консультативный орган, не обладающий властными полномочиями.
Дело в том, что нормативное регулирование не отражает уровень реального влияния ОП на украинскую политику.
Например, согласно Конституции Украины, президент не занимается регулированием социальной сферы. Однако это не помешало создать в рамках ОП специальный директорат по вопросам социальной политики и охраны здоровья, который может вносить предложения по формированию внутренней и внешней политики.
В текущей конфигурации украинской власти ключевым полномочием ОП при этом становится кадровая политика. Теоретически, согласно институциональному дизайну, кандидатуры на ключевые должности в украинском руководстве должны согласовываться и утверждаться парламентом. Но на практике этот процесс выхолащивается и становится формальным.
Влиятельность Андрея Ермака связана с нарастанием авторитарных тенденций на Украине и ослаблением всех ветвей власти, кроме президентской. Взять для примера парламент. С одной стороны, партия «Слуга народа» в Верховной Раде обладает устойчивым законодательным большинством. С другой, политический блок президента страдает от недостатка партийной дисциплины и неспособности депутатов консолидироваться, чтобы принимать сложные и непопулярные решения.
Например, в марте в Верховной Раде был установлен антирекорд депутатской продуктивности. За целый месяц народные представители суммарно отработали не более семи часов.
В схожей ситуации оказалось и правительство. Будучи ставленником бывшего советника президента Сергея Трофимова, после того как его патрон впал в немилость в 2020 году, премьер-министр Денис Шмыгаль смирился с подчиненным положением и не пытается составить конкуренцию Андрею Ермаку в борьбе за власть.
Как объяснил в разговоре с «Лентой.ру» Иван Брикульский, эта ситуация стала возможна благодаря несовершенству Конституции Украины.
Фактически проблема состоит в том, что все ветви власти контролирует одна политическая сила.
При таком раскладе усиление фигуры руководителя администрации происходит неизбежно. «Там, где президент подчиняет другие властные институты, а центр принятия решений концентрируется в ОП, глава этого офиса становится де-факто вторым человеком в государстве, обладающим президентской властью и легитимностью», — отметил эксперт в области конституционного права Иван Брикульский.
Став фактически вторым человек на Украине, в дальнейшем Андрей Ермак, как считают эксперты, намерен сам занять место Дениса Шмыгаля и стать премьер-министром. Более того, перейдя на новую позицию, серый кардинал украинской политики рассчитывает перенести с собой в правительство и центр власти. Роль ОП, в свою очередь, может начать постепенно снижаться.