Завершилась двухдневная конференция по Украине, которая проходила в швейцарском курортном городе Бюргеншток. На «саммит мира», как его называли организаторы, приехали представители 92 государств, включая 55 лидеров стран, хотя изначально планировалось собрать до 160 делегаций. Российская сторона приглашена не была, но в последний момент на конференцию были допущены журналисты из России. Кроме того, многие делегаты в своих выступлениях настаивали на необходимости включения Москвы в диалог, а глава МИД Турции Хакан Фидан даже назвал мирные инициативы, выдвинутые накануне конференции Владимиром Путиным, «проблеском надежды» для мирного урегулирования. Тем не менее итоги саммита ограничились лишь коммюнике общего содержания и рядом скандалов, в который, в частности, попал премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Кто принял участие в конференции в Швейцарии, что включила в себя итоговая декларация и что должно последовать за «саммитом мира» — в материале «Ленты.ру».
Несмотря на то что организаторы конференции поставили задачу привлечь на мероприятие как можно больше стран, саммит в Швейцарии посетили менее половины государств-членов ООН. Китай, большинство стран СНГ, Азии, Латинской Америки и Африки его проигнорировали. Президент США Джо Байден также не поехал на встречу в Бюргеншток — его заменила вице-президент Камала Харрис. Но и она покинула саммит до его окончания.
Кроме того, многие государства были представлены на невысоком уровне. Например, Индию представил бывший посол страны в РФ, а Бразилия присутствовала на саммите в качестве наблюдателя.
При этом состав участников конференции менялся в последний момент. Так, накануне начала саммита от участия отказался президент Колумбии Густаво Петро, объявив, что мероприятие не помогает мирному процессу.
Любопытным стало и неожиданное изменение решения Саудовской Аравии, которая изначально не планировала участвовать в мероприятии, но в итоге направила на саммит министра иностранных дел Фейсала бен Фархана Аль Сауда.
Это, как и участие в конференции главы турецкой дипломатии, стали связывать с мирными инициативами президента России Владимира Путина, прозвучавшими накануне мероприятия.
Ранее нежелание Эр-Рияда направлять делегацию в Швейцарию в СМИ объясняли отсутствием российских представителей. Главы МИД Турции и Саудовской Аравии повторяли схожий тезис: любые мероприятия, на которых обсуждается мирное урегулирование конфликта на Украине, требуют присутствия России.
Интересно, что с подобной позицией согласились и многие другие участники саммита. В частности, канцлер Германии Олаф Шольц подчеркивал важность вовлечения России в диалог.
На этом настаивали и организаторы саммита — президент Швейцарии Виола Амхерд. В своем выступлении она указала, что мирный процесс без участия России «невообразим» и необходимо уже сейчас обсуждать, как Москва могла бы быть вовлечена в переговоры.
В конце концов и на Украине согласились, что Россия может принять участие уже во втором подобном саммите. Руководитель офиса украинского президента Андрей Ермак подчеркнул, что уже тогда представителям РФ может быть представлен план мирного урегулирования.
При этом главной целью Киева остается все-таки включить в процесс как можно больше других стран для увеличения поддержки украинских предложений, которые озвучил президент Владимир Зеленский.
Однако собственных конкретных мирных инициатив по итогам конференции представлено не было, за исключением общих слов. Прежде всего, участники реагировали на предложения Владимира Путина, сделанные накануне саммита.
С одной стороны, их называли ультиматумом и противопоставляли тому, что озвучивается на конференции в Швейцарии. Например, вице-президент США Камала Харрис описала их как «призыв к капитуляции».
В то же время глава МИД Турции Хакан Фидан в своем выступлении посчитал их важной частью мирного процесса и даже «проблеском надежды» для будущего урегулирования. Это опять же может говорить о важной роли Анкары в попытке стать мостом между участниками швейцарской встречи и России.
Вместе с тем во время саммита в издании The New York Times была впервые опубликована полная версия проекта мирного соглашения России и Украины, которое стороны должны были подписать в Стамбуле в апреле 2022 года.
Согласно его положениям, Украина оставалась нейтральным и безъядерным государством, чьими гарантами безопасности выступали постоянные члены Совбеза ООН. Упоминались в нем и территориальные вопросы — статус Крыма и регионов, которые осенью вошли в состав РФ.
При этом итоговое коммюнике, принятое в завершение саммита, подобные сюжеты не затрагивало. Оно содержало гораздо более расплывчатые и общие формулировки без так называемой формулы Зеленского о выводе российских войск за границы 1991 года и выплаты репараций, о которой часто говорилось ранее.
