Ровно 45 лет назад произошла одна из самых страшных трагедий в истории советского футбола. 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (ныне Каменское) столкнулись два авиалайнера Tу-134. Эта авиакатастрофа унесла жизни 178 человек, в том числе 17 футболистов команды «Пахтакор» из Узбекской ССР. «Лента.ру» вспоминает обстоятельства трагедии и футболистов, чьи жизни оборвались в тот день.
«Это было единое на всех горе, тысячи сердец бились в унисон. Люди стояли на всем пути следования траурного кортежа от аэропорта до Боткинского кладбища. На церемонии погребения, на которой присутствовало все руководство республики, выступавшие с трудом подбирали слова», — так церемонию прощания с футболистами описывал главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич, который чудом не попал на роковой рейс. После трагедии он не смог долго работать в «Пахтакоре» и покинул клуб в том же году.
Витрина Узбекистана
«Пахтакор» был основан в 1956 году, а уже через три года команда добилась права выступать в высшей лиге СССР. В 1960-х клуб чередовал удачные выступления с неудачными, в чемпионате страны наивысшим достижением стало шестое место в сезоне-1962. После этого ташкентский клуб то покидал элиту, то возвращался в нее, а в 1968-м добился главного достижения — дошел до финала Кубка СССР. Ни до, ни после ни одна советская команда из Средней Азии не добиралась до этой стадии.
В решающем матче, который прошел в ноябре, «Пахтакору» противостоял один из лучших клубов СССР на тот момент — московское «Торпедо», игра проходила при восьмиградусном морозе в столичных «Лужниках». Футболисты узбекистанского клуба играли вторым номером, рассчитывая на контратаки, и в первом тайме план работал: счет так и не был открыт. Однако в начале второй половины игры торпедовцы вышли вперед благодаря индивидуальному мастерству великого Эдуарда Стрельцова. Он стянул на себя сразу троих защитников соперника, после чего отпасовал пяткой на Юрия Савченко, который забил единственный мяч в игре.
В составе «Пахтакора» всегда играло много воспитанников местного футбола, однако тренерами часто становились специалисты из РСФР. В разные годы команду возглавляли Михаил Якушин, Гавриил Качалин, Борис Аркадьев. Однако никому из именитых наставников, завоевавших россыпь трофеев, добиться серьезных успехов с «Пахтакором» не удалось. Однако яркие индивидуальности в команде появлялись. К примеру, форвард Берадор Абдураимов, который в сезоне-1968 наколотил 22 мяча и разделил звание лучшего бомбардира чемпионата с Георгием Гавашели из тбилисского «Динамо».
В 1979-м у болельщиков наконец появилась реальная надежда на медали. Весной из Киева приехал работавший ассистентом у Валерия Лобановского в «Динамо» Олег Базилевич, которому очень понравился подбор футболистов в «Пахтакоре». Задачей тренера было заставить талантливых игроков показывать организованный футбол и добиваться результата, и ему это удалось.
С первых же тренировок я понял, что мы обязательно добьемся успеха. Молодые, одаренные, полные сил футболисты сразу поверили в новую для них организацию игры. И, едва лишь опробовав новые тактические варианты ведения командных действий, тут же стали применять их на поле
В преддверии катастрофы «Пахтакор» выдал один из лучших отрезков в истории клуба. С 14-го по 18-й тур команда одержала четыре победы и один матч свела вничью, набрав девять очков (тогда за победу давали два очка). Столько же баллов клуб из Ташкента набрал в предыдущих 13 турах. Удачная серия позволила «Пахтакору» взобраться на восьмую строчку в турнирной таблице и оказаться на досягаемом расстоянии от топ-3. В последней встрече в истории того состава «Пахтакора» команда на своем поле уверенно переиграла луганскую «Зарю» (3:1) и в отличном настроении собиралась на выезд в Минск, чтобы продолжить свою шикарную серию в игре с местным «Динамо».
Человеческий фактор
Утром 11 августа команда собралась на базе и отправилась в аэропорт Ташкента. В 11:30 по местному времени самолет Ту-134 поднялся в воздух с 84 пассажирами на борту. Среди них были 14 футболистов «Пахтакора», второй тренер, администратор клуба и врач. На 20 минут раньше ташкентского борта в Челябинске поднялся в воздух другой Ту-134, направлявшийся в Кишинев.
Оба рейса не были прямыми: самолет с футболистами совершил две посадки: в Гурьеве (ныне — Атырау) и в Донецке, а у борта из Челябинска промежуточной точкой назначения был Воронеж. С разницей в 17 минут лайнеры вылетели из донецкого и воронежского аэропортов соответственно. Их пути пересекались в зоне, которую контролировал Харьковский диспетчерский центр. Утром в день трагедии на смену там заступила новая смена авиадиспетчеров во главе с Сергеем Сергеевым. В его подчинении были 28-летний диспетчер 1-го класса Владимир Сумской и 20-летний Николай Жуковский, который работал всего 2,5 месяца и фактически был стажером. Работу молодого сотрудника Сергеев поручил контролировать Сумскому, хотя, по инструкции, должен был делать это сам.
В полдень по местному времени через зону ответственности диспетчеров пролетел правительственный борт с Леонидом Брежневым, из-за этого ее на некоторое время закрывали для всех других самолетов. Далее полеты возобновились, и смене Сергеева пришлось иметь дело с настоящей «свалкой» из самолетов. В стрессовой ситуации стажер Жуковский отправил ташкентский и челябинский лайнеры в один эшелон, ошибочно полагая, что они не пересекутся в воздухе, однако Сумской заметил ошибку и постарался ее исправить. Помимо двух Ту-134, в опасной близости оказался еще и Ил-62, направлявшийся в Ташкент.
Диспетчер впопыхах начал раздавать команды всем трем бортам, пытаясь развести их по разным высотам. Спешка была обусловлена тем, что на его рабочем месте нужно было развести еще три самолета. Сумской не дождался ответа от экипажей, которые не поняли его команд, отчитал Жуковского и вернулся к своей работе. В 13:35 и 13:38 оба Ту-134 пропали с радаров.
погибли в авиакатастрофе в небе над Днепродзержинском
Самолет с игроками «Пахтакора» протаранил челябинский борт на высоте свыше восьми тысяч метров и сразу же развалился на несколько частей. Второй самолет без крыла, киля и одного из двигателей пытался совершить аварийную посадку, но на высоте 4000 метров свалился в штопор и рухнул на землю. Выжить в этой страшной катастрофе никому не удалось.
Виновными в произошедшем признали Жуковского и Сумского, которым дали по 15 лет лишения свободы, Сергеев тюремного срока избежал. Версии о судьбе молодого стажера разнятся. По одним данным, он покончил с собой в местах лишения свободы, по другим, отсидел весь срок и умер своей смертью. С Сумским все определеннее, его выпустили по УДО спустя 6,5 года, он вернулся жить в Харьков. В 2004-м накануне 25-летия со дня трагедии он дал первое интервью «Комсомольской правде».
Явной вины ни у кого нет. Все виновны понемножку. Я до сих пор не снимаю с себя вины. Потому что, конечно, надо было предугадать такую нагрузку. Но ведь есть вина и других, начиная от старшего диспетчера, который так распределил смену. Почему помогал Жуковскому не он, как следовало по инструкции, а я, рядовой диспетчер?
Роковые и счастливые случайности
Лишь по счастливой случайности в самолете с игроками «Пахтакора» не оказалось их главного тренера Базилевича. Он на несколько дней раньше отпросился у руководства в Сочи к супруге и должен был присоединиться к команде уже в Минске. На черноморском курорте специалист и узнал о случившемся.
Телефона в нашем номере не было, в дверь постучала горничная и сказала, что мне срочный звонок из Ташкента. Мне как-то сразу стало не по себе, знаете, такое чувство зарождающейся тревоги. На проводе был Мирзаолим Ибрагимов (председатель Государственного комитета Узбекской ССР по физкультуре и спорту — прим. «Ленты.ру»). Его голос дрожал. Сдерживая рыдания, он проговорил страшные слова, которые до сих пор не укладываются в голове: «Команда погибла… Хорошо, хоть ты с ними не полетел…» Связь прервалась, я помню, что ухватился за стойку администратора, продолжая держать в руке телефонную трубку, до конца не осознавая необратимость и ужас случившегося. Страшнее известия быть не могло
Помимо Базилевича, гибели чудесным образом избежали массажист команды Анатолий Дворников, который банально проспал, а также защитник Анатолий Могильный. Он должен был встретиться с командой в аэропорту, но опоздал на рейс. Форвард Туляган Исаков еще весной получил тяжелую травму, проходил лечение в Москве. После случившегося он не смог найти в себе сил вернуться в футбол и завершил карьеру.
Травму перед матчем с минским «Динамо» получил и капитан команды Михаил Ан. Изначально планировалось, что он останется восстанавливаться в Ташкенте, однако команда уговорила лидера полететь с ними. Ан был главной звездой того «Пахтакора». В 1976-м полузащитник был капитаном молодежной сборной СССР, выигравшей чемпионат Европы, а в 1978-м провел два матча за главную команду. В том же году его включили в список 33 лучших игроков первенства страны.
На роковом рейсе не должен был оказаться и 18-летний Сирожиддин Базаров. Парень на тот момент являлся футболистом дублирующего состава «Пахтакора», который улетел в Минск на день раньше. Однако юному игроку пришлось задержаться в Ташкенте из-за вступительных экзаменов в вуз и полететь с главной командой.
Всем миром
После катастрофы Федерация футбола СССР инициировала операцию по спасению «Пахтакора». По всем клубам страны был брошен клич с просьбой помочь команде игроками, а многие футболисты и сами предлагали свою кандидатуру. Среди первых добровольцев был спартаковец Валерий Глушаков — дядя Дениса Глушакова, который спустя много лет стал капитаном красно-белых.
В короткие сроки состав «Пахтакора» пополнили 18 новых игроков, команде также предоставили четырехлетний иммунитет на вылет из высшего дивизиона. Сезон-1979 клуб из Ташкента завершил на девятом месте. Новых игроков в Узбекистане принимали как самых дорогих гостей, и они старались на 100 процентов выкладываться в матчах за клуб.
Он рассказывал, что в Ташкенте их встречали очень доброжелательно. Когда их представляли команде и болельщикам, то руководитель Узбекской ССР Шараф Рашидов собственноручно угощал их пловом и лепешками. Только потом дядя узнал, что это проявление высочайшего уважения, но тогда это его очень удивило
Исключительным правом остаться в элите «Пахтакор» воспользовался только один раз — в 1981 году, а спустя год клуб повторил свое лучшее достижение в истории, став по итогам сезона шестым. В 1984 году узбекская команда покинула высшую лигу и вернулась в нее в 1991-м. В последнем в истории чемпионате СССР «Пахтакор» занял 14-е место.
После распада СССР «Пахтакор» стал гегемоном узбекского футбола. Команда 16 раз брала золото чемпионата страны и никому его не отдает с 2019 года. О трагедии 1979-го никто не забыл, каждое 11 августа футболисты, сотрудники и болельщики команды возлагают цветы к мемориалу, открытому на Боткинском кладбище в Ташкенте, в круглые даты проводятся товарищеские игры ветеранов. Памятник также установлен на месте падения самолета в поселке Куриловка Днепропетровской области.