Байкало-Амурская магистраль 8 июля отметила юбилей: 50 лет назад стартовал основной этап ее строительства — ударная комсомольская стройка. В результате появилась одна из самых протяженных железных дорог в мире. Сегодня БАМ входит в число важнейших транспортных артерий России, ее работа влияет на экономику всей страны. С 2012 года провозная способность магистрали увеличилась втрое. И это только начало. По национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» БАМ переживает второе рождение. Какое будущее ждет магистраль, ставшую когда-то символом целой эпохи, — в материале «Ленты.ру».
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) соединяет город Тайшет на западе Иркутской области и Советскую Гавань — город на берегу Татарского пролива в Хабаровском крае. Железная дорога расположена параллельно Транссибирской магистрали — в среднем на 700 километров севернее, глубоко внутри российской территории.
Более тысячи километров железнодорожных путей проходят по вечной мерзлоте. В течение года в зоне магистрали могут наблюдаться перепады температур от минус 61 до плюс 43 градусов.
БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой 23 апреля 1974 года, тогда и начался период активного строительства магистрали. С 1974 по 1984 год в нем было задействовано в общей сложности более двух миллионов человек.
Магистраль пересекает одиннадцать крупных рек и семь горных хребтов. Общая протяженность тоннелей превышает 30 километров, причем на самый длинный — Северомуйский в Республике Бурятия — приходится больше половины, или 15,343 километра. Этот тоннель, самый протяженный в России, был запущен в 2003 году. Без него грузовые поезда приходилось расцеплять и перевозить через хребет окружной дорогой по Северомуйскому обходу.
При этом вагоны нужно было подталкивать вторым локомотивом, а максимальная скорость составляла всего 20 километров в час. Новый тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 до 23 километров, а время в пути — с двух часов до 25 минут.
Уже 27 апреля 1974 года на БАМ в составе шестисот человек отправился первый молодежный отряд. Страну охватил энтузиазм, конкурс в отряды бамовцев составлял пять-шесть человек на место. Свыше 70 процентов строителей были младше 30 лет.
«БАМ — это воплощение колоссального труда, мужества молодых людей со всего СССР. Они осуществили во всех смыслах уникальный проект, равных которому не было в мировой истории. Сегодня мы видим, что БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь 21 век. Наша страна получила колоссальные возможности для освоения и развития Сибири, Дальнего Востока, для расширения грузоперевозок по направлению к Тихому океану», — заявил президент России Владимир Путин на встрече с работниками железнодорожной отрасли по случаю 50-летия БАМа.
Проект по строительству Байкало-Амурской магистрали задумывался для решения экономических, геополитических и стратегических задач. Нужно было создать условия для разведки и последующей разработки месторождений полезных ископаемых и в целом для освоения территории Сибири. Большое внимание уделялось и национальной безопасности, ведь действовавшая на тот момент Транссибирская магистраль проходит вдоль южных границ страны, а БАМ строился глубоко внутри.
Многие из этих задач Байкало-Амурская магистраль решает и сейчас, однако новый век внес свои коррективы.
По словам эксперта, благодаря товарообороту с Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт будет, безусловно, расти. «Грузы можно измерять в долларах, юанях, рублях, то есть в финансовых показателях, но для железнодорожников — и вообще для транспортников — грузы измеряются в тоннах», — подчеркнул профессор.
Расширение БАМа в последние годы стало стратегической для страны задачей. За последние 12 лет — с 2012-го по 2024-й — провозная способность магистрали «увеличилась в три раза и продолжает расти», — подчеркнул Владимир Путин во время церемонии вручения государственных наград по случаю 50-летия БАМа.
Сегодня две крупнейшие российские магистрали — БАМ и Транссиб — объединены в мега-проект Восточный полигон железных дорог. Его развитие стало одной из важнейших задач национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».
С одной стороны, увеличение провозных возможностей магистралей необходимо для наращивания объемов грузооборота с рынками Азиатско-Тихоокеанского региона. С другой, модернизация железных дорог на восточном направлении ускорит развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири. Масштабный проект реконструкции поможет поддержать внутренний спрос на продукцию предприятий строительной, металлургической, машиностроительной и других отраслей.