Прежде всего, в документе обозначается важным диалог «со всеми сторонами» конфликта, а достижение «всеобъемлющего, справедливого и прочного мира для Украины» должно быть основано на принципах Устава ООН, включая принцип суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств.
Кроме того, заявляется о важности свободного судоходства по Черному и Азовскому морям для обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Из конкретных пунктов можно назвать полный обмен пленными и контроль Украины над Запорожской АЭС.
В остальном же предполагалось договариваться уже в дальнейшем, при новых встречах, которые не исключают участия России. Владимир Зеленский анонсировал второй «саммит мира», но не указал его конкретное место и дату.
Однако и это общее коммюнике было поддержано далеко не всеми участниками форума. Лишь 79 делегаций заявили о приверженности декларации. В частности, с ее положениями не согласились Индия, ЮАР, ОАЭ, Саудовская Аравия, Мексика, Армения, Индонезия, Таиланд и Словакия, а также Ватикан.
Конференция, таким образом, завершилась не только без практических результатов, но и без особо громких заявлений, отметил «Ленте.ру» кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ Алексей Чихачев. По его словам, саммит можно считать проявлением так называемой концепции «порядка, основанного на правилах», которые на самом деле не закреплены в международном праве и существуют лишь на словах.
В результате было предсказуемо, что в итоговом коммюнике появились лишь второстепенные предложения для украинского урегулирования, отметил эксперт. «Фундаментальные вопросы, будь то членство Украины в НАТО, территориальные изменения и, наконец, новая архитектура безопасности в Европе — все то, что обозначил как проблемные моменты президент России, — в декларации швейцарского саммита не представлены», — указал Чихачев, подчеркнув, что участники саммита говорили о другом, имеющем к реальным событиям непрямое отношение.
Кроме того, делегаты постоянно отклонялись от центральной темы форума — конфликта на Украине и пытались связать его со многими другими кризисами по всему миру. Так, премьер-министр Японии сравнил ситуацию на Украине с возможным будущим для Восточной Азии, тем самым предупредив, с чем может столкнуться КНР при попытке решения вопроса с Тайванем силовыми методами.
Президент Чили Габриэль Борич сопоставил конфликт на Украине с действиями Израиля в секторе Газа. А представители некоторых стран, вероятно, приехали в Швейцарию, чтобы обсудить именно его. По данным Neue Zürcher Zeitung, в кулуарах саммита арабские делегаты активно обсуждали выработку компромисса по палестинскому вопросу.
Ряд делегатов и вовсе прямо указывали, что конфликт на Украине не единственный в мире на данный момент, а разрешению других международных кризисов не уделяется должного внимания.
Наконец, конференция запомнилась и рядом скандалов. Так, во время фотографирования премьер-министр Канады Джастин Трюдо неожиданно выкрикнул лозунг Украинской повстанческой армии (признана экстремистской и запрещена в РФ).
Президент Финляндии Александр Стубб напоминал участникам форума об агрессии Советского Союза в отношении его страны во время Второй мировой войны, имея в виду Зимнюю войну 1939-1940 годов, но в ходе конфликта сама Финляндия начинала военные действия против СССР вместе с Германией в 1941 году.
Интересно, что для самих швейцарцев саммит принес много неудобств. В городке Бюргеншток перекрывались дороги, вокруг места проведения конференции соорудили забор с колючей проволокой и даже установили зенитные установки, описывает местная Neue Zürcher Zeitung.
И даже не все представители швейцарских элит позитивно восприняли саммит и его итоги. Так, лидер крупнейшей в нижней палате парламента Швейцарской народной партии Нильс Фихтер назвал конференцию абсолютным фарсом, который к тому же подрывает нейтралитет государства.
При этом для стран Европы, которые были представлены на саммите на самом высоком уровне — уровне глав государств и правительств, — швейцарская конференция сыграла важное статусное значение, отметил эксперт Алексей Чихачев. Европейские лидеры, по его мнению, своей вовлеченностью в организацию «саммита мира» показывали Соединенным Штатам, что они «активные и деятельные члены западного сообщества», важные и ценные союзники, которые будут и дальше поддерживать Украину.
Вместе с тем мирный процесс определяют сейчас не подобные собрания преимущественно западных стран, но сам ход конфликта, а также такой формат, в котором будут представлены и Киев, и Москва, уверен эксперт.