Каждую неделю во всех российских школах проходят классные часы «Разговоры о важном». На них учащиеся вместе с учителями знакомятся с историей России и ее городов, с биографиями известных и значимых личностей, узнают традиции народных праздников. Зачем в учебных заведениях ввели это занятие и какие темы будут разбирать на классных часах в 2024/2025 учебном году — в материале «Ленты.ру».
Что такое «Разговоры о важном»
«Разговоры о важном» — это серия всероссийских классных часов для всех школьников страны. В беседе с «Лентой.ру» учитель русского языка и литературы московской школы №1440 Майя Дорофеева рассказала, что такие занятия проводят как в младших, так и в средних и в старших классах.
«Темы классных часов включают в себя историю страны, отдельных регионов и городов, уроки, посвященные знаменитым людям прошлого и настоящего. Кроме того, мы обсуждаем, насколько Россия многонациональная страна, как важно относиться достойно к людям разных возрастов и другие серьезные нравственные вопросы», — поделилась педагог.
Первые классные часы «Разговоры о важном» прошли в сентябре 2022 года. С тех пор их проводят каждую неделю в течение учебного года
1 сентября 2022 года классный час «Разговоры о важном» провел Владимир Путин. Он встретился со школьникам в Калининграде в рамках посещения Музейного и театрально-образовательного комплекса. На урок с главой государства прибыли школьники — победители олимпиад и конкурсов.
Через год, 1 сентября 2023 года, президент снова провел классный час для учеников. Путин отвечал на вопросы учащихся, рассказывал о важности преемственности поколений, ценностях семьи и любви к Родине.
«Разговоры о важном» не отменяют, даже если учитель заболел. Урок проводит другой педагог. Ответ на вопрос, обязательно ли посещение этих классных часов, положительный, ведь занятия входят в учебную программу годового цикла занятий. За пропуск урока поставят прогул, хотя никаких оценок на таких уроках школьники не получают.
Как проходят «Разговоры о важном»
Классный час всегда проходит в понедельник первым уроком. Он начинается с поднятия флага России (дежурный класс поднимает флаг в актовом зале) и прослушивания гимна стоя. Затем — само занятие. «Для классных руководителей все материалы уже готовы. Учителя проводят классный час по готовым сценариям, которые присылают к каждому уроку организаторы. В него входят все основные и дополнительные материалы: видео, интервью, интерактивные занятия, игры», — пояснила Майя Дорофеева.
Темы и все материалы готовят специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования. Этот проект реализуют Минпросвещения России и Росмолодежь. Идейным вдохновителем выступает генеральный директор российского общества «Знание» Максим Древаль.
Материала всегда очень много, учителя могут взять весь, а могут выбрать из предложенного. Могут вообще построить занятие по своему плану. Стандартный же урок проходит по такой схеме:
- мотивационная часть занятия, где показывают видеоматериалы;
- основная часть, где обсуждают с детьми увиденное;
- заключительная, с играми и интерактивом.
Материалы классных часов находятся в открытом доступе, их могут посмотреть все желающие, в том числе родители
Для всех классов темы одинаковые, но структура урока отличается в зависимости от возраста учеников. Для каждой возрастной группы — свой план занятия.
Возрастные группы, по которым делится структура «Разговоров о важном»:
- 1-4 классы;
- 5-6 классы;
- 7-8 классы;
- 9-11 классы.
«Для младших классов больше интерактива, есть много игр и развлекательных материалов. Для старших, соответственно, больше полезной информации», — рассказала педагог.
13 мая 2024 года в российских школах (и даже колледжах) прошел классный час «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина». Ученики начальной школы участвовали в игре «Путешествие по Лукоморью», во время которой вспоминали сказки Пушкина.
Ребята постарше смотрели видео о том, чем отличались книжный и разговорный варианты русского языка XIX века, того времени, когда жил писатель. А еще сравнивали, как люди говорили до рождения поэта и как говорят сейчас, и рассуждали, почему именно Пушкина считают создателем современного русского языка.
На этом уроке почетным гостем стал советский и российский актер и певец Михаил Боярский. Он рассказал детям, как впервые познакомился с творчеством Пушкина и почему оно важно для каждого человека.
Темы «Разговоров о важном»
Все темы классных часов «Разговоры о важном» можно разделить на три основных блока:
- государственные и профессиональные праздники,
- юбилеи значимых личностей,
- семейные ценности, самореализация и нравственное воспитание.
В 2023/2024 учебных годах были, например, такие темы:
- «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С.Пушкина»;
- «Труд крут»;
- «Как найти свое место в обществе»;
- «Всемирный фестиваль молодежи»;
- «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России».
На официальном сайте «Разговоров о важном» уже опубликованы темы на сентябрь нового учебного года. Среди них есть:
- «Образ будущего. К Дню знаний»;
- «Век информации. 120 лет информационному агентству ТАСС»;
- «Дорогами России»;
- «Путь зерна»;
- «День учителя».
«Темы могут отличаться в зависимости от региона. Например, московские школьники изучают в том числе историю Москвы и городов области», — добавила Майя Дорофеева.
Зачем нужны «Разговоры о важном»
В последнее время вопросам воспитания патриотизма отводится множество внеурочных занятий в школах России. Этому же посвящены многие классные часы «Разговоры о важном». По задумке Минпросвещения, они должны выполнять еще несколько функций:
- формировать чувство гордости за свою страну, ее историю и достижения;
- воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей и разных возрастов;
- проводить профориентацию;
- нравственно воспитывать;
- формировать ценности и культуру поведения.
«Очень важно то, что информация для классных часов собирается из авторитетных источников. Дети ведь ничего не читают — ни журналов, ни книг, ни газет, они берут информацию из интернета, а там она часто непроверенная», — добавила учительница.
Реакция родителей и учителей
Учителя отнеслись к появлению «Разговоров о важном» по-разному. Некоторым не нравятся темы уроков, так как с важными и интересными занятиями соседствуют скучные и недоработанные. Кроме того, для многих педагогов это лишняя нагрузка, ведь к урокам нужно дополнительно готовиться даже при наличии материалов.
Многие родители думали, что классные часы будут политизированными, поделилась Майя Дорофеева. Но это, по ее словам, оказалось не так. «Родители в целом отнеслись спокойно к новому предмету, никаких жалоб не было», — отметила учительница.
А школьники скорее воспринимают их как «обязаловку», которую приходится посещать первым уроком в понедельник. Десятые и одиннадцатые классы часто прогуливают уроки, несмотря на то, что посещение их обязательно.