Восточный полигон расширяется за счет строительства вторых путей, мостовых переходов, тоннелей, реконструкции станций и других сооружений. На сегодня крупнейший новый объект Транссиба — это Керакский тоннель в Амурской области. Его протяженность составляет 926 метров, теперь поезда могут двигаться намного быстрее, а провозная способность участка станция Бамовская — Белогорск увеличилась со 120 до 131 миллионов тонн в год.
На БАМе на границе Иркутской области и Бурятии в 2021 году построили новый Байкальский тоннель длиной 6,6 километра. После его запуска провозная способность участка Дельбичинда — Дабан увеличилась в 2,5 раза — с 13,2 до 32,4 миллиона тонн грузов в год.
Только за 2023 год на Восточном полигоне было введено почти 140 новых и реконструированных объектов, что увеличило провозную способность до 173 миллионов тонн в год.
В 2024 году работы по второму этапу модернизации Восточного полигона должны завершиться. Суммарная провозная способность БАМа и Транссиба при этом увеличится до 180 миллионов тонн в год.
Старт новому, третьему, этапу модернизации Восточного полигона в апреле дал Владимир Путин во время вручения госнаград строителям БАМа. Он сообщил, что объем перевозок по Восточному полигону должен выйти на уровень 270 миллионов тонн в год.
На всем протяжении БАМа предстоит проложить вторые пути — это две тысячи километров железнодорожной линии — и построить 1,5 тысячи искусственных сооружений (мосты, водопропускные трубы и пр.). В том числе будут введены в строй крупные инфраструктурные объекты, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также новый железнодорожный мост через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре.
Весной этого года правительство России утвердило третий этап модернизации Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей (входят в Восточный полигон) до 2035 года. Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что в рамках проекта будут организованы подходы к морским портам, модернизированы станции и платформы, благоустроены территории вдоль магистралей. «Это повысит, что очень важно, качество жизни людей в Сибири и на Дальнем Востоке», — убежден председатель правительства.
«Символично, что в год 50-летия Байкало-Амурской магистрали мы даем старт проектированию и строительству ключевых инфраструктурных объектов нового БАМа. Они станут тем заделом на будущее, который позволит уже через восемь лет обеспечить провозную способность Восточного полигона в размере 270 миллионов тонн», — подчеркнул генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
В городах и поселках, расположенных вдоль Байкало-Амурской магистрали, живут в основном потомки тех, кто в 70-80-х годах приезжал на грандиозную молодежную стройку. Дети БАМа выросли и связали свою жизнь с железной дорогой, именно они первыми заметили перемены и сейчас участвуют в реализации грандиозных планов по расширению магистрали.
Например, Виктор Карагаев работает на железной дороге уже 10 лет, у него в этом году тоже юбилей. «Я начинал свой путь с должности помощника машиниста тепловоза. А потом однажды друзья привели меня к дежурному железнодорожной станции: я посмотрел на весь этот масштаб, сложность, оценил ответственность и решил полностью поменять свою профессию. В итоге уже пять лет работаю дежурным железнодорожной станции, из них последние два года — на станции Тында. В свободное время по совместительству занимаюсь обучением студентов, которые в будущем придут работать на железную дорогу. Преподаю технические науки в нашем местном отделении Железнодорожного института Дальневосточного государственного Университета путей сообщения», — рассказал Виктор.
Его история типична для этих мест. Родители приехали на БАМ в начале семидесятых годов. На тот момент они успели пожениться, но дети пары — Виктор и его сестра — родились в Тынде. До приезда на стройку родители учились в Иркутске. Мама Виктора должна была стать медиком, но в конечном итоге ушла в строительство. «Родители вспоминали, что, когда только приехали, здесь не было вообще ничего. Они работали на строительстве железной дороги на Якутию. Много рассказывали, как все вокруг магистрали преображалось, как росла и строилась Тында», — вспоминает Виктор Карагаев.
Сейчас происходит то же самое — город снова начинает жить. В том числе разворот грузопотока на восток вызвал большой интерес к Восточной Сибири и Дальнему Востоку. По нацпроекту обновляется железнодорожная инфраструктура, растет привлекательность региона в целом.
Дарья Черепанова работает электромехаником центра связи в Тынде. «Можно сказать, что я потомственный бамовец. Мой папа работал старшим электромехаником центра связи. С детства я много слышала от родителей о работе на железной дороге. Приходя домой, они постоянно рассказывали какие-то интересные истории, и в итоге я пошла по их стопам», — вспоминает Дарья.
Ее родители приехали на БАМ в 1987 году, сразу после того, как отец вернулся из армии. «До этого они жили в Читинской области и учились в одной школе. Со временем детская любовь переросла во взрослую, они поженились, а потом приехали на БАМ. Папа попал на станцию Тутаул, посмотрел, как красиво вокруг, какой лес — и охота, и рыбалка, остался и по сей день здесь живет. Я родилась в Тутауле, и уже после школы переехала учиться в Тынду и осталась здесь», — рассказала Дарья Черепанова.
По ее словам, сегодняшняя ситуация на БАМе сильно отличается от того, что было 30 лет назад. «Мое детство пришлось на 90-е годы, когда поселки вдоль магистрали уже никто не развивал, все было не так ярко и весело, как в 70-80-е. Сейчас начался новый виток строительства, вводятся новые разъезды, увеличивается провозная способность магистрали и грузопоток. И все мы связываем с этим очень большие надежды», — говорит Дарья.
«Я очень люблю свой город. У нас красиво и зелено, за городом есть абсолютно нетронутые места. Здесь прекрасные душевные люди, все держатся друг за друга, и что бы ни случилось, тебе обязательно помогут», — считает электромеханик центра связи Дарья Черепанова.
Важный вклад в модернизацию магистралей вносят и студенческие строительные отряды. Сегодня традиции молодежной стройки начинают возрождаться. До конца 2024 года на Восточный полигон отправятся более 3 тысяч участников студенческих отрядов из разных регионов России.
Процесс обновления охватил не только инфраструктуру Восточного полигона. 50-летие Байкало-Амурской магистрали железнодорожники отметили началом эксплуатации одних из самых мощных магистральных грузовых тепловозов серии 3ТЭ28, изготовленных на Брянском машиностроительном заводе.
Разработчики учли особенности БАМа: горный рельеф, резкие перепады температур и влажность. Новые тепловозы могут преодолевать уклоны в 11,5 градуса и развивать скорость 120 километров в час. Все агрегаты требуют минимального обслуживания, а топливная, водяная и воздушная системы спроектированы с учетом эксплуатации при крайне низких температурах.
Порядка 1100 километров путей будет проложено на Восточном полигоне в этом году. Для примера, с начала года уже было открыто движение на многих новых объектах в Амурской области и Хабаровском крае. Так, БАМ расширился за счет строительства вторых путей на перегонах Гурское — Почепта и Удоми — Оунэ (линия Комсомольск-на-Амуре — Ванино), Огорон — разъезд Молдавский (линия Тында — Февральск), Кувыкта — Курьян (линия Хани — Тында) и других.
Транссиб также не остается без внимания. Например, в Приморском крае строится обход участка Шкотово — Смоляниново. Это одно из самых труднопроходимых мест со сложным рельефом. Общая протяженность обхода — около 10 километров, включая два однопутных тоннеля длиной по 1450 и 1420 метров.
В начале года завершилась проходка нового Дуссе-Алиньского тоннеля на БАМе в Хабаровском крае. Он строится как дублер действующего собрата, который был открыт в 1982 году. Работы стартовали в 2021 году, а в конце 2024-го по новому тоннелю уже должны пройти первые поезда. Из-за высокой плотности пород Дуссе-Алиньского хребта проходку тоннеля пришлось вести буровзрывным методом. В общей сложности на этом объекте было использовано 200 тонн взрывчатки и извлечено около 150 тысяч кубометров горной породы.
Железнодорожные магистрали растут и развиваются, как гигантские артерии, чтобы обеспечить укрепление экономики и процветание нашей страны на годы вперед. И, как показал опрос, проведенный накануне юбилея, каждый третий россиянин готов отправиться на стройку, которая так необходима России